КОПИЯ
дело № 2-4741/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 августа 2023 года г. Петропавловск-Камчатский
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего (судьи) Липковой Г.А.,
при секретаре Вороновой Т.Д.,
с участием:
истца Н.В.,
представителя ответчика Гилёвой Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Н.В. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
истец Н.В. обратился в суд с иском к ответчику отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – ОСФР по Камчатскому краю) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, назначении досрочной страховой пенсии.
В обоснование своих исковых требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ достиг возраста 60 лет и имеет специальный трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии как проработавший в районах Крайнего Севера более 15 лет.
По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ его трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера составил 17 лет 05 месяцев 21 день и страховой стаж, учитываемый для целей назначения пенсии 30 лет 04 месяца 18 дней, что подтверждают сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
Также указал, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у него возникло право на назначение страховой пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ обратился в клиентскую службу ОСФР по Камчатскому краю через портал «Госуслуги» с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ в установлении пенсии ему отказано, в связи с непредставлением недостающих документов, которые представлены им ДД.ММ.ГГГГ в клиентскую службу.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ во изменение решения № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему отказано в связи с отсутствием достаточного страхового стажа не менее 25 лет.
Считал незаконными доводы ответчика, указанные в решении № от ДД.ММ.ГГГГ, о недостаточности страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии. Поскольку в силу бездействия ответчика, лишен права на получение досрочной страховой пенсии.
Просил суд признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии незаконным и отменить его, назначить досрочную страховую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец Н.В. исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что при составлении искового заявления в его просительной части допущена описка в части неверного указания номера решения, в связи с чем, уточнил требования и просил признать незаконным и отменить решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии. Также пояснил, что ответчиком в страховой стаж не учтен период, в котором являлся приемным родителем в период с сентября 2015 г. по январь 2019 г. и получал пособие. Данная информация имеется в его индивидуальном лицевом счете, однако ответчик не учитывает ее при подсчете стажа. Считал необоснованными доводы ответчика о том, что в страховой стаж не подлежит включению учтенный стаж работы для назначения ему пенсии за выслугу лет. Утверждал, что период работы, когда он являлся опекуном, должен учитываться два раза. Ответчик неверно толкует положения постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».
В судебном заседании представитель ответчика ОСФР по Камчатскому краю Гилёва Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила письменные возражения на иск, в которых указала и суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОСФР по Камчатскому краю с заявлением о назначении пенсии в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 32 Федеральною закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». ОСФР по Камчатскому краю приняло решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием права на назначение страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». После поступления в адрес ОСФР по Камчатскому краю дополнительных документов, по данному делу принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № во изменение решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Н.В. также отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием оснований для назначения в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», и. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», а решение об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным. На дату подачи заявления о назначении пенсии продолжительность страхового стажа Н.В. составила 18 лет 08 месяцев, при требуемой продолжительности не менее 25 лет для мужчин, продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера составила 17 лет 02 месяца 18 дней при требуемой продолжительности не менее 15 лет. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № ОПО ЦНО, выданной УМВД России по Камчатскому краю, Н.В. является получателем пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», при этом периоды службы, работы и (или) иной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ учтены при определении размера пенсии за выслугу лег. Ссылаясь на положения ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях», утверждала, что поскольку периоды службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, то они не подлежат включению в страховой стаж при назначении страховойпенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховойпенсии). Ссылка истца на сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, о наличии у него стажа в размере 30 лет 04 месяца 18 дней, является необоснованной, поскольку сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица содержат сведения обо всех периодах работы истца без исключений, указанных выше. То есть, при назначении страховой пенсии по старости из периодов, учтенных в лицевом счете застрахованного лица, учитываются только те периоды, включение которых предусмотрено нормами пенсионного законодательства.
Таким образом, решение об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ является недействительным, решение от ДД.ММ.ГГГГ № во изменение решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № вынесено на основании имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов в соответствии с нормами права и не подлежит отмене. Требование истца о назначении досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ также не подлежит удовлетворению, поскольку на дату обращения у Н.В. отсутствовало право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Также указала, что период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен в страховой стаж (18 лет 08 месяцев), это отражено в решении. В один период истец мог работать на нескольких работах, но эти периоды не суммируются, они могут повлиять только на сумму. Согласно п. 48 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» в случае совпадения по времени периодов работы с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (ст. 39)
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно положениям пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено о необходимости представить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ следующие документы: справку жилищных органов (о прописке на ДД.ММ.ГГГГ в районах Крайнего Севера); документ об окончании учебного заведения (оригинал или копию заверенную в установленном законом порядке); справку о заработной плате за 60 месяцев до ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления также следует, что ответчиком направлены запросы об истребовании следующих сведений: справка УМВД России по Камчатскому краю о назначении пенсии и включенных периодах; документ, подтверждающий место жительства.
Решением ОСФР по Камчатскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости, поскольку с учетом имеющихся на день рассмотрения представленных Н.В. документов, право на страховую пенсию отсутствует. Истцом не представлены документы, указанные в уведомлении к заявлению о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ. Также из УМВД России по Камчатскому краю не поступил ответ на запрос, а именно: справка с указанием учтенных периодов при назначении Н.В. пенсии за выслугу лет.
После поступления в адрес ОСФР по Камчатскому краю дополнительных документов, по данному делу, вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ № во изменение решения об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, которым Н.В. также отказано в установлении пенсии по причине отсутствия оснований для назначения в соответствии с ч. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», а решение об отказе в установлении пенсии № от ДД.ММ.ГГГГ признано недействительным.
Из указанного решения следует, что по подсчетам пенсионного органа, на дату подачи заявления у истца имеется: страховой стаж – 18 лет 08 месяцев 00 дней, стаж работы в районах Крайнего Севера составляет (РКС) – 17 лет 02 месяца 18 дней, что составляет менее необходимого.
В страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В страховой стаж не включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные периоды службы в Вооруженных силах, учтены при назначении истцу пенсии за выслугу лет.
В стаж в районах Крайнего Севера (РКС) не включен период: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в связи с отсутствием в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица территориальных условий РКС.
Не соглашаясь с данным решением, истец указал, что имеет достаточный страховой стаж для назначения досрочной страховой пенсии.
В соответствии с ч. ч. 2 и 6 ст. 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, в том числе, исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей».
В соответствии со ст. 7 вышеназванного Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 военнослужащим, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).
Право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для лиц, указанных в ст. 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, было впервые введено Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения».
Указанным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 была дополнена ч. 4, устанавливающей, что лица, указанные в ст. 1 этого Закона, при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренных ст. 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, поскольку положения ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в части установления страховой части трудовой пенсии по старости распространены Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., в страховой стаж, требуемый для приобретения права на страховую часть трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы и (или) иной деятельности, в которые лицо подлежало обязательному пенсионному страхованию, имевшие место как до 1 января 2007 г., так и после этой даты. В указанный стаж на основании п. 1 ст. 12 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1. В связи с этим одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается.
Вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О страховых пенсиях» и «О накопительной пенсии» ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 была изложена в новой редакции.
Согласно ч. 4 ст. 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 216-ФЗ лица, указанные в ст. 1 этого Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Частью 4 статьи 13 Федерального закона № 400-ФЗ вступившего в силу с 1 января 2015 г., как и ранее действовавшая норма (абз. 2 п. 1 ст. 12 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), также содержит правило, исключающее возможность одновременного зачета совпадающих по времени периодов в выслугу лет и в страховой стаж, и устанавливает, что при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1, в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с этим Законом.
Приведенные нормативные положения являются элементом правового механизма, гарантирующего пенсионерам, получающим пенсию по Закону РФ от 12.02.1993 № 4468-I и работающим по трудовому договору, возможность получать страховую часть страховой пенсии с учетом страховых взносов, отраженных на их индивидуальных лицевых счетах в Пенсионном фонде Российской Федерации, при наличии условий для назначения страховой пенсии, предусмотренных Федеральным законом № 400-ФЗ.
Установленное действующим правовым регулированием правило, исключающее возможность одновременного зачета в выслугу лет и в страховой стаж хронологически совпадающих периодов, обусловлено тем, что такие периоды были учтены при определении размера пенсии за выслугу лет, носящей характер основной пенсионной выплаты, назначаемой на основании специального закона уволенным со службы военнослужащим как лицам с особым правовым статусом исходя из продолжительности выслуги лет, определяемой на день увольнения со службы.
Как установлено в судебном заседании, с ДД.ММ.ГГГГ Н.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Данное обстоятельство подтверждается представленной ответчиком письменным доказательством - справкой УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № ОПО ЦНО, и истцом не оспаривалось.
В соответствии со справкой УМВД России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ № ОПО ЦНО при определении размера пенсии за выслугу лет Н.В. учтены периоды службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, учитывая, что одновременное включение в выслугу лет и в страховой стаж совпадающих по времени периодов не допускается, указанные периоды ответчиком в страховой стаж истца не включены правомерно, в связи с этим, доводы истца об обратном, судом во внимание не принимаются, как противоречащие п. 4 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ.
Ссылка истца на то, что период с сентября 2015 г. по январь 2019 г., когда являлся опекуном, и который совпал с включенным периодом в страховой стаж при определении размера пенсии, должен учитываться дважды, основана на неверном толковании норма права.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления (далее – Правила).
Пунктом 48 Правил предусмотрено, что в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 2 настоящих Правил, с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере. Лицо, обратившееся за установлением пенсии, может указать в заявлении выбранный им для включения (зачета) в страховой стаж период.
Таким образом, по смыслу названных Правил, повторное включение одного и того же периода в страховой стаж дважды исключается, поскольку учету подлежит один из таких совпадающих периодов, учет которого дает право на страховую пенсию и (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере либо по выбору лица, обратившегося за установлением страховой пенсии.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Как усматривается из решения № об отказе в установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, на дату подачи заявления страховой стаж истца составил 18 лет 08 месяцев 00 дней.
В страховой стаж, стаж работы в районах Крайнего Севера включены периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, указанный страховой стаж является недостаточным для назначения истцу страховой пенсии по старости.
В силу п. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Установив вышеприведенные обстоятельства, заслушав стороны, исследовав письменные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что нарушение прав истца ответчиком не допущено.
В связи с этим, решение об отказе истцу в назначении досрочной страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ №, является законным и обоснованным.
Соответственно, правовых оснований для возложения на ответчика обязанности назначить истцу досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ не имеется, поскольку на указанную дату истец не приобрел соответствующего права, в связи с отсутствием необходимого стажа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Н.В. к отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Камчатскому краю о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии от ДД.ММ.ГГГГ № и его отмене, назначении досрочной страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в течение месяца с даты составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 августа 2023 года.
Судья Г.А. Липкова
подлинник решения находится в деле
Петропавловск-Камчатского городского суда
Камчатского края № 2-4741/2023
УИД № 41RS0001-01-2023-006887-06