Дело № 2-173/2024
УИД 22RS0061-01-2024-000121-58
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Целинное 21 июня 2024 года
Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.,
при секретаре Пастуховой М.В.,
с участием истца - помощника Целинного межрайонного прокурора Егоровой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Целинного района Алтайского края, выступающего в интересах неопределенного круга лиц, к Краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края», Министерству транспорта Алтайского края, Администрации Целинного района Алтайского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, после уточнения которых просил обязать КГКУ «Алтайавтодор» принять меры по приведению автодороги К-05 «Бийск-Мартыново-Ельцовка-граница Кемеровской области» с 68 км. по 73 км. в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; обязать Министерство транспорта Алтайского края профинансировать мероприятия по приведению автодороги К-05 «Бийск – Мартыново – Ельцовка – граница Кемеровской области» с 68 км. по 73 км. в соответствие с требованиями «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», «ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; в соответствии со ст. 206 ГПК РФ установить ответчикам срок для совершения указанных действий до 31.10.2025; признать бездействие Администрации Целинного района Алтайского края в части непринятия мер к лицам, обязанным содержать, ремонтировать, устранять нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения автодороги К-05 «Бийск – Мартыново – Ельцовка – граница Кемеровской области» с 68 км. по 73 км. незаконным.
В обоснование иска указав, что прокуратурой Целинного района проведена проверка по факту ненадлежащего состояния дорог регионального значения на территории Целинного района Алтайского края, в ходе которой установлено, что автомобильная дорога общего пользования регионального значения Алтайского края К-05 «Бийск-Мартыново-Ельцовка-граница с Кемеровской областью» (далее – К-05) является собственностью Правительства Алтайского края и передана в оперативное управление КГКУ «Алтайавтодор». Автодорога К-05 пролегает в окрестностях с. Целинное Целинного района Целинного района с 68 по 73 км., где образует объездную дорогу для движения грузовых автомобилей, минуя населенный пункт, а также на 69 км. указанной автодороги имеется мост через р. Яма. В с. Целинное Целинного района Алтайского края, при въезде в населенный пункт, на пересечении ул. Ленина и ул. Транспортная, а также по ул. Северная установлены запрещающие дорожные знаки 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено". Запрещается движение грузовых автомобилей и составов транспортных средств с разрешенной максимальной массой более 3,5 т (если на знаке не указана масса) или с разрешенной максимальной массой более указанной на знаке, а также тракторов и самоходных машин.
В нарушение требований законодательства Российской Федерации проезжая часть с 68 по 73 км. автодороги К-05 имеет щебеночное покрытие, на котором имеются ямы, выбоины, колеи, просадки. Также проезжая часть автодороги К-05 с 68 по 73 км. не имеет дорожной разметки. Кроме того, на км. 68+933 автодороги К-05, где находится искусственное сооружение на р. Яма (прямоугольная водопропускная труба) длиной 24 м. отсутствуют в полном объеме дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей.
Ввиду того, что участок автодороги К-05 содержится ненадлежащим образом, имеет дефекты покрытия проезжей части, что не позволяет грузовым автомобилям беспрепятственно двигаться по указанному участку автодороги, данные автомобили, которым запрещено движение по с. Целинное Целинного района Алтайского края, вопреки установленному запрету, на постоянной основе, особенно при сложной дорожной обстановке и погодных условиях, осуществляют движение по населенному пункту, что ставит под угрозу безопасность дорожного движения на территории с. Целинное, провоцирует аварийные ситуации на дороге, причиняет ущерб автомобильным дорогам местного значения.
Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию автодороги К-05 КГКУ «Алтайавтодор» не исполнена.
Неудовлетворительное состояние автодороги (в частности, несоблюдение установленных ГОСТов) нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, провоцирует аварийные ситуации на дороге, что может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан, повреждению их имущества.
Ранее в адрес КГКУ «Алтайавтодор» вносилось представление, однако, до настоящего времени выявленные нарушения в полном объеме не устранены.
Определением Целинного районного суда Алтайского края от 22.04.2024 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Правительство Алтайского края.
В судебном заседании процессуальный истец помощник Целинного межрайонного прокурора Егорова Л.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам и настаивала на их удовлетворении. Также пояснила, что бездействие Администрации Целинного района Алтайского края связано с тем, что ею не приняты меры к устранению движения грузовых автомобилей по с. Целинное Целинного района Алтайского края, которое осуществляется вопреки установленному запрету. В связи с бездействием Администрации Целинного района Алтайского края в адрес прокуратуры поступали многочисленные жалобы жителей села на движение большегрузных фур по дорогам села не предназначенных для указанных транспортных средств.
Представитель ответчика КГКУ «Алтайавтодор» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил в суд заявление о признании уточненных исковых требований и отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в силу положений пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 207 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно части 1 статьи 11, части 1 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» проектирование, строительство, реконструкция, ремонт и содержание автомобильных дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности (часть 3 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-Ф3 «О безопасности дорожного движения»).
Министерство транспорта Алтайского края в соответствии Указом Губернатора Алтайского края от 20.11.2018 № 187 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Алтайского края" является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использования автомобильных дорог и осуществления дорожной, организации дорожного движения на территории Алтайского края.
Автомобильные дороги регионального и (или) межмуниципального значения являются собственностью Алтайского края.
В соответствии со ст.7 Закона Алтайского края от 14.09.2006 № 98-3C "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Алтайского края" орган исполнительной власти Алтайского края в сфере управления государственным имуществом управляет и распоряжается имуществом, находящимся в государственной собственности Алтайского края, закрепляет за органами государственной власти Алтайского края, краевыми государственными унитарными предприятиями, краевыми казенными предприятиями, краевыми государственными учреждениями (автономными, бюджетными, казенными) имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
На основании Распоряжения Главного управления имущественных отношений Алтайского края от 15.08.2006 № 579 автомобильные дороги регионального и (или) межмуниципального значения переданы в оперативное управление краевому государственному казенному учреждению «Управление автомобильных дорог Алтайского края». Фактически краевое государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Алтайского края» является законным владельцем всех автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Алтайского края.
В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на сегодняшний день проводятся все необходимые ремонтные работы.
Денежные средства, поступающие из федерального бюджета, на эти цели расписаны и строго планируются Министерством транспорта Алтайского края. Согласно статьи 10 Конституции Российской Федерации государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Алтайского края утверждается законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год. Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований федерального дорожного фонда утверждается постановлением Правительства РФ, порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Алтайского края - постановлением Администрации Алтайского края, в котором прописаны направления расходования средств дорожного фонда - содержание, ремонт, капитальный ремонт и строительство автомобильных дорог региона. Организацию работ по капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог осуществляет государственный заказчик - получатель средств краевого бюджета на ремонт и содержание автомобильных дорог (п.2. Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (утв. постановлением Администрации Алтайского края от 08 сентября 2011 года № 492).
Согласно Устава КГКУ «Алтайавтодор» является некоммерческой организацией и осуществляет исполнение государственных функций, оказание государственных услуг, выполнение работ в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ и Алтайского края полномочий Министерства транспорта Алтайского края (п.2.5. Устава).
В соответствии с п.3.3.1 Устава КГКУ «Алтайавтодор» для достижения целей и реализации деятельности исполняет функции государственного заказчика в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
В рамках осуществления указанной деятельности КГКУ «Алтайавтодор», помимо прочего, размещает государственные заказы на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключает государственные контракты с победителями торгов в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждает в установленном порядке и в пределах компетенции технические задания на разработку проектной документации, осуществляет контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам и т.д.
Согласно п.2 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансирование казенных учреждений осуществляется на основании бюджетной сметы и за счет средств бюджета соответствующего уровня.
В соответствии с п.5 указанной статьи, заключение и оплата учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах, доведенных казенному учреждению бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
Нарушение казенным учреждением требований настоящего пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа управления государственным внебюджетным фондом, органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это бюджетное учреждение.
Согласно п.7 ст. 161 БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее бюджетное учреждение.
Полномочиями учредителя КГКУ «Алтайавтодор» наделено Министерство транспорта Алтайского края, которое является главным распорядителем бюджетных средств в отношении КГКУ «Алтайавтодор».
В соответствии с нормами статей 28,31 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципе самостоятельности бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).
КГКУ «Алтайавтодор» как подведомственное учреждение Министерство транспорта Алтайского края не может самостоятельно принимать решение о включении работ в план мероприятий на очередной финансовый год и не может самостоятельно направлять средства на проведение работ. В полномочия КГКУ «Алтайавтодор» входит заключение государственных контрактов по утвержденным планом направлениям и контроль за исполнением государственных контрактов.
Работы по содержанию автомобильных дорог регионального и (или) межмуниципального значения ведут предприятия дорожного хозяйства Алтайского края.
Автомобильная дорога регионального межмуниципального значения К-05 «Бийск - Мартыново - Ельцовка - граница Кемеровской области» обслуживается государственным унитарным предприятием дорожного хозяйства Алтайского края «Северо-Восточное ДСУ» (филиал «Целинный») в рамках государственного контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог № <номер> от <дата>.
Образующиеся провалы, ямы, колея на проезжей части щебеночного покрытия регулярно устраняются подрядной организацией (производят подсыпку инертных материалов, в 2023 году использовано 360 тонн щебеночно-песчаной смеси и 608 тонн скального грунта, выполнялась планировка щебеночного покрытия) в рамках выделенных средств на содержание. Дорожная разметка на участке автодороги с км 69 по 73 км не наносится, по причине щебеночного покрытия. Искусственное сооружение на км 68+933 на р. Яма (прямоугольная водопропускная труба) длинной 24м., находится в удовлетворительном состоянии. Дорожные боковые ограждения будут установлены согласно проекту организации дорожного движения после капитального ремонта щебеночного участка автодороги. В рамках работ по реконструкции запланирован ремонт участка автомобильной дороги К-05 «Бийск - Мартыново - Ельцовка - граница Кемеровской области» с 68+356 км. по 73+035 км. Сроки выполнения работ до 31.10.2025, объем финансирования согласно плана в 2024 году – 1 000 000 рублей, в 2025 году – 450 000 000 рублей. На текущий момент для безопасности дорожного движения, подрядной организации выписано предписание по установке сигнальных столбиков по обочинам в месте расположении водопропускной трубы км 68+933.
Представитель ответчика – Министерства транспорта Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, о причинах неявки не сообщил, об отложении судебного заседания не просил, возражений относительно заявленных исковых требований не представил.
Представитель ответчика – Администрации Целинного района Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, представил заявление о признании исковых требований, в котором также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица – Государственного унитарного предприятия дорожного хозяйства Алтайского края «Северо-Восточное дорожно-строительное управление» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» на сегодняшний день проводятся ремонтные работы. Между КГКУ «Алтайавтодор» и ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» заключен государственный контракт № <номер> от <дата> на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Алтайского края и искусственных дорожных сооружений на них в северо-восточной зоне в 2023-2024 годах. Автомобильная дорога К05 «Бийск – Мартыново – Ельцовка – граница с Кемеровской областью» входит в перечень дорог, обслуживаемых в рамках указанного государственного контракта. Состав работ определяется нормативной документацией, предъявляемой к содержанию автодорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений, расположенных на них, обеспечивающих безопасное и бесперебойное движение транспортных средств. ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» обязательства в рамках государственного контракта исполняет надлежащим образом, ежемесячно составляются акты приемки выполненных работ, которые подписываются представителями сторон контракта, а также представителем государственного заказчика - КГКУ «Алтайавтодор». Таким образом, ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» выполняет комплекс работ по содержанию указанного участка дороги в пределах доведенного бюджетного финансирования, в том числе регулярно устраняются образующиеся провалы, ямы, колея на проезжей части щебеночного покрытия. Дорожная разметка на участке автодороги с км. 69 по км. 73 не наносится, по причине щебеночного покрытия. Искусственное сооружение на км. 68+933 на р. Яма (прямоугольная водопропускная труба) длинной 24 м., находится в удовлетворительном состоянии. Планом дорожных работ на 2024-2027 гг. планируется выполнить капитальный ремонт данного участка. Дорожные боковые ограждения будут установлены согласно проекту организации дорожного движения после капитального ремонта щебеночного участка автодороги. Кроме того, 14.11.2023 в адрес ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ» (филиал Целинный) было выписано предписание отдела технического надзора, ремонта и содержания дорог КГКУ «Алтайавтодор» о возложении обязанности по установке сигнальных столбиков по обочинам в месте расположении водопропускной трубы км. 68+933, которое было исполнено.
Представитель третьего лица – Правительства Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежаще и своевременно, представил отзыв на исковое заявление, в котором указал, что согласно указу Губернатора Алтайского края от 16.10.2018 № 157 «О структуре Правительства Алтайского края» Правительство Алтайского края состоит из 21 члена, являющиеся должностными лицами (Губернатор Алтайского края, являющийся по должности Председателем Правительства Алтайского края, его заместители, министры и иные члены Правительства Алтайского края). Правительство Алтайского края не имеет структуры для решения конкретных задач, кроме правотворческих.
Обеспечение деятельности Правительства Алтайского края и организацию контроля за выполнением органами исполнительной власти Алтайского края решений, принятых Правительством Алтайского края, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края (ст. 21 закона Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС).
Таким образом, наряду с Правительством Алтайского края систему органов исполнительной власти Алтайского края составляют краевые органы исполнительной власти Алтайского края, обладающие правами юридического лица, гербовой печатью, бланками и штампами со своими наименованиями; подчиняющиеся Правительству Алтайского края и ответственные перед ним за выполнение порученных задач.
Согласно части 3 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основные полномочия высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации закреплены в ст. 33 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ, ст. 86 Устава (Основной Закон) Алтайского края, ст. 7 закона Алтайского края от 02.09.2015 № 68-ЗС, в числе которых участие Правительства края в проведении единой государственной политики в сфере безопасности дорожного движения.
Согласно части 1 статьи 11 закона Алтайского края от 03.12.2008 № 123-ЗС «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Алтайском крае» осуществление дорожной деятельности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается органом исполнительной власти Алтайского края по управлению дорожным хозяйством.
Указом Губернатора Алтайского края от 20.11.2018 № 187 утверждено Положение о Министерстве транспорта Алтайского края (далее Министерство), согласно которому Министерство является исполнительным органом Алтайского края, осуществляющим функции по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности организации дорожного движения на территории Алтайского края.
В соответствии с п. 2.1.4. вышеуказанного Положения Министерство осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
Согласно приложению 9 к закону Алтайского края от 05.12.2023 № 95-ЗС «О краевом бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» на реализацию полномочий Министерства на 2024 год предусмотрено выделение средств из краевого бюджета в размере 23 464 647,60 тыс. рублей.
Таким образом, Министерство является уполномоченным исполнительным органом Алтайского края, не входит в структуру федеральных органов государственной власти, самостоятельно осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке на основании ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав процессуального истца, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд считает уточненные исковые требования подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Судом установлено, что дорога общего пользования регионального значения Алтайского края К-05 «Бийск – Мартыново – Ельцовка – граница с Кемеровской областью» (далее – К-05) является собственностью Правительства Алтайского края и передана в оперативное управление КГКУ «Алтайавтодор», что подтверждается также письменным отзывом представителя КГКУ «Алтайавтодор».
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Под дорожной деятельностью в силу ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно Уставу КГКУ «Алтайавтодор», КГКУ является унитарной некоммерческой организацией, созданной Алтайским краем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Алтайского края полномочий Министерства транспорта Алтайская края.
В соответствии с п.п. 3.3, 3.3.1 Устава КГКУ «Алтайавтодор» для достижения целей и реализации предмета деятельности исполняет функции государственного заказчика (застройщика) в соответствии с законодательством Российской Федерации на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за учреждением на праве оперативного управления, на выполнение проектных и изыскательских работ, а также на оказание услуг по осуществлению строительного контроля.
Указом Губернатора Алтайского края от 20.11.2018 № 187 утверждено Положение о Министерстве транспорта Алтайского края (далее Министерство), согласно которому Министерство является исполнительным органом Алтайского края, осуществляющим функции по участию в проведении государственной политики в области транспорта, использованию автомобильных дорог и осуществлению дорожной деятельности организации дорожного движения на территории Алтайского края.
В соответствии с п. 2.1.4. вышеуказанного Положения Министерство осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
Таким образом, Министерство является уполномоченным исполнительным органом Алтайского края, не входит в структуру федеральных органов государственной власти, самостоятельно осуществляет функции главного администратора (администратора) доходов краевого бюджета и функции главного и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на реализацию возложенных на Министерство полномочий.
В рамках осуществления установленной деятельности КГКУ «Алтайавтодор» размещает государственные заказы на право заключения государственных контрактов на выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования, заключает государственные контракты с победителями торгов в пределах лимитов бюджетных обязательств, утверждает в установленном порядке и в пределах компетенции технические задания на разработку проектной документации, осуществляет контроль за надлежащим исполнением подрядными организациями обязательств по заключенным государственным контрактам.
В целях реализации установленной деятельности между КГКУ «Алтайавтодор» и ГУП ДХ АК «Северо-Восточное ДСУ заключен государственный контракт № 08172000003220170000001 от 27.12.2022 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Алтайского края и искусственных дорожных сооружений на них в Северо-Восточной зоне в 2023-2024 гг., согласно которому автомобильная дорога К-05 «Бийск – Мартыново – Ельцовка – граница с Кемеровской областью» входит в перечень дорог, обслуживаемых в рамках указанного государственного контракта.
В силу п. 3.1 "ГОСТ 33178-2014. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Классификация мостов" (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.08.2015 N 1119-ст) мостовое сооружение: инженерное дорожное сооружение (мост, путепровод, эстакада и др.), устраиваемое при пересечении транспортного пути с естественными или искусственными препятствиями; часто заменяется термином "мост".
В силу ч. 1 ст. 17 Закона №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
На основании п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.10.2020 N 1737 "Об утверждении Правил ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения" организация работ по ремонту автомобильных дорог и работ по содержанию автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог, находящихся в оперативном управлении подведомственных Федеральному дорожному агентству федеральных казенных учреждений, осуществляется указанными учреждениями, а в отношении автомобильных дорог, находящихся в доверительном управлении Государственной компании "Российские автомобильные дороги", - Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" (далее - учреждения).
Согласно п. 12 ст. 3 Закона №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения
В силу п.3 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» одной из целей настоящего Федерального закона является обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог, улучшение их технического состояния.
Раздел 1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" (далее- ГОСТ) определяет, что Настоящий стандарт устанавливает требования к параметрам и характеристикам эксплуатационного состояния (транспортно-эксплуатационным показателям) автомобильных дорог общего пользования (далее - дорог), улиц и дорог городов и сельских поселений (далее - улиц), железнодорожных переездов, допустимого по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, методам их контроля, а также предельные сроки приведения эксплуатационного состояния дорог и улиц в соответствие его требованиям.
Согласно п. 4.4 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
На основании п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
В силу п. 5.2.5 ГОСТ Р 50597-2017 не допускаются отдельные выступы или углубления в зоне деформационных швов высотой или глубиной более 3 см, их устранение на всех категориях дорог и группах улиц осуществляют в течение 7 суток с момента обнаружения.
В нарушение указанных статей закона проезжая часть с 68 по 73 км. автодороги К-05 имеет щебеночное покрытие, на котором имеются ямы, выбоины, колеи, просадки.
В соответствии с п. 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 обочины и разделительные полосы не должны иметь дефектов (таблица А.2 приложения А), влияющих на безопасность дорожного движения,
Согласно п. 6.3.1 ГОСТ Р 50597-2017 дороги и улицы должны иметь дорожную разметку по ГОСТ 32953, форма, размеры и цвет которой должны соответствовать ГОСТ Р 51256. Разметка должна быть нанесена по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденным проектом (схемой) организации дорожного движения.
На основании п. 6.3.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожная разметка не должна иметь дефектов, указанных в таблице Б.2 приложения Б. Устранение дефектов осуществляют в сроки, приведенные в таблице 6.2, то есть в срок не более 30 суток.
В нарушение указанных статей закона проезжая часть автодороги К-05 с 68 по 73 км. не имеет дорожной разметки.
В силу п. 6.5.1 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения должны соответствовать требованиям ГОСТ 33128 и ГОСТ Р 52607, длины начального и концевого участков ограждений - требованиям ГОСТ Р 52607 и быть установлены по ГОСТ Р 52289.
В соответствии с п. 8.1.2 "ГОСТ Р 52289-2019. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств" (утв. Приказом Росстандарта от 20.12.2019 N 1425-ст) дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей (далее - ограждения) устанавливают, в том числе, на обочинах автомобильных дорог.
В соответствии с п. 6.5.2 ГОСТ Р 50597-2017 дорожные ограждения и бортовой камень не должны иметь дефектов, указанных в таблице Б.4 приложения Б. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.4.
В нарушение указанных статей закона на км. 68+933 автодороги К-05, где находится искусственное сооружение на р. Яма (прямоугольная водопропускная труба) длиной 24 м. отсутствуют в полном объеме дорожные удерживающие боковые ограждения для автомобилей.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 13.02.2024 и фототаблицей к нему.
Несоблюдение установленных ГОСТов нарушает права граждан на безопасность дорожного движения, провоцируют аварийные ситуации на дороге, что может привести к причинению вреда жизни и здоровья граждан, повреждению их имущества, в связи с чем, уточненные исковые требования прокурора суд признает законными и обоснованными.
Принимая решение об удовлетворении уточненных исковых требований, суд считает необходимым установить срок для его исполнения, а именно до 31.10.2025 с учетом объема работ, необходимостью его финансирования, который являятся разумным и достаточным.
Бездействие Администрации Целинного района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер к устранению движения грузовых автомобилей по с. Целинное Целинного района Алтайского края, что привело к движению грузовых автомобилей по дорогам с. Целинное Целинного района Алтайского края, в нарушение установленного запрета, следует признать незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.10.2025 ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░-05 «░░░░░ – ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 68 ░░ ░░ 73 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░», «░░░░ ░ 52289-2019. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>) ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 31.10.2025 ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░-05 «░░░░░ – ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 68 ░░ ░░ 73 ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░ ░ 50597-2017. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░», «░░░░ ░ 52289-2019. ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░».
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ (<░░░░░░ ░░░░░░>), ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░-05 «░░░░░ – ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░ – ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» ░ 68 ░░ ░░ 73 ░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░ 2024 ░░░░.