Дело № 2-1769/2022
УИД 79RS0002-01-2022-003442-10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 июня 2022 года г. Биробиджан
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области в составе
судьи Шариповой Ю.Ф.,
с участием:
процессуального истца помощника прокурора Биробиджанского района ЕАО Высотина Д.В.,
материального истца Дмитриева Г.В.,
представителя ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеевой А.Е.,
при секретаре Щербаковой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах Дмитриева Геннадия Викторовича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Биробиджанского района ЕАО в интересах Дмитриева Г.В. обратился в суд с иском к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда, указав, что истец является инвалидом, состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница». Должностными лицами ОГБУЗ «Валдгеймская центральная районная больница» Дмитриеву Г.В. выписаны рецепты на получение лекарственных препаратов: от 14.03.2022 № 79 ВА № 2151682106 «Dorzolamidi gtt 2 % 5 ml; №1»; от 14.04.2022 № 79 ВА № 2151682881 «Losartani tab.obd. 25 mg; № 30». Указанные рецепты предъявлены в ГП ЕАО «Фармация» для обслуживания 16.03.2022 и 15.04.2022 соответственно. До настоящего времени рецепты не обслужены, лекарственные препараты не выданы. Просят обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить Дмитриева Г.В., 13.09.1944 года рождения лекарственными препаратами за счёт средств федерального бюджета в соответствии с выписанными рецептами: от 14.03.2022 № 79 ВА № 2151682106 «Dorzolamidi gtt 2 % 5 ml; №1»; от 14.04.2022 № 79 ВА № 2151682881 «Losartani tab.obd. 25 mg; № 30»; взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Дмитриева Г.В. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.
В порядке подготовки к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены ОГБУЗ «Валдгеймская районная больница», ГП ЕАО «Фармация».
В судебном заседании процессуальный истец помощник прокурора Биробиджанского района ЕАО Высотин Д.В. исковые требования поддержал в полном объёме по доводам искового заявления.
Материальный истец Дмитриев Г.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме, по существу поддержал доводы искового заявления. Дополнительно суду пояснил, что с марта 2022 года перебои в получении лекарственных препаратов, в связи с чем ему приходится самостоятельно их приобретать. Препараты дорогостоящие, денег не хватает. По причине отсутствия лекарственных препаратов он нервничает, переживает, так как хочет как можно дольше сохранить зрение.
Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО Цыбукеева А.Е., действующая на основании доверенности, исковые требования в части обеспечения лекарственными препаратами признала в полном объёме. В части взыскания компенсации морального вреда просила отказать. Вины департамента нет, аукционы объявлены. На препарат «лазартан» больница заявку не подавала.
Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без их участия. В письменном отзыве указал, что истец должен быть обеспечен указанными в иске лекарственными средствами, в части взыскания компенсации морального вреда оставил требования на усмотрение суда.
Представитель третьего лица ОГБУЗ «Валдгеймская районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без их участия
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, и, заслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Из материалов дела следует, что Дмитриев Г.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, состоит на диспансерном учёте в ОГБУЗ «Валдгеймская районная больница» с диагнозом «гипертоническая болезнь 3 ст АГ 0-1 ст. Риск 4, ХСН 2А ФК 2; начальная сениальная катаракта».
14.03.2022 Дмитриеву Г.В. выписан льготный рецепт серии № 79 ВА № 2151682106 на получение лекарственного препарата «Dorzolamidi gtt 2 % 5 ml; №1», 14.04.2022 выписан льготный рецепт № 79 ВА № 2151682881 на получение лекарственного препарата «Losartani tab.obd. 25 mg; № 30».
Данные лекарственные средства включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждённый распоряжением Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р.
В судебном заседании установлено, что данные рецепты до настоящего времени не отпущены, что подтверждается выпиской из реестра. Срок нахождения на отсроченном обслуживании рецепта серии № 79 ВА № 2151682106 – 91 день, рецепта серии № 79 ВА № 2151682881 – 61 день.
Как следует из представленной ОГБУЗ «Валдгеймская районная больница» информации Дмитриеву Г.В. регулярно выписываются рецепты на необходимые лекарственные средства и медицинские изделия, которые являются для пациента жизненнонеобходимыми, следовательно, выдача данных лекарственных средств по выписанным рецептам остаётся актуальной.
Согласно пункту 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.
В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе такие социальные услуги, как обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты (пункт 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
На основании вышеприведенных норм закона, Дмитриев Г.В. имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.
Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.
Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».
Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.
Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.
В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.
Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.
Поскольку организация обеспечения инвалидов лекарственными средствами на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО, исковые требования прокурора Биробиджанского района ЕАО в части возложения на департамент здравоохранения правительства ЕАО обязанности по обеспечению Дмитриева Г.В. необходимыми лекарственными средствами по выписанным рецептам являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Рассматривая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 22 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.
Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе посредством бесплатного обеспечения изделиями медицинского назначения может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.
Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения относится к числу мер социальной поддержки ряда категорий граждан, в том числе инвалидов, и направлена на обеспечение определенного жизненного уровня этих граждан, необходимого для поддержания их здоровья и благосостояния. Произвольное, то есть в отсутствие установленных законом оснований, лишение гражданина уполномоченным органом права на эти меры социальной поддержки нарушает не только непосредственно его имущественные права, но и влечет нарушение личных неимущественных прав такого гражданина, в числе которых здоровье гражданина.
С учетом приведенных обстоятельств право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение лекарственными средствами тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Материалами дела вина департамента здравоохранения правительства ЕАО в причинении Дмитриеву Г.В. морального вреда нашла свое подтверждение, поскольку ответчиком не предприняты все зависящие от него меры для приобретения необходимых лекарственных препаратов и обеспечения ими материального истца, что повлекло причинение нравственных страданий, обусловленных переживаниями за свою жизнь и здоровье, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного принятия лекарственных препаратов, назначенных врачом и необходимых истцу по жизненным показаниям.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, возраст истца, его заболевание, то обстоятельство, что до настоящего времени истец не обеспечен назначенными ему по жизненным показаниям препаратами, степень вины ответчика, суд, руководствуясь требованиями разумности и справедливости, приходит к выводу о взыскании с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу истца Дмитриева Г.В. в качестве компенсации морального вреда 5000 рублей.
Оснований для взыскания с ответчика компенсации морального вреда в большем размере, суд по представленным стороной истца доказательствам не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Биробиджанского района ЕАО в интересах Дмитриева Геннадия Викторовича к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственными средствами, взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Обязать департамент здравоохранения правительства ЕАО обеспечить Дмитриева Геннадия Викторовича лекарственным средством «Dorzolamidi gtt 2 % 5 ml; №1» в соответствии с выписанным рецептом от 14.03.2022 № 79 ВА № 2151682106; лекарственным средством «Losartani tab.obd. 25 mg; № 30» в соответствии с выписанным рецептом от 14.04.2022 № 79 ВА № 2151682881.
Взыскать с департамента здравоохранения правительства ЕАО в пользу Дмитриева Геннадия Викторовича компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей
Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Ф. Шарипова
Мотивированное решение изготовлено 27.06.2022.