Дело № 2-557/2024 (УИД № 65RS0001-01-2023-007448-51)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 мая 2024 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области
В составе:
председательствующего судьи Моталыгиной Е.А.,
при секретаре Седовой Н.А.,
с участием:
старшего помощника Сахалинского транспортного прокурора ФИО.
истца ФИО,
представителя ответчика ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Сахалинского транспортного прокурора в интересах ФИО к Сахалинской таможне о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации за задержку выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска,
УСТАНОВИЛ:
Сахалинский транспортный прокурор обратился в Южно-Сахалинский городской суд в интересах ФИО с иском к Сахалинской таможне о взыскании задолженности денежной компенсации за неиспользованные 35 дней отпуска в размере 13345,10 рублей, а также о признании причин пропуска исковой давности уважительными и восстановлении срока для обращения в суд.
В обоснование иска указано, что на основании обращения ФИО Сахалинской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения Сахалинской таможней ее трудовых прав, в ходе которой установлено, что ФИО состояла на государственной гражданской службе в Сахалинской таможне с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Приказом № она уволена с гражданской службы и пунктом 2 приказа установлено выплатить ей денежную компенсацию неиспользованной части отпуска в количестве 35 календарных дней.
Приказами Дальневосточного таможенного управления ФТС о материальном стимулировании федеральных государственных служащих органов Дальневосточного таможенного управления за достигнутые показатели результативности и эффективности деятельности в 1, 2, 3, 4 кварталах 2021 года, в 1,2 кварталах 2022 года соответственно № распределены бюджетные ассигнования, направленные на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих Дальневосточного таможенного управления за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, в том числе Сахалинской таможни за 1-4 кварталы 2021 года и 1-2 кварталы 2022 г..
Во исполнение указанного Сахалинской таможней в период 2020 – 2022 годы изданы приказы о выплате единовременных поощрений государственным гражданским служащим таможни за достижение показателей результативности и эффективности, в частности №, согласно которым ФИО выплачены соответственно единовременные поощрения в размере 22672 руб. 13 коп., 28747 руб. 73 коп., 5000 руб., 35125 рублей, а также № согласно которым ФИО выплачено соответственно единовременное поощрение в размере 32750 руб., 34313 руб., 40605 руб., 46424 руб.
В ходе проверки было установлено, что расчет денежной компенсации при увольнении ФИО за неиспользованный отпуск выполнен без учета выплат материального стимулирования, что привело к задолженности, поскольку материальное стимулирование гражданских служащих ФТС сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку задолженность выявлена в ходе прокурорской проверки, ФИО не знала о незаконности расчета, самостоятельно она проверить законность начисления отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не могла.
В последующем истица неоднократно уточняла и увеличивала исковые требования и в окончательной редакции от 22.04.2024 г. просила признать причины пропуска исковой давности уважительными и восстановить срок для обращения в суд, а также:
- взыскать задолженность денежной компенсации за неиспользованные 35 дней отпуска в размере 13345,10 рублей;
- взыскать компенсацию за задержку выплаты заработной платы при увольнении за период с 31.05.2022 г. по 31.01.2024 г. в размере 6019,58 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО, истица ФИО исковые требования с учетом уточнений в редакции от 22.04.2024 г. поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Просили суд восстановить срок для обращения в суд, поскольку пропущен по объективным причинам, несмотря на то, что истица является бухгалтером.
Истица ФИО в судебном заседании дополнительно пояснила, что она в связи с нарушением её прав вовремя обратилась с заявлением в прокуратуру, чтобы помогли оформить юридически грамотно заявление и защитить её интересы в суде.
Представитель Сахалинской таможни ФИО, действующая на основании доверенности, с иском не согласилась по основаниям, изложенным в возражении и в дополнительном возражении на иск, заявила о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд, дополнительно пояснив, что расчет ими проверен, арифметически расчет компенсации за неиспользованные дни отпуска верен.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 37 (часть 3) Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Согласно п.4 ч.1 ст.14, чч.1, 2, 5 и 10 ст.50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим ФЗ, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом. Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, - которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым, в т.ч., относятся премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций госоргана, исполнения должностного регламента. Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Приказом ФТС РФ от 30.10.06г. № 1058 утвержден Порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов РФ, в соответствии с пунктом 2 которого премирование гражданских служащих производится за выполнение особо важных и сложных заданий руководства таможенного органа, выполнение установленных плановых заданий с учетом добросовестного и качественного исполнения должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом и задачами, возложенными на таможенный орган согласно Положению о Федеральной таможенной службе и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Подпунктом «е» п.9 указанного Порядка установлено, что гражданским служащим за безупречную и эффективную службу производится выплата единовременных поощрений, в том числе за существенный вклад в результаты деятельности таможенного органа, инициативу и профессионализм при выполнении установленных полномочий.
Таким образом, дополнительные выплаты в виде единовременных поощрений за безупречную и эффективную службу также составляют денежное содержание гражданского служащего (определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 09.11.23г. №88-10332/2023).
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в т.ч. на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.07 г. №562 (действующими в период спорных отношений).
Согласно п.2 и 6 указанных Правил, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Кроме того, воспроизведены положения чч. 2 и 5 ст.50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ о составе денежного содержания гражданского служащего. Спорные выплаты, производимые за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного ФОТ, не упомянуты в п.2 Правил, из чего исходил ответчик, не учитывая их при расчете денежного содержания истицы в целях исчисления компенсаций при увольнении.
Положения о порядке формирования ФОТ гражданских служащих содержатся в ст. 51 Федерального закона от 27.07.04г. № 79-ФЗ, которой предусмотрено, что при таком формировании сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): оклада за классный чин - в размере 4-х должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере 3-х должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере 14-и должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере 1.5 должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере 2-х окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере 3-х окладов денежного содержания.
ФОТ федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных ч. 2 данной статьи, а также за счет средств: на выплату районного коэффициента; на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ; на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Порядок формирования ФОТ федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом РФ.
Согласно ч. 1 Указа Президента РФ от 31.12.2021 № 751 "О формировании фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетной палаты федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" (вместе с "Порядком формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетной палаты федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус"), Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федеральных государственных органов, органов публичной власти федеральной территории "Сириус", контрольно-счетной палаты федеральной территории "Сириус" и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус" формируется исходя из установленной предельной штатной численности федеральных государственных гражданских служащих этих органов и размеров месячных окладов федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы (далее - должностные оклады), установленных приложением № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" и приложением к Указу Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. № 442 "О совершенствовании оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации"
Таким образом, материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного ФОТ относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, а соответственно суммы материального стимулирования, выплаченные истице в период службы в соответствии с приказами ответчика, должны учитываться при расчете ее среднего заработка для оплаты компенсаций за неиспользованный отпуск.
Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
С учетом письма Минфина РФ от 15.07.14г. № 14-04-05/34482, где на основе положений ст.50-51 Федерального закона от 27.07.04г. №79-ФЗ сделан вывод о том, что формирование ФОТ гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.14г. № 238-7 следует, что для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске) в соответствии с пп. 6 и 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6.09.07г. № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст.50 Федерального закона, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 27.03.14г. №238-7.
Из материалов дела следует, что ФИО состояла в трудовых отношениях с Сахалинской таможней на государственной гражданской службе в период с 01.12.2014 г. по 31.05.2022 г., что подтверждается приказами №.
В период трудовой деятельности ФИО приказами ДВТУ ФТС РФ о материальном стимулировании федеральных государственных служащих органов ДВТУ за достигнутые показатели результативности и эффективности деятельности в 1-4 кварталах 2021г., в 1-2 кварталах 2022 г., соответственно № были распределены бюджетные ассигнования, направленные на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих ДВТУ за достижение показателей результативности и эффективности деятельности, в том числе Сахалинской таможне за 1-4 кварталы 2021г.
Во исполнение указанного, Сахалинской таможней в период 2020-2021гг. изданы приказы о выплате единовременных поощрений государственным гражданским служащим таможни за достижение показателей результативности и эффективности, в том числе №, согласно которым ФИО выплачены соответственно единовременные поощрения в размере 22672 рублей 13 копеек, 28747 рублей 73 копеек, 50 00 рублей, 35125 рублей, а также № согласно которым истцу выплачено соответственно единовременное поощрение в размере 32750 рублей, 34313 рублей, 40605 рублей, 46424 рублей.
Приказом начальника Сахалинской таможни №, служебный контракт с ФИО расторгнут, она освобождена от замещаемой должности гражданской службы и уволена 31.05.2022 г.; указано о выплате ФИО в том числе денежной компенсации неиспользованной части отпуска в количестве 35 календарных дней.
В ходе проведенной в 2022г. Сахалинской транспортной прокуратурой проверки установлено, что денежная компенсация ФИО за неиспользованный отпуск, выплачена без учета вышеназванных выплат материального стимулирования, что не отвечает требованиям действующего законодательства.
Согласно не оспариваемого стороной ответчика расчета, недоплата составила 13345,10 рублей (НДФЛ исчислен)
На основании изложенного, а также вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу, что истица имела право на получение денежной компенсация за неиспользованный отпуск с учетом материального стимулирования, в связи с чем заявленные прокурором в интересах ФИО требования являются законными и обоснованными.
В судебном заседании представителем ответчика заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд.
Так, согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. При пропуске по уважительным причинам указанных сроков, они могут быть восстановлены судом.
В п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 17.03.04г. №2 «О применении судами ТК РФ» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (в т.ч. болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Из материалов дела следует, что последним днем работы ФИО являлось 31.05.2022 г.; учитывая, что согласно ст. 140 ТК РФ, при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя производится в день увольнения, - то годичный срок обращения в суд истек 31.05.23г., в то время как с иском по настоящему гражданскому делу истец обратился в суд лишь 16.08.23г., то есть с пропуском срока.
Однако, как следует из материалов дела, истец ФИО не имеет юридического образования, в связи с чем не могла самостоятельно осуществлять защиту своих нарушенных трудовых прав, и 13.06.2023 г. была вынуждена обратиться в прокуратуру с соответствующим заявлением. Лишь после проведенной прокуратурой проверки и предоставлений сведений о результатах рассмотрения представления, стало достоверно известно о допущенном бывшим работодателем истца нарушении трудовых трав ФИО, после чего до истечения 1 месяца со дня начала проверки, 12.07.23г. прокуратурой был подготовлен иск, и получен Южно-Сахалинским городским судом 16.08.23г.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу полагает, что имеются достаточные основания для признания уважительными причин пропуска ФИО срока разрешением индивидуального трудового спора, его восстановлении и, соответственно, удовлетворении заявленного искового заявления.
Рассматривая требования о взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в соответствии со ст. 236 Трудового Кодекса РФ суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной стопятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в абзаце втором пункта 7 Постановления от 11 апреля 2023 года № 16-П "По делу о проверке конституционности статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго части первой статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.Б. Сергеева", предусмотренные частью первой статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации проценты (денежная компенсация) подлежат взысканию с работодателя и в том случае, когда причитающиеся работнику выплаты не были ему начислены и выплачены своевременно, а решением суда было признано право работника на их получение. При этом размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных денежных сумм со дня, следующего за днем, когда в соответствии с действующим правовым регулированием эти выплаты должны были быть выплачены при своевременном их начислении, по день фактического расчета включительно.
Судом установлено, что ответчиком не была своевременно произведена выплата полагающихся истцу сумм при увольнении.
С расчетом компенсации за задержку выплаты заработной платы, представленным истцом, суд согласиться не может, поскольку расчет сделан без исчисления НДФЛ, в связи с чем суд приводит свой расчет на сумму 13 345,10 рублей.
Расчёт процентов по задолженности зарплаты за май 2022 | |||||||
Задолжен-ность | Период просрочки | Ставка | Доля ставки | Формула | Проценты | ||
с | по | Дн. | |||||
13 345,10 | 01.06.2022 | 13.06.2022 | 13 | 11,00 % | 1/150 | 13 345,10 ? 13 ? 1/150 ? 11% | 127,22 р. |
13 345,10 | 14.06.2022 | 24.07.2022 | 41 | 9,50 % | 1/150 | 13 345,10 ? 41 ? 1/150 ? 9.5% | 346,53 р. |
13 345,10 | 25.07.2022 | 18.09.2022 | 56 | 8,00 % | 1/150 | 13 345,10 ? 56 ? 1/150 ? 8% | 398,57 р. |
13 345,10 | 19.09.2022 | 23.07.2023 | 308 | 7,50 % | 1/150 | 13 345,10 ? 308 ? 1/150 ? 7.5% | 2 055,15 р. |
13 345,10 | 24.07.2023 | 14.08.2023 | 22 | 8,50 % | 1/150 | 13 345,10 ? 22 ? 1/150 ? 8.5% | 166,37 р. |
13 345,10 | 15.08.2023 | 17.09.2023 | 34 | 12,00 % | 1/150 | 13 345,10 ? 34 ? 1/150 ? 12% | 362,99 р. |
13 345,10 | 18.09.2023 | 29.10.2023 | 42 | 13,00 % | 1/150 | 13 345,10 ? 42 ? 1/150 ? 13% | 485,76 р. |
13 345,10 | 30.10.2023 | 17.12.2023 | 49 | 15,00 % | 1/150 | 13 345,10 ? 49 ? 1/150 ? 15% | 653,91 р. |
13 345,10 | 18.12.2023 | 31.01.2024 | 45 | 16,00 % | 1/150 | 13 345,10 ? 45 ? 1/150 ? 16% | 640,56 р. |
Итого: | 5 237,06 р. | ||||||
Указанная сумма компенсации за несвоевременную выплату заработной платы в размере 5237,06 рублей подлежит взысканию в пользу истца.
В удовлетворении исковых требований в большем размере суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Сахалинского транспортного прокурора в интересах ФИО к Сахалинской таможне о взыскании компенсации за неиспользованные дни отпуска, компенсации за задержку выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска удовлетворить частично.
Взыскать с Сахалинской таможни (ИНН №) в пользу ФИО (паспорт №) задолженность денежной компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13345 рублей 10 копеек (НДФЛ исчислен), компенсацию за задержку выплаты компенсации за неиспользованные дни отпуска в размере 5237,06 рублей.
В удовлетворении исковых требований в большем размере отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Е.А. Моталыгина