Дело № 2-3413/2024 УИД 76RS0014-01-2024-002553-14 изг. 13.08.2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 августа 2024 года г.Ярославль
Кировский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Ляминой К.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 124», департаменту образования мэрии г. Ярославля о понуждении к исполнению требований пожарной безопасности,
установил:
Заместитель прокурора Кировского района г. Ярославля обратился с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ «Детский сад № 124», департаменту образования мэрии г. Ярославля о понуждении к исполнению требований пожарной безопасности, просит обязать департамент образования мэрии г. Ярославля в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу выделить финансирование для выполнения работ по устранению нарушений Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, а именно на обеспечение противопожарной защиты здания (территории) МДОУ «Детский сад № 124», расположенного по адресу г. Ярославль ул. Рыбинская д.32а автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо на организацию круглосуточного дежурства персонала непосредственно у мест установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств ручного их открывания; обязать МДОУ «Детский сад № 124» в течение 6 месяцев со дня поступления финансирования выполнить работы по устранению нарушений п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, а именно: обеспечить противопожарную защиту здания (территории), расположенного по адресу г. Ярославль ул. Рыбинская д.32а автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо на организацию круглосуточного дежурства персонала непосредственно у мест установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств ручного их открывания. В обоснование заявленных исковых требований указывает на то, что в нарушение требований п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 здание ( территория) МДОУ «Детский сал № 124» по адресу г. Ярославль ул. Рыбинская д.32а не обеспечена автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах, круглосуточное дежурство персонала непосредственно у мест установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств ручного их открывания не организовано. Данное нарушение не обеспечивает пожарную безопасность неопределенного круга лиц- воспитанников МДОУ «Детский сал № 124», сотрудников, родителей.
В судебном заседании прокурор Кузина А.С. исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что под круглосуточным дежурством персонала непосредственно у мест установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств ручного их открывания понимается нахождение сотрудника на незначительном расстоянии от ограждающего устройства. Организация МДОУ «Детский сал № 124» дежурства на расстоянии 12 м. от ворот не обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности.
Представитель ответчика департамента образования мэрии г. Ярославля по доверенности Афанасьева Е.С. против удовлетворения исковых требований возражала указывая на то, что бюджет на 2024 год мэрии г. Ярославля сформирован, выделение финансирования на обеспечение противопожарной защиты здания (территории), расположенного по адресу г. Ярославль ул. Рыбинская д.32а автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо на организацию круглосуточного дежурства персонала непосредственно у мест установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств ручного их открывания в бюджете не предусмотрено. Требования пожарной безопасности МДОУ «Детский сал № 124» исполняются: ворота, ограждающие территорию, находятся в непосредственной близости от здания детского сада, на ворота выходит камера видеонаблюдения, изображение с которой транслируется на монитор, находящийся в комнате сторожа. Круглосуточное дежурство сторожа обеспечено.
Представитель ответчика МДОУ «Детский сал № 124» директор Колычева М.А. против удовлетворения исковых требований возражала, указывая на то, что требования пожарной безопасности МДОУ «Детский сал № 124» исполняются. Несмотря на то, что ворота, ограждающие территорию МДОУ «Детский сал № 124» открываются в ручном режиме, автоматической системой открывания ворот не обеспечены, детским садом организовано круглосуточное дежурство персонала в непосредственной близости от ворот. На ворота выходит камера видеонаблюдения, изображение с которой транслируется на монитор, находящийся в комнате сторожа. Комната сторожа расположена на расстоянии 12 м. от ворот, что может быть расценено как дежурство персонала в непосредственной близости от ворот. В случае удовлетворения требований просит увеличить срок для исполнения.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлен ряд основных понятий: пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Согласно статье 20 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (часть 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).
Согласно частям 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Требования пожарной безопасности, определяющие порядок поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности установлены в «Правилах противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации бремя содержания имущества несет собственник, если иное не установлено законом или договором.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Абзацем 4 пункта 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, установлено, что система противопожарной защиты в случае пожара должна обеспечивать автоматическую разблокировку и (или) открывание шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах, а также нахождение их в открытом положении для обеспечения беспрепятственного проезда пожарной техники, допускается ручное открывание при организации круглосуточного дежурства персонала непосредственно у места установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств на проездах или дистанционно при устройстве видео- и аудиосвязи с местом их установки.
Материалами дела установлено, что МДОУ «Детский сал № 124» расположен по адресу г. Ярославль ул. Рыбинская д.32а. Территория детского сада ограждена, имеются въездные ворота. Ворота, ограждающие территорию МДОУ «Детский сал № 124» открываются в ручном режиме, автоматической системой открывания ворот не обеспечены. На ворота выходит камера видеонаблюдения, изображение с которой транслируется на монитор, находящийся в комнате сторожа. При этом, детским садом организовано круглосуточное дежурство персонала, дежурство осуществляется в комнате сторожа, в которую выведены изображения с камер видеонаблюдения, в том числе с камеры, установленной на въездные ворота.
Суд полагает, что, несмотря на то, что МДОУ «Детский сал № 124» предприняты меры по соблюдению требований пожарной безопасности, принятые меры в полном объеме не обеспечивают соблюдение требований п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, поскольку ворота не обеспечены системой автоматической разблокировки, а дежурство персонала осуществляется на значительном расстоянии от входных ворот. Дежурство персонала на расстоянии 12 м. от ворот не обеспечивает соблюдение требований п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, в связи с чем в целях обеспечения исполнения требований пожарной безопасности ответчику МДОУ «Детский сал № 124» следует либо обеспечить ворота системой автоматической разблокировки, либо организовать дежурство персонала в непосредственной близости от въездных ворот.
Суд полагает, что требования к ответчику МДОУ «Детский сал № 124» подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд полагает, что оснований для понуждения департамента образования мэрии г. Ярославля осуществить финансирование вышеуказанных работ не имеется, поскольку данные действия повлекут вмешательство в бюджетный процесс, что недопустимо.
Суд соглашается с доводами ответчиков о том, что, поскольку финансирование на проведение требуемых прокурором работ в 2024 году не выделено, решение вопроса о выделении финансирования на заявленные цели будет производиться при формировании бюджета на 2025 год, без выделения финансирования исполнение требований прокурора невозможно, должен быть установлен срок исполнения требований прокурора в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора Кировского района г. Ярославля в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 124» (ИНН 7604041186), департаменту образования мэрии г. Ярославля (ИНН 7604011463) о понуждении к исполнению требований пожарной безопасности удовлетворить частично.
Обязать Муниципальное дошкольное образовательное учреждению «Детский сад № 124» (ИНН 7604041186) в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить работы по устранению нарушений п. 71 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479, а именно: обеспечить противопожарную защиту здания (территории), расположенного по адресу г. Ярославль ул. Рыбинская д.32а автоматической разблокировкой и (или) открыванием шлагбаумов, ворот, ограждений и иных технических средств, установленных на проездах и подъездах либо на организацию круглосуточного дежурства персонала непосредственно у мест установки шлагбаума, ворот, ограждения и иных технических средств ручного их открывания.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева