Судья: Иванова А.И. дело N 33а-7174/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 июля 2023 года г.Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Сивохина Д.А.,
судей Ромадановой И.А. и Лешиной Т.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яковлевой Е.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области на решение Ленинского районного суда г.Самары от 13 марта 2023 г. по административному делу N 2а-651/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области о взыскании с Щеголева В.П. обязательных платежей и санкций.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения представителя МИФНС России N 2 по Самарской области Терешкиной Е.В., Щеголева В.П. и его представителя Черных А.А., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области (далее – налоговая инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Щеголеву В.П. о взыскании 268 224,59 рублей, в том числе: 265 103 рубля - задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, 3 121,59 рублей - пени, начисленные на сумму недоимки, указав в обоснование, что Щеголев В.П. в силу положений ст.388 Налогового кодекса РФ является плательщиком налога на имущество физических лиц, как лицо, владеющее на праве собственности в заявленный налоговый период нежилым помещением с кадастровым номером: №, площадью 254,4 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
В адрес Щеголева В.П. своевременно направлялись налоговое уведомление N 44692270 от 25 июля 2019 года (л.д. 8-9) с указанием суммы начислений по налогу и требование об уплате налога и пени N 6287 в срок до 7 февраля 2020 года (л.д. 10-11), однако обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена. В соответствии со ст. 75 НК РФ на общую сумму задолженности были начислены пени в размере 3 121,59 рублей за период времени с 16 декабря 2019 года по 27 января 2020 года (л.д. 12). Судебный приказ № от 3 июня 2020 года о взыскании недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц отменен определением мирового судьи с/у № Ленинского судебного района г.Самары от 1 июня 2022 года по заявлению Щеголева В.П. (л.д. 6-7).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 143-148).
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного (л.д. 152-154).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, а в статье 6 - принципы, в том числе правильное рассмотрение административных дел, законность и справедливость при их разрешении.
Данные положения корреспондируют части 1 статьи 176 КАС РФ, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. "О судебном решении").
Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в соответствии с пунктом 2 ст. 309 КАС РФ, приходит к выводу, что обжалуемое решение суда приведенным требованиям не отвечает.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции посчитал, что заявленные налоговым органом требования не могут быть удовлетворены, при этом исходил из того, что Щеголев В.П. является ненадлежащим административным ответчиком и должен быть освобожден от уплаты налога на имущество физических лиц за 2018 год, поскольку нежилое помещение с кадастровым номером: 63:01:0102005:1715 ему не принадлежит.
При этом сослался:
- на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 28 марта 2018 года (л.д. 75-79), которым отменено решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 27 июля 2015 г., признана состоявшейся сделка купли-продажи по предварительному договору от 1 декабря 2013 г., заключенному между Щеголевым В.П. и П. И.А. нежилого помещения с кадастровым (или условным) номером: №, площадью 254,4 кв.м, расположенного по адресу: г<адрес>. Щеголев В.П. обязан передать Пищулину И.А. названное нежилое помещение, решение является основанием для государственной регистрации перехода права собственности на нежилое помещение площадью 254,4 кв.м, назначение: нежилое помещение, кадастровый (или условный) номер: №, площадью 254,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> от Щеголева В.П. к П. И.А. В удовлетворении встречного иска Щегололева В.П. к П. И.А. о признании предварительного договора купли-продажи нежилого помещения недействительным и иска Щ. Н.Б. к Щеголеву В.П. и П. И.А. о признании недействительными предварительного договора от 1 декабря 2013 г. и расписки, выданную Щеголевым В.П. об обязательстве передать П. И.А. помещения по адресу: <адрес> и о том, что оплата за данное помещение произведена отказано;
- на определение Арбитражного суда Самарской области от 15 февраля 2023 г., которым процедура реализации имущества Щеголева В.П. признанного постановлением Одиннадцатого апелляционного суда от 24 мая 2019 г. по делу № банкротом, завершена, в ходе процедуры выявлено, что нежилое помещение площадью 254,4 кв.м, назначение: нежилое помещение, кадастровый (или условный) номер: №, площадью 254,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> не является имуществом должника, в связи с чем реализация данного имущества не проводилась.
Свой вывод об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска суд обосновывал положениями:
части 2 статьи 64 КАС РФ, согласно которым обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства;
пункта 1 статьи 38 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым возникновение обязанности по уплате налога связывается с наличием объекта налогообложения, одним из которых является имущество.
Судебная коллегия находит приведенные суждения ошибочными, основанными на неверном применении норм материального права, а выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам административного дела.
Как видно из материалов дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, собственником нежилого помещения с кадастровым номером: №, площадью 254,4 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, является административный ответчик Щеголев В.П., право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 3 ноября 2006 года (л.д. 37).
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налог на имущество физических лиц является местным налогом (статья 15), он устанавливается данным Кодексом (глава 32) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, представительного органа федеральной территории "Сириус" (пункт 1 статьи 399).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса.
Пункт 2 статьи 408 данного Кодекса указывает, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 его статьи 408. Так, Налоговым кодексом Российской Федерации для налоговых органов в качестве источника сведений о праве собственности физического лица на имущество, признаваемое объектом налогообложения, которые используются ими в целях исчисления налога на имущество физических лиц, признаются сведения из органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4 статьи 85).
Согласно п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда при рассмотрении гражданского дела по апелляционной жалобе П. И.А. на решение Железнодорожного районного суда г.Самары от 26 декабря 2017 года установила, что в обоснование заявленных требований о признании сделки состоявшейся, обязании передать нежилое помещение, произвести государственную регистрацию перехода права собственности на нежилое помещение П. И.А. ссылался на то, что ответчик Щеголев В.П. предмет договора – нежилое помещение площадью 254,4 кв.м, расположенное по адресу: <адрес> ему не передал, он лишен возможности зарегистрировать переход права на предмет договора, в адрес Щеголева В.П. неоднократно направлялись требования о явке в Управление Росреестра по Самарской области для подписания документов и совершения необходимых действий для государственной регистрации перехода права собственности на объект, все возможности для защиты своих прав во внесудебном порядке им исчерпаны.
Достижение задач административного судопроизводства невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия его сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 КАС РФ)
Руководствуясь вышеназванным принципом, судебная коллегия предлагала Щеголеву В.П. и его представителю предоставить подтверждения передачи П. И.А. по акту приема-передачи нежилого помещения с кадастровым номером: №, площадью 254,4 кв.м, расположенного по адресу: №.
Как пояснил суду апелляционной инстанции Щеголев В.П., он не согласен с определением судебной коллегии от 28 марта 2018 года, поэтому не передал до настоящего времени нежилое помещение П. И.А. С мая 2018 года отбывал в исправительной колонии назначенное по приговору суду наказание в виде лишения свободы, по его поручению его представитель А. К.А. обжаловал определение судебной коллегии от 28 марта 2018 года в Верховный Суд Российской Федерации, но определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 декабря 2018 года в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отказано.
Доводы Щеголева В.П. о том, что проведению регистрационных действий по переходу права собственности на нежилое помещение с кадастровым номером: № препятствуют наложенные судом ограничения, при отсутствии его воли на добровольное исполнение определения судебной коллегии от 28 марта 2018 года являются несостоятельными.
Таким образом, плательщиком налога на имущество, начисленного в спорном налоговом периоде на указанный выше объект недвижимости с кадастровым номером: №, является Щеголев В.П.
В соответствии с ч.ч.1,2 ст.287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Конституция Российской Федерации в статье 57 закрепляет обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное требование содержится в пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 названного Кодекса налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац первый); обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно (абзац второй); неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац третий).
Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрено, что налоговое уведомление направляется налогоплательщику не позднее 30 дней до наступления срока платежа (статья 52); в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57).
Статьей 69 названного Кодекса установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (пункт 1); требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании (абзац четвертый пункта 4)
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового Кодекса РФ налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце пером настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В соответствии с п. 4 ст. Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Согласно ст.48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В адрес Щеголева В.П. своевременно направлялись налоговое уведомление N 44692270 от 25 июля 2019 года с указанием суммы начислений по налогу на имущество физических лиц за 2018 год и требование об уплате налога N 6287 в срок до 24 марта 2020 года, однако обязанность по уплате налога административным ответчиком не исполнена. В соответствии со ст. 75 НК РФ на общую сумму задолженности были начислены пени в размере 3 121,59 рублей за период времени со 16 декабря 2019 года по 27 января 2020 года. Судебный приказ о взыскании недоимки и пени по земельному налогу отменен определением мирового судьи с/у № Ленинского судебного района г.Самары от 1 июня 2022 года по заявлению Щеголева В.П. (л.д. 6-7).
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и абз.2 п.3 ст.48 Налогового кодекса РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Отмена судебного приказа не препятствует возможности предъявления заявителем иска по тому же требованию в порядке искового производства
28 ноября 2022 года, т.е. в предусмотренный законом шестимесячный срок с момента отмены приказа, Межрайонная ИФНС России N 23 по Самарской области обратилась с настоящим исковым заявлением в Ленинский районный суд г. Самары.
Таким образом, налоговым органом соблюден порядок применения принудительной меры исполнения обязанности по уплате налога и сроки направления налогоплательщику налогового уведомления и налогового требования об уплате налога на имущество физических лиц и пени, а также сроки для обращения в суд с исковым заявлением.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости взыскания с административного ответчика в пользу налогового органа суммы недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 265 103 рубля и пени в размере 3 121,59 рубля, начисленные на сумму недоимки.
Доказательств иной суммы задолженности ответчиком представлено не было.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением нового судебного акта об удовлетворении заявленных налоговым органом требований.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Взысканию с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит государственная пошлина в размере 5 882,25 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда Самарской области от 13 марта 2023 г. отменить.
Постановить по делу новый судебный акт, которым административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России N 23 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Щеголева В.П., зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес> в пользу МИФНС России N 23 по Самарской области задолженность по обязательным платежам и санкциям в размере 268 224,59 руб., в том числе: 265 103 – задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 г., 3 121,59 руб. – пени, начисленные в связи с несвоевременной уплатой налога на имущество физических лиц за 2018 г.
Взыскать с Щеголева В.П. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 5 882,25 руб.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное определение будет принято в течение десяти рабочих дней.
Председательствующий:
Судьи: