Дело № 5-2632/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 14 июля 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
Камаева Г.Н., рассмотрев с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Сайпанова В.Р., материалы об административном правонарушении в отношении:
Сайпанова В.Р., <иные данные> ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений не привлекавшегося,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ с 22 часов 00 минут до 23 часов 00 минут генеральным директором общества с ограниченной ответственностью «Марий Сем» Сайпановым В.Р., <иные данные> в организации общественного питания <иные данные> совершено административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок пунктов 1 и 12, выданного ООО «Марий Сем» в период возникновения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией Covid-2019, представляющей опасность для окружающих, законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, а именно по пункту 1 предписания не обеспечил и не организовал ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела работников, а именно по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 00 минут на рабочих местах в организации находилось 2 человека, термометр для проведения термометрии отсутствовал (не представлен), однако на представленном бумажном носителе (листе учета термометрии работников) имелась запись о температуре тела бармена и администратора, следовательно, запись сделана формально.
По пункту 12 предписания в организации не обеспечено применение в помещении с постоянным нахождением работников устройства для обеззараживания воздуха, а именно: устройство для обеззараживания воздуха отсутствует (по периметру зала с оборудованной барной зоной, предусматривающей постоянное нахождение работника – бармена, на потолке установлены лампы), документы, подтверждающие функцию обеззараживания воздуха или технический паспорт на устройство не представлены, отсутствовали.
Таким образом, генеральным директором ООО «Марий Сем»
Сайпановым В.Р. не выполнены пункты 1 и 12, выданного в период возникновения угрозы распространения заболеваемости новой коронавирусной инфекцией Covid-2019, представляющей опасность для окружающих, законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее Предписание) от ДД.ММ.ГГГГ г. № б/н.
Законное предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № б/н было получено генеральным директором ООО «Марий Сем»
Сайпановым В.Р. ДД.ММ.ГГГГ в 22 часа 30 минут. С указанием ответственности за выполнение противоэпидемических мероприятий возложено на генерального директора ООО «Марий Сем» Сайпанова В.Р.
Фактически генеральным директором ООО «Марий Сем» Сайпановым В.Р. не проконтролировано и не обеспечено исполнение пунктов 1 и 12 законного предписания должностного лица, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № б/н.
Ответ на предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ № б/н от генерального директора ООО «Марий Сем» Сайпанова В.Р. в Управление Роспотребнадзора по РМЭ поступил ДД.ММ.ГГГГ (вх. №).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 31 января 2020 г. № 66 «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV) как заболевание, представляющее опасность для окружающих.
Таким образом, генеральным директором ООО «Марий Сем»
Сайпановым В.Р. в организации общественного питания <иные данные> совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, а именно требования органа (должностного лица) осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что квалифицируется по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ.
Должностное лицо Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в суд не явилось, извещено о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представило ходатайство о рассмотрении административного дело без его участия. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело без его участия.
В судебном заседании Сайпанов В.Р. пояснил, что вину признает, раскаивается в содеянном. В настоящее время указанные нарушения им устранены.
Выслушав Сайпанова В.Р., изучив материалы дела, дополнительные материалы, прихожу к следующему.
Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-№CoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать предписания, в частности, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (пункт 2 статьи 50, Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Таким образом, федеральный законодатель допускает проведение дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункт 2.6 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 декабря 2013 года № 65).
Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе лица, не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Анализ названных законоположений свидетельствует о том, что применение такой меры, как выдача предписания об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, связано с реализацией публично-значимой цели охраны здоровья населения и среды обитания, и обусловлено выявлением фактов соответствующих нарушений хозяйствующими субъектами.
Согласно предписанию главного государственного санитарного врача по Республике Марий Эл, руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ директору ООО «Марий Сем» Сайпанову В.Р. предписано, в том числе: организовать и обеспечить ежедневный перед началом рабочей смены «входной фильтр» с проведением контроля температуры тела работника и обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и/или с признаками респираторного заболевания; уточнением состояния здоровья работника и лиц, проживающих вместе с ним, информации о возможных контактах с больными лицами или лицами, вернувшимися из другой страны или субъекта Российской Федерации (опрос, анкетирование и др.); ведение и хранение документации с занесением результатов «входного контроля».
Срок: с ДД.ММ.ГГГГ и до стабилизации эпидемиологической ситуации.
Обеспечить применение в закрытых помещениях с постоянным нахождением работников устройством для обеззараживания воздуха.
Срок: с ДД.ММ.ГГГГ и до стабилизации эпидемиологической ситуации.
Как следует из протокола осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, директором ООО «Марий Сем» Сайпановым В.Р. в организации общественного питания <иные данные> не выполнены пункты 1 и 12 предписания ДД.ММ.ГГГГ.
Осмотр проводился с применением фотозаписи. В протоколе имеется запись Сайпанова В.Р. «Замечаний нет».
Согласно письменным объяснениям директора ООО «Марий Сем» Сайпановым В.Р. от ДД.ММ.ГГГГ термометр отсутствовал, так как его разбили до прихода проверки. График температуры сотрудников ведется каждый день перед сменой. По всему залу висят ультрафиолетовые лампы. Он считал, что они обеззараживают воздух. В пункте 12 не написано, какое именно устройство должно находиться в зале.
Доводы Сайпанова В.Р. об отсутствии термометра на момент проведения проверка, а также не указания в предписании данных о том, какое устройство должно находиться в зале, суд расценивает как способ защиты Сайпанова В.Р. и возможность избежания ответственности.
Указом Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года (в ред. от
2 июля 2021 года) «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Республики Марий Эл в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) введен до 9 августа 2021 года включительно на территории Республики Марий Эл режим повышенной готовности.
В соответствии с подпунктами «а», «б», «в» пункта 7 Указа Главы Республики Марий Эл № 39 от 17 марта 2020 года установлены обязанности организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, чья деятельность в соответствии с пунктом 3 настоящего Указа временно не приостановлена (не ограничена) на территории Республики Марий Эл: обеспечить измерение температуры тела работников на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой; обеспечить применение работниками средств индивидуальной защиты (в том числе многоразового использования) в зависимости от характера выполняемой работы в соответствии с требованиями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19); обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию), а также обязательную обработку дезинфицирующими средствами рук граждан (в том числе работников и посетителей) и ежечасную санитарную обработку непосредственно контактирующих поверхностей;
Законное предписание о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ
№ б/н было вручено директором ООО «Марий Сем» Сайпанову В.Р. ДД.ММ.ГГГГ, что он подтвердил в судебном заседании.
Согласно материалам дела предписание вынесено главным государственным санитарным врачом по Республике Марий Эл, руководителем Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл в пределах полномочий. Каких-либо нарушений, в том числе при определении субъекта правонарушения, не допущено.
Таким образом, предписание Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл является законным.
То есть своими действиями директор ООО «Марий Сем» Сайпанов В.Р. совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ Сайпанов В.Р. является генеральным директором ООО «Марий Сем».
Таким образом, Сайпанов В.Р. относится к должностному лицу, выполняющему организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции.
При назначении наказания учитывается требования статьи 4.1 КоАП РФ и наказание назначает с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, смягчающие ответственность обстоятельства и других заслуживающих внимание обстоятельств.
В качестве смягчающих обстоятельств признаются полное признание своей вины, раскаяние в содеянном, наличие на иждивении одного малолетнего ребенка.
Отягчающих административную ответственность обстоятельств суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
При этом считаю необходимым исследовать вопрос о возможности применения при рассмотрении указанного дела об административном правонарушении статьи 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ и пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности правонарушения, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных и определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Учитывая, что нарушение вышеназванных норм, устанавливающих обязательные для исполнения организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, введенных в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19), представляет опасность для окружающих, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании этих требований, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.
На основе всесторонней оценки содеянного и личности правонарушителя, исходя из положений статей 3.5, 4.1, 4.2 КоАП РФ, оценив обстоятельства конкретного дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Сайпановым В.Р. административного правонарушения, его личности, имущественного и семейного положения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих обстоятельств, принятие мер по устранению нарушений, прихожу к выводу о действительной необходимости применения в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение (часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ) административного наказания в виде штрафа, так как именно такая мера государственного принуждения достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.
Вместе с тем, согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.
С учетом положений частей 2.2, 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ, приведенных выше обстоятельств, имущественного положения Сайпанова В.Р., имеющего на иждивении одного малолетнего ребенка, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица административный штраф в размере 50 000 рублей, предусмотренный санкцией части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера.
На основании изложенного, руководствуясь части 2.2 статьи 4.1, статьями 29.9 - 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Сайпанова В.Р. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 25000 (двадцать пять тысяч рублей).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Реквизиты для оплаты штрафа:
Управление Федерального Казначейства по Республике Марий Эл (Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл)
Отделение – НБ Республика Марий Эл//УФК по Республике Марий Эл
г. Йошкар-Ола,
р/с 40102810545370000075, БИК 018860003, ИНН 1215101152,
КПП 121501001; КБК 14111601061010003140, ОКТМО 88701000,
УИН 14104120007200032449.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики
Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.Н. Камаева