РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
(мотивированная часть)
г. Хабаровск 13 мая 2024 года
Центральный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Кима Д.А.,
при секретаре Кудрявцевой П.А.,
с участием истца Минакова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минакова Олега Владимировича к Федеральному государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования «Хабаровский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» о взыскании денежной компенсации за просрочку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Минаков О.В. обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, указав в обоснование, что ДД.ММ.ГГГГ между ним и ФГУ «Хабаровский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» был заключен трудовой договор, согласно которому истец был принят на работу на должность мастера практического обучения вождению. В дальнейшем поэтапно ФГУ «Хабаровский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» был переименован в ФГАОУ ДПО «Хабаровский ЦППК». ДД.ММ.ГГГГ им было получено уведомление о расторжении трудового договора ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией предприятия. Сведения о ликвидации были опубликованы в «Вестнике государственной регистрации» часть № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ему выдана трудовая книжка и расчетный лист с начисленными выплатами в размере 338 450,07 рублей, но выплата произведена не в день увольнения, а ДД.ММ.ГГГГ в размере 306 721 рублей и ДД.ММ.ГГГГ в размере 31 729,07 рублей, то есть с нарушением срока выплаты заработной платы, в связи с чем просил взыскать с ответчика в его пользу денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 13 024 рублей, а также компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.
В судебном заседании истец Минаков О.В. исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФГАОУ ДПО «Хабаровский ЦППК», он же председатель ликвидационной компании ФИО4, либо её представитель в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, причина не явки суду не известна.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика в порядке частей 3 и 5 статьи 167 ГПК РФ.
Выслушав истца Минакова О.В., исследовав представленные материалы, суд установил следующие обстоятельства.
Минаков О.В. с ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу мастером ПОВ в ФГУ «Хабаровский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта».
В последующим ФГУ «Хабаровский учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта» поэтапно было переименовано в ФГАОУ ДПО «Хабаровский ЦППК».
ДД.ММ.ГГГГ Минакову О.В. вручено уведомление о том что трудовой договор будет расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией учреждения.
ДД.ММ.ГГГГ Минаков О.В. уволен с работы, ему выдана справка о сумме заработной плате, а также расчетный листок за ДД.ММ.ГГГГ содержащий в себе окончательный расчет в размере 338 450,07 рублей.
Согласно абз. 1 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Поскольку истец Минаков О.В. был уволен ДД.ММ.ГГГГ, то выплата всех сумм ему должна быть произведена в этот день, вместе с тем в установленный законом день, Минаков О.В. заработную плату не получил.
Как следует из выписки по счету, Минакову О.В. ДД.ММ.ГГГГ было перечислено 306 721 рублей, а ДД.ММ.ГГГГ – 31 729,07 рублей, что всего составляет 338 450,07 рублей, то есть с нарушением установленных сроков выплаты заработной платы при увольнении.
В соответствии с абз. 1 статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку судом установлено нарушение трудовых прав истца, размер компенсации за задержу заработной платы в порядке статьи 236 ТК РФ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с учетом частичной выплаты, должен составлять 13 024,68 рублей, в соответствии с представленным расчетом истца, проверенным судом и признанным верным.
Также истцом заявлено требование о взыскании компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина (пункт 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда»).
Согласно статье 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Как указано в пункте 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
Учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Согласно пункту 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» моральный вред подлежит компенсации независимо от формы вины причинителя вреда (умысел, неосторожность). Вместе с тем при определении размера компенсации морального вреда суд учитывает форму и степень вины причинителя вреда (статья 1101 ГК РФ).
Под физическими страданиями следует понимать физическую боль, связанную с причинением увечья, иным повреждением здоровья, либо заболевание, в том числе перенесенное в результате нравственных страданий, ограничение возможности передвижения вследствие повреждения здоровья, неблагоприятные ощущения или болезненные симптомы, а под нравственными страданиями - страдания, относящиеся к душевному неблагополучию (нарушению душевного спокойствия) человека (чувства страха, унижения, беспомощности, стыда, разочарования, осознание своей неполноценности из-за наличия ограничений, обусловленных причинением увечья, переживания в связи с утратой родственников, потерей работы, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, раскрытием семейной или врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, временным ограничением или лишением каких-либо прав и другие негативные эмоции) (пункт 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).
Под индивидуальными особенностями потерпевшего, влияющими на размер компенсации морального вреда, следует понимать, в частности, его возраст и состояние здоровья, наличие отношений между причинителем вреда и потерпевшим, профессию и род занятий потерпевшего (пункт 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33).
Таким образом, с учетом совокупности представленных по делу доказательств, доводов истца, с учетом возраста истца, периода нарушения его прав, степени вины работодателя, его действий, семейного положения и наличия на иждивении ребенка, сведений об отсутствии причиненных негативных последствий здоровью, суд считает возможным удовлетворить требования о взыскании компенсации морального вреда частично, взыскав с ответчика компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, признавая её обоснованной и соразмерной степени причиненных моральных страданий истцу, отказав в удовлетворении остальной части требования.
Руководствуясь ст.ст.194– 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Взыскать с Федерального государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Хабаровский центр профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров Федерального дорожного агентства» (ИНН №) в пользу Минакова Олега Владимировича (ИНН №) компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 13 024,68 рублей, компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 15.05.2024.
Председательствующий (подпись) Д.А. Ким
Копия верна: судья Д.А. Ким
Решение не вступило в законную силу.
Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2024-000346-13
Подлинник судебного акта подшит в материалы дела №2-1286/2024
и хранится в Центральном районном суде г. Хабаровска
секретарь судебного заседания П.А. Кудрявцева