Дело № 11 - 65/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
08 августа 2019 года г. Слободской Кировской области
Слободской районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Лумповой И.Л.,
при секретаре Драчковой Н.В.,
с участием помощника Слободского межрайонного прокурора Русских Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Слободского межрайонного прокурора в интересах Чертищевой Светланы Валентиновны к Министерству финансов Кировской области, Муниципальному образованию Слободской муниципальный район Кировской области в лице Администрации Слободского муниципального района Кировской области о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные услуги,
по апелляционной жалобе Министерства финансов Кировской области на решение мирового судьи судебного участка № 38 Слободского судебного района Кировской области от 06 июня 2019 года,
УСТАНОВИЛ:
Слободской межрайонный прокурор, действующий в интересах Чертищевой С.В., обратился к мировому судье с иском к Министерству финансов Кировской области, муниципальному образованию «Слободской муниципальный район» Кировской области в лице администрации Слободского муниципального района о взыскании излишне уплаченных денежных средств за коммунальные платежи, указывая, что Чертищева С.В. работает в КОГБУЗ «Слободская центральная районная больница им. академика А.Н. Бакулева», проживает в сельской местности, имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, однако указанная льгота истице в полном объеме не предоставлена. Прокурор просил взыскать в пользу истца излишне уплаченные ею денежные средства за отопление и потребленную электроэнергию, содержание жилья за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 37 515 рублей.
Решением мирового судьи судебного участка № 38 Слободского судебного района Кировской области от 06 июня 2019 года иск Слободского межрайонного прокурора, действующего в интересах Чертищевой С.В., удовлетворен частично, с Министерства финансов Кировской области за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» в пользу Чертищевой С.В. взысканы денежные средства за содержание жилого помещения, отопление и электроэнергию за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года в размере 37515 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Министерство финансов Кировской области с решением мирового судьи не согласилось, подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Кировской области, поскольку в силу приведенных в жалобе норм законодательства спорные льготы должны предоставляться работникам, работающим и проживающим в сельской местности, которые пользовались данными льготами до 01 января 2005 года, исключительно за счет средств федерального бюджета.
Истец Чертищева С.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в её отсутствие, решение мирового судьи оставить без изменения.
Помощник Слободского межрайонного прокурора Русских Д.М. в судебном заседании просил оставить решение мирового судьи без изменения, а жалобу Министерства финансов Кировской области – без удовлетворения.
Представитель ответчика администрации Слободского района Кировской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав в отзыве на апелляционную жалобу о необходимости оставить решение мирового судьи в части отказа в удовлетворении исковых требования к МО «Слободской муниципальный район Кировской области» без изменения.
Представитель ответчика Министерства финансов Кировской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «ж» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 63 Основ законодательства РФ об oxpaне здоровья граждан в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя: 1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем); 2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда; 3) плату за коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что право медицинских работников на бесплатную жилую площадь, установленное федеральным законодательством, не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении, в том числе и в части возмещения платы за содержание жилья. Кроме того, субъектам Российской Федерации не предоставлено право устанавливать ограничения или уменьшение объема мер социальной поддержки указанным категориям граждан.
Таким образом, медицинские работники имеют право на предоставление помимо льгот по отоплению и освещению льготу по оплате содержания жилого помещения.
Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что Российская Федерация как правовое социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодателю предписано урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В Кировской области отсутствует закон, положения которого устанавливают меры социальной поддержки медицинским работникам учреждений здравоохранения (находящихся в ведении субъектов РФ), проживающих и работающих в сельских населенных пунктах или поселка городского типа, пользовавшихся льготами до 01 января 2005 года.
Из изложенного следует, что юридически значимым и подлежащим доказыванию для данного гражданского дела является выяснение обстоятельства пользования истцом как медицинским работником, проживающим и работающим в сельской местности, жилищно-коммунальными льготами до 1 января 2005 года.
Из материалов дела следует, что со ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время Чертищева С.В. непрерывно работает в должности медицинской сестры в Ильинской амбулатории КОГКУ3 «Слободская центральная районная больница им. академика А.Н. Бакулева», которая находится в сельской местности по адресу: <адрес>.
Учредителем данного учреждения является Министерство здравоохранения Кировской области.
Согласно копии паспорта, справки администрации Ильинского сельского поселения Слободского района Кировской области от № от ДД.ММ.ГГГГ, Чертищева С.В. с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, территория которой в соответствии с законодательством об административно-территориальном устройстве Кировской области относится к сельскому населенному пункту. Вместе с истцом в квартире зарегистрирован муж и сын.
Вступившим в законную силу решением Слободского районного суда Кировской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что до 01 января 2005 года Чертищева С.В., проживающая и работающая в сельской местности, пользовалась льготой по оплате коммунальных услуг. Данное судебное постановление на основании ст.61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Как указывалось выше, после ДД.ММ.ГГГГ Чертищева С.В. продолжает работать в должности, дающей право на льготы по оплате содержания жилья, отопления и освещения, проживает и работает в сельской местности.
Поскольку до ДД.ММ.ГГГГ Чертищева С.В. имела право на компенсацию коммунальных услуг, то мировой судья обоснованно пришел к выводу, что и в данный момент она имеет право на получении указанной льготы.
Из материалов дела следует, что Чертищева С.В. в период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2018 года оплатила коммунальные услуги за отопление в сумме 25 322 рублей 06 копеек, за электроэнергию в размере 13 294 рублей 95 копеек, за содержание жилья в сумме 6 433 рублей 99 копеек, оказанные ей в период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года. Задолженность отсутствует.
Согласно справке, выданной КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Слободском районе», Чертищевой С.В. осуществлена частичная компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты на основании закона Кировской области от 03.11.2004 № 267-ЗО «О мере социальной поддержки отдельных категорий специалистов, работающих, вышедших на пенсию и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа Кировской области» в сумме 7536 рублей. Совместно проживающие с Чертищевой С.В. лица (муж и сын) получателями мер социальной поддержки не являются.
Поэтому мировой судья пришел к правильному выводу о взыскании невозмещенной суммы расходов в размере 37515 рублей ((25322,06+13294,95+6433,99) - 7536,00), оплаченных Чертищевой С.В. в 2018 году коммунальных услуг, оказанных в период с декабря 2017 года по ноябрь 2018 года.
Принимая во внимание, что с 01 января 2012 года финансирование медицинских работников Слободского района осуществляется из средств областного бюджета, следовательно, мировой судья правильно определил, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство финансов Кировской области, и поэтому именно за счет средств казны субъекта РФ «Кировская область» должна производиться выплата взысканной по решению суда в пользу Чертищевой С.В. денежной суммы.
Таким образом, указанные Министерством финансов Кировской области в апелляционной жалобе доводы, служащие, по его мнению, основаниями для отмены решения мирового судьи, следует признать несостоятельными, и направленными на переоценку установленных мировым судьей обстоятельств дела.
Соответственно, при разрешении судом апелляционной жалобы Министерства финансов Кировской области каких-либо нарушений норм материального права и норм процессуального закона, которые могли бы привести согласно требованиям ст. 330 ГПК РФ к безусловной отмене решения мирового судьи, в судебном заседании не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что решение мирового судьи является законным и обоснованным, вынесено с учетом материалов дела и всех обстоятельств, представленных сторонами доказательств, и основано на нормах материального права.
Руководствуясь ст.ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № 38 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░