Дело № 21-574/2021 |
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Тюмень |
15 декабря 2021 года |
Судья Тюменского областного суда Глушко А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибириада», в лице защитника Григорьева Дениса Викторовича, на решение судьи Викуловского районного суда Тюменской области от 09 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сибириада»,
установил:
Постановлением старшего государственного инспектора Тюменской области в области охраны окружающей среды, начальника отдела экологического надзора управления государственного надзора Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 02.06.2021 № 65/118/О общество с ограниченной ответственностью «Сибириада» (далее по тексту также – ООО «Сибириада») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту также – КоАП РФ) и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Викуловского районного суда Тюменской области от 09 ноября 2021 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Сибириада» Терлеева А.Ю. оставлена без удовлетворения.
На решение судьи Викуловского районного суда Тюменской области от 09 ноября 2021 года защитником ООО «Сибириада» Григорьевым Д.В. подана жалоба в вышестоящий суд. Защитником указано, что из протокола Администрации Викуловского муниципального района от 12.04.2021 № 9 следует, что в режиме чрезвычайной ситуации, при отсутствии ввода в эксплуатацию очистных сооружений, в целях недопущения возникновения на вверенной территории в местах проживания граждан нарушения эпидемиологической обстановки и во избежание возникновения и распространения инфекционных заболеваний, слив всеми предприятиями, организациями и гражданами, оказывающими услуги по вывозу ЖБО, осуществляются именно в определенное Администрацией муниципального района место. То есть, данная точка слива была установлена органом местного самоуправления еще с 2009 года распоряжением Администрации Викуловского муниципального района от 11.11.2009. Меры по рекультивации земель после слива ЖБО будут приняты также Администрацией муниципального района, иной точки, места, сооружения для слива ЖБО, в настоящее время не существует. Следовательно, при всей степени заботливости и осмотрительности, ООО «Сибириада» не может действовать вопреки распорядительным актам муниципального органа. При таких обстоятельствах, ООО «Сибириада» не является лицом, допустившим административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьёй 8.2 КоАП РФ.
На жалобу ООО «Сибириада» поступили возражения Департамента недропользования и экологии Тюменской области в лице представителя Филимоновой Е.А., в которых она полагает решение судьи районного суда законным и обоснованным, а доводы жалобы удовлетворению не подлежащими.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела вышестоящим судом извещены, представитель (защитник) ООО «Сибириада» в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Проверив в соответствии с частью 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы в вышестоящий суд, заслушав представителя Департамента недропользования и экологии Тюменской области Багдасарян Н.А., просившую в удовлетворении жалобы отказать, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 названного Кодекса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1). Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту также - Федеральный закон № 89-ФЗ).
Отходы производства и потребления (вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации (статья 1 Федерального закона № 89-ФЗ).
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно статье 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту также - Федеральный закон № 7-ФЗ), отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1). Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2).
В силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судьёй районного суда, 22.03.2021 в Департамент недропользования и экологии поступило обращение гражданина по факту слива (сброса) жидких коммунальных отходов на земельном участке, расположенном между с. Викулово и с. Чебаклей Викуловского района из цистерн ассенизаторных автомобилей на базе транспортных средств марки ЗИЛ с государственным регистрационными знаками <.......>, <.......>, и марки КАМАЗ с государственным регистрационным знаком <.......>, что также подтверждено фотоматериалам, приобщенным к обращению.
Определением № 67/О от 23.03.2021 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Из информации МО ГИБДД РЭР и TH АМТС УМВД России по Тюменской области 05.04.2021, представленной на основании запроса Департамента недропользования и экологии Тюменской области от 31.03.2021, владельцем транспортного средства машины вакуумной КО-520 на базе автомобиля ЗИЛ433362 <.......> является отдел по имущественным и земельным отношениям администрации Викуловского района.
Согласно информации отдела по имущественным и земельным отношениям администрации Викуловского района, транспортное средство машина вакуумная КО-520 (на базе автомобиля ЗИЛ433362 <.......>) на основании распоряжения администрации Викуловского муниципального района от 18.10.2018 № 943-р передано в аренду сроком на 5 (пять) лет для оказания услуг по удалению и обработке сточных вод ООО «Сибириада» (<.......>). С ООО «Сибириада» заключен договор аренды движимого имущества от 21.10.2018 № 372 о передаче за плату во временное пользование имущества, в том числе транспортного средства - машины вакуумной КО-520 на базе автомобиля ЗИЛ433362 <.......>. Их указанной информации также следует, что транспортное средство марки КО-520 <.......> на основании распоряжения администрации Викуловского муниципального района от 12.10.2018 № 905-р передано в аренду сроком на 5 (пять) лет для обработки и утилизации отходов ООО ЖКХ «Викуловское» (<.......>). С ООО ЖКХ «Викуловское» был заключен договор аренды движимого имущества от 13.10.2018 № 362 о передаче за плату во временное пользование имущества, в том числе транспортного средства марки КО-520 <.......>, которое, как это следует из информации ООО ЖКХ «Викуловское» согласно договору субаренды транспортного средства от 27.04.2020 б/н также передано ООО «Сибириада».
Ранее постановлением № 185/219/О от 09.12.2020 ООО «Сибириада» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ.
Указанные обстоятельств послужили основанием для составления в отношении ООО «Сибириада» протокола об административном правонарушении № 118О от 19.05.2021 о наличии признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.2 КоАП РФ. Оснований для признания протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством не имеется. Он составлен уполномоченным должностным лицом с соблюдением требований статьи 28.2 КоАП РФ, в присутствии защитника ООО «Сибириада», при надлежащем извещении законного представителя Общества, содержит все необходимые сведения.
Нахожу, что судья районного суда на основании соответствующей требованиям ст. 26.11 КоАП РФ оценки имеющихся в материалах дела, материале об административном правонарушении, доказательств, в том числе: протокола об административных правонарушениях № 118О от 19.05.2021; обращения гражданина в Департамент недропользования и экологии от 22.03.2021; фотоматериалов; определения № 67/О от 23.03.2021 о возбуждении дела об административном правонарушении; информации МО ГИБДД РЭР и TH АМТС УМВД России по Тюменской области; информации отдела по имущественным и земельным отношениям; распоряжения администрации Викуловского муниципального района от 18.10.2018 № 943-р; договора аренды движимого имущества от 21.10.2018 № 372; договора аренды движимого имущества от 13.10.2018 № 362; договора субаренды транспортного средства от 27.04.2020 б/н; постановления № 185/219/О от 09.12.2020 в отношении ООО «Сибириада», - пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «Сибириада» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в статьях 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении настоящего дела не допущено. Оснований ставить под сомнение установленные по делу обстоятельства данного дела не усматривается, объективных сведений, опровергающих выводы судьи районного суда, в материалы дела не представлено.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1, 26.1 КоАП РФ выполнены.
В постановлении должностного лица по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 ст. 29.10 КоАП РФ.
Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ, и с соблюдением требований статьи 29.5 КоАП РФ.
Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, что распоряжением администрации Викуловского муниципального района от 11.12.2009 № 1404-р было предварительно согласовано место размещения и утвержден акт о выборе земельного участка под накопитель жидких коммунальных отходов по адресу: Тюменская область Викуловский район, 900 м. к северо-западу от моста на автодороге Викулово- Абатское (в районе д. Чебаклей Викуловского района Тюменской области).
Действие вышеуказанного распоряжения Администрации Викуловского муниципального района от 11.12.2009 № 1404-р о выборе земельного участка под накопитель ЖКО прекращено с 01.01.2015 в связи с внесением изменений в Федеральный закон № 89-ФЗ, запрещающих размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из имеющихся в материалах дела копий распоряжения Администрации Викуловского муниципального района № 259-р от 12.04.2021, а также протокола заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Викуловского района № 9 от 12.04.2021 следует, что вышеуказанным административным органом для слива ЖБО определена существующая на время вынесения данного распоряжения территория по адресу: Тюменская область, Викуловский район, 900 м. к северо-западу от моста на автодороге Викулово – Абатское (в районе с. Чебаклей Викуловского района Тюменской области) до ввода в эксплуатацию объекта: Корректировка ПД: (с. Викулово. Реконструкция канализации канализационные очистные сооружения КОС)»
Согласно требованиям статьи 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования утверждается территориальная схема обращения с отходами разрабатывается в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов (пункт 1-2).
Требования к местам (площадкам) накопления отходов установлены статьёй 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ. В соответствии с пунктом 4 названной статьи органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ).
Из вышеизложенного следует, что возможность размещения отходов вне мест их размещения, внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов, действующим законодательством не предусмотрена.
В то же время из материалов дела также следует, что ООО «Сибириада» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, вследствие чего распоряжение Администрации Викуловского муниципального района № 259-р от 12.04.2021 не является для данного общества обязывающим осуществлять размещение ЖБО на территории, определяемой данным распоряжением.
Кроме того, допущенное ООО «Сибириада» административное правонарушение, предусмотренное частью 2 ст. 8.2 КоАП РФ, выявлено 22.03.2021, то есть до вынесения вышеуказанного распоряжения Администрации Викуловского муниципального района.
С учётом изложенного нахожу, что приведенные в жалобе в вышестоящий суд, доводы не опровергают наличия в действиях ООО «Сибириада» объективной стороны состава вмененного данному обществу административного правонарушения, и не ставят под сомнение законность и обоснованность вынесенного судьёй районного суда решения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, нахожу, что существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, и влекущих отмену вынесенного по делу судьёй районного суда решения, не допущено, имеющимся в деле доказательствам судьёй районного суда дана соответствующая оценка, в результате которой судья пришёл к правомерному выводу о наличии в действиях ООО «Сибириада» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 8.2 КоАП РФ, наказание лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, назначено в порядке, определяемом КоАП РФ, в соответствии с установленной частью 2 ст. 8.2 указанного Кодекса санкцией, оснований к отмене решения судьи районного суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Решение судьи Викуловского районного суда Тюменской области от 09 ноября 2021 года оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сибириада», в лице защитника Григорьева Дениса Викторовича, оставить без удовлетворения.
Судья Тюменского областного суда |
А.Р. Глушко |