УИД: 66RS0052-01-2023-000604-07
<данные изъяты>
Гражданское дело № 2-547/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Сухой Лог 08 июня 2023 года
Сухоложский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Васьковой О.Н.,
при секретаре Махневой Е.А.,
с участием:
заместителя Сухоложского городского прокурора Акулова ФИО8,
представителя ответчика – Блиновой ФИО9, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог о возложении обязанности,
установил:
Сухоложский городской прокурор обратился с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации городского округа Сухой Лог, просит возложить на ответчика обязанность в срок до 01.11.2023 привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие на участке автомобильной дороги в <адрес>, именно устранить выкрашивание, трещины поперечные, продольные сетчатые, выбоины, ямы, колейность, локальные нарушения ровности (просадки), нарушения кромки.
В обоснование иска прокурор ссылается на то, что в ходе обследования улично-дорожной сети ГО Сухой Лог установлено, что автомобильная дорога по адресу <адрес> от дома № до дома №, состояние дорожного полотна является ненадлежащим: выкрашивание, трещины поперечные, продольные сетчатые, выбоины, ямы, колейность, локальные нарушения ровности (просадки), нарушения кромки. Указанное не соответствует требованиям пункта 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст. Недостатки автомобильной дороги зафиксированы Актом осмотра.
Ссылаясь на требования статей 3,6,13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и требования Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» просят возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанность по приведению указанной автомобильной дороги в соответствие с требованиями законодательства.
В представленном письменном отзыве на иск (л.д.27-29) ответчик указал, что полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Работы по содержанию улично-дорожной сети ГО Сухой Лог осуществляются согласно муниципальному контракту №, заключенному Администрацией ГО Сухой Лог с ФИО10 Администрацией ГО Сухой Лог размещено в открытом доступе на сайте единой информационной системы в сфере закупок извещение о проведении аукциона в электронной форме для закупки, наименование объекта закупки «Ремонт участка автомобильной дороги по <адрес>». После проведения подрядной организации будет заключен муниципальный контракт, предусматривающий выполнение работ по ремонту участка автомобильной дороги по <адрес> в срок с даты заключения контракта в течение 15 дней. Указали, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
В судебном заседании заместитель прокурора Акулов ФИО11 поддержал заявленные требования в полном объеме. Указал, что необходимо принять меры к устранению выявленных нарушений.
Представитель ответчика Блинова ФИО12 поддержала доводы письменного отзыва на иск. Указала, что фактически требования исполнены, находятся в стадии заключения муниципального контракта, подрядчик определен, торги состоялись..
Суд, заслушав прокурора, представителя ответчика, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждения к исполнению обязанности в натуре; иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Содержание автомобильных дорог улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
Из положений ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту Закон N 257-ФЗ) определены полномочия органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, к ним, в частности, относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу требований ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог является дорожной деятельностью (п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ).
Согласно абз. 11 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.8.1 СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02.-85, утверждённого приказом Минстроя России от 09.02.2021 № 53/пр, дорожная одежда должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проезжей части дороги как транспортному сооружению. Конструкцию дорожной одежды и вид покрытия принимают исходя их транспортно-эксплуатационных требований и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности движения и состава автотранспортных средств, климатических и грунтово-гидрологических условий, санитарно-гигиенических требований, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3 названного ГОСТ.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Как установлено в судебном заседании, участок автомобильной дороги в <адрес> от дома № до дома №, входит в состав дорожно-уличной сети ГО Сухой Лог (л.д.8-9,10)
В силу положений ст. 210, ст. 309 ГК РФ городской округу Сухой Лог, как собственник дороги, несет бремя содержания принадлежащего имущества.
Согласно Акта осмотра состояния улично-дорожной сети на территории городского округа Сухой Лог от 19.04.2023, комиссия в составе: инженера-строителя МКУ «УМЗ», помощника прокурора произвела обследование улично-дорожной сети, безопасности дорожного движения на территории ГО Сухой Лог. В ходе проверки выявлено нарушение п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, на автомобильной дороге по адресу: <адрес> от дома № до дома № состояние дорожного полотна является ненадлежащим (л.д.7). Выявленные нарушения подтверждаются фотографиями (л.д.11-18).
Из представленного ответчиком извещения о проведении электронного аукциона для закупки № следует, что объектом закупки является ремонт участка автомобильной дороги по <адрес>. Срок окончания приема заявок – 01.06.2023.
Суд приходит к выводу о том, что указанная автомобильная дорога является небезопасной, поскольку не соответствуют требованиям законодательства в области дорожного движения, а обязанность её содержания лежит на Администрации городского округа Сухой Лог, на которую как на орган местного самоуправления возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа.
Невыполнение ответчиками требований Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части ремонта автомобильных дорог и содержания их в безопасном для движения состоянии, в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, и как следствие, на охрану жизни, здоровья граждан, защиту их прав и законных интересов.
На основании чего, требования истца о возложении на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанности привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-2017 "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля"дорожное покрытие на участке автомобильной дороги в <адрес> от дома № до дома №, именно устранить выкрашивание, трещины поперечные, продольные сетчатые, выбоины, ямы, колейность, локальные нарушения ровности (просадки), нарушения кромки, подлежат удовлетворению.
Запрашиваемый прокурором срок для исполнения возложенной обязанности, суд находит разумным. С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Сухоложского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Возложить на Администрацию городского округа Сухой Лог обязанность в срок до 01.11.2023 привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 дорожное покрытие на участке автомобильной дороги в <адрес> от дома № до дома №, именно устранить выкрашивание, трещины поперечные, продольные сетчатые, выбоины, ямы, колейность, локальные нарушения ровности (просадки), нарушения кромки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца, с подачей жалобы через Сухоложский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 13.06.2023.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья Сухоложского городского суда
Свердловской области О.Н. Васькова