Дело №
№
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
04 мая 2023 года пгт Кумены
Куменский районный суд Кировской области в составе
председательствующего судьи Бушуева Ю.Н.,
при секретаре Стяжкиной С.В.,
с участием представителя истца – помощника прокурора Куменского района Сергеевой М.Н.,
представителя ответчика – главы администрации Куменского городского поселения Куменского района Кировской области Малых В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Куменского района Кировской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному учреждению Администрация Куменского городского поселения Куменского района Кировской области о возложении обязанности организовать оборудование контейнерных площадок,
установил:
Прокурор Куменского района Кировской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному учреждению Администрация Куменского городского поселения Куменского района Кировской области о возложении обязанности организовать оборудование контейнерных площадок.
В обоснование иска указано, что в ходе проведения проверки прокуратурой Куменского района Кировской области выявлены нарушения федерального законодательства в деятельности администрации Куменского городского поселения в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно реестру мест накопления твердых коммунальных отходов Куменского городского поселения, утвержденного постановлением администрации Куменского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, на территории поселения имеются контейнерные площадки, расположенные по адресам: <адрес>, пер. <адрес>, которые являются местами сбора твердых коммунальных отходов для граждан, проживающих на переулке <адрес>, улицах <адрес> Куменского городского поселения.
Указанные контейнерные площадки в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 не оборудованы, а именно: отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В адрес главы администрации Куменского городского поселения внесено представление об устранении нарушений. Представление не исполнено.
Указанные нарушения нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Просит обязать ответчика в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать оборудование контейнерных площадок для сбора твердых коммунальных отходов на территории Куменского городского поселения в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями согласно схемы размещения мест накопления ТКО.
Представитель истца – помощник прокурора Куменского района Сергеева М.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала, просит обязать муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области оборудовать места для накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки), расположенные по адресам: <адрес>, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, а именно: оборудовать твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Представитель административного ответчика – глава администрации Куменского городского поселения Куменского района Кировской области Малых В.Г. в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что администрация Куменского городского поселения не возражает против удовлетворения искового заявления прокурора Куменского района. Просит установить срок для устранения недостатков до ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав представителей истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В силу пункта 2 статьи 16 вышеуказанного Закона - к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Согласно пункту 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункт 4 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039, определяет, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Из приведенных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов федеральным законодателем отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского поселения.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки). Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Куменского района Кировской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что постановлением администрации Куменского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно реестру места накопления ТКО на территории Куменского городского поселения размещены по адресам: <адрес> для граждан, проживающих на <адрес> (№ в реестре); <адрес> для граждан, проживающих на переулке <адрес> (№ в реестре); <адрес> для граждан, проживающих на <адрес> (№ в реестре).
При осмотре указанных контейнерных площадок прокуратурой установлено, что контейнеры установлены на открытом грунте без оборудованной контейнерной площадки, территория вблизи контейнеров не огорожена, что указывает на нарушение требований Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ и приложенными к нему фототаблицами.
Прокуратурой района в адрес администрации Куменского городского поселения направлялось представление об устранении выявленных нарушений.
Не устранение выявленных нарушений явилось поводом для обращения прокурора с вышеназванными требованиями.
Администрацией Куменского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Министерства охраны окружающей среды Кировской области, главы Куменского района направлялись письма по вопросу выделения денежных средств для обустройства контейнерных площадок для сбора ТКО и приобретения контейнеров на территории Куменского городского поселения, в том числе по адресам, указанным в исковом заявлении прокурора.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Куменского городского поселения и Министерством охраны окружающей среды Кировской области заключено соглашение №/тко о предоставлении местному бюджету из областного бюджета в 2023 году субсидии на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в размере 610999, 15 руб.
Согласно выписке из сводной бюджетной росписи муниципального образования Куменское городское поселение на 2023 год на создание мест (площадок) накопления ТКО заложена сумма 611000 руб. и софинансировние указанных расходов из местного бюджета в размере 32000 руб.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения не устранены.
Принимая во внимание указанные обстоятельства и приведенные выше положения нормативных правовых актов, суд приходит к выводу о правомерности заявленных прокурором требований к администрации Куменского городского поселения, поскольку непринятие мер по оборудованию и содержанию площадок для сбора твердых коммунальных отходов нарушает гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации право граждан на благоприятную окружающую среду, а также не обеспечивает реализацию государственной политики в области обращения с отходами на территории региона.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Куменского района Кировской области удовлетворить.
Обязать муниципальное учреждение Администрация муниципального образования Куменское городское поселение Куменского района Кировской области (ИНН 4314004638, ОГРН 1054308512730) в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать места для накопления твердых коммунальных отходов (контейнерные площадки), расположенные по адресам: <адрес>, в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21, а именно: оборудовать твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Куменский районный суд.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - Ю.Н. Бушуев