03RS0006-01-2024-001743-37
Дело №2-2026/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 июля 2024 года г.Уфа
Орджоникидзевский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Абдуллина Р.В.,
при секретаре Юсуповой Р.М.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Насибуллиной К.М.,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ и третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ Липатовой Н.В., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, №дв от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица Исмагиловой Г.У., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы РБ к Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Орджоникидзевского района г. Уфы РБ Мазницын В.В. обратился в суд с иском к Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
В обосновании исковых требований указал, что Прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что тепловые сети от УТ-8 до УТ-1 вблизи административного здания по <данные изъяты> на балансе не состоят.
На основании вышеизложенного истец просит обязать администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, администрацию Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в 4-месячный срок со дня вступления в законную силу судебного решения принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - тепловые сети от УТ-8до УТ-1 вблизи административного здания по ул. Блюхера, д. 3; участок тепловых сетей от ТК-626 до ТК-10 по ул. Льва Толстого; от ТК-2536/1 до ТК на границе балансовой принадлежности с МЗ РБ ГБУЗ Республиканским клиническим противотуберкулезным диспансером (пр. Октября, 155/1) и ТК на границе балансовой принадлежности с ОАО БСКБ «Нефтехимавтоматика» (пр. Октября. 149).
Представитель истца старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы Насибуллина К.М. в судебном заседании предъявленные требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ и третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ по доверенности Липатова Н.В. в судебном задании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в возражении, пояснила, что в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.04.2023 №671-р утвержден план-график по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты в сфере теплоснабжения. Согласно данному плану-графику по городскому округу город Уфа Республики Башкортостан предусмотрено принятие мер по оформлению право муниципальной собственности в отношении 28 объектов центрального отопления и горячего водоснабжения, в том числе на спорные объекты: <данные изъяты> Срок работы по постановке на учет и регистрации прав муниципальной собственности установлен - 4 квартал 2024 года. В настоящее время, в соответствии с п. 21 ст. 7 Положения об Управлении земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, Управлением в установленном законном порядке проводятся мероприятия по постановке на учет объектов теплоснабжения в качестве бесхозяйных согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №. Таким образом, Администрацией ГО г. Уфа РБ принимаются меры по признанию сетей бесхозяйными в добровольном порядке. Информация о статусе бесхозяйного участка тепловой сети <данные изъяты> в адрес Администрации ГО г. Уфа РБ не поступала. Следовательно, Администрация ГО г, Уфа РБ не знала и не могла знать о наличии спорного бесхозяйного объекта и принять своевременные меры по постановке на учет, как бесхозяйного имущества. На основании изложенного, Администрация ГО г. Уфа РБ считает, что требования истца являются преждевременными, необоснованными и не законными, в удовлетворении просит отказать.
Представитель третьего лица ООО "БашРТС" по доверенности Исмагилова Г.У. в судебном задании решение вопроса оставила на усмотрение суда.
Представитель ответчика Администрации Орджоникидзевского района г. Уфы Республики Башкортостан, представители третьих лиц Правительства Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений РБ на судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, причины неявки не сообщили.
Суд с учетом мнения явившихся лиц считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится организация теплоснабжения населения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и об обеспечении нормальных условий существования, уважения чести и достоинства человека как важнейших социально-правовых ценностей.
В силу п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
В силу ч.ч. 6, 6.1, 6.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ) в течение шестидесяти дней с даты выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа обязан обеспечить проведение проверки соответствия бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности, требованиям безопасности в сфере теплоснабжения, требованиям к обеспечению безопасности в сфере электроэнергетики (далее в настоящей статье - требования безопасности), проверки наличия документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество (далее - орган регистрации прав), для принятия на учет бесхозяйного объекта теплоснабжения, а также обеспечить выполнение кадастровых работ в отношении такого объекта теплоснабжения. Датой выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения считается дата составления акта выявления бесхозяйного объекта теплоснабжения по форме, утвержденной органом местного самоуправления городского округа.
До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления городского округа организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения. При несоответствии бесхозяйного объекта теплоснабжения требованиям безопасности и (или) при отсутствии документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, орган местного самоуправления городского округа организует приведение бесхозяйного объекта теплоснабжения в соответствие с требованиями безопасности и (или) подготовку и утверждение документов, необходимых для безопасной эксплуатации объекта теплоснабжения, в том числе с привлечением на возмездной основе третьих лиц.
Согласно ч. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее -ГК РФ) бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Исходя из положения ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался. К бесхозяйному недвижимому имуществу относятся жилые и нежилые объекты недвижимости: заброшенные здания, строительные площадки, канализационные коллекторы, инженерные объекты ливневой канализации, дороги и т.д.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, в соответствии с Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10.12.2015 № 931.
Следовательно, законодательство предписывает органам местного самоуправления в обязательном порядке осуществлять постановку на учет бесхозяйного имущества и с этой целью требует подачи заявления для проведения процедуры обращения бесхозяйных сетей в собственность муниципального образования поселения или городского округа, на территории которых они находятся.
Таким образом, в нарушение ч.ч. 6, 6.1, 6.2 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ; п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ администрацией ГО г. Уфа и администрацией Орджоникидзевского района городского округа г. Уфа меры по передаче на баланс бесхозяйных сетей соответствующим организациям не приняты.
Отсутствие собственника таких объектов влечет за собой несвоевременное решение вопросов по обеспечению их надлежащего технического состояния и дальнейшее разрушение данных объектов, что ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
Судом установлено, что прокуратурой Орджоникидзевского района г. Уфы в ходе проверки исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства установлено, что тепловые сети <данные изъяты> на балансе не состоят.
Согласно части 5 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ), местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации.
В соответствии с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 года N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 808), граница эксплуатационной ответственности сторон - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
Согласно пункту 21 Правил N 808, к договору теплоснабжения обязательно прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с Правилами N 808, акт разграничения тепловых сетей должен соответствовать техническим условиям на подключение к тепловым сетям теплоснабжающей организации.
Таким образом, акт разграничения является неотъемлемой частью договора и обязательным условием, согласование которого происходит при заключении договора.
В силу пункта 2 Правил N 808, под актом разграничения эксплуатационной ответственности сторон понимается документ, определяющий границы ответственности сторон за эксплуатацию соответствующих тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок.
Граница эксплуатационной ответственности - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения.
Пунктом 2.1.5 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115, определено, что разграничение ответственности за эксплуатации тепловых энергоустановок между организацией потребителем тепловой энергии и энергоснабжающей организацией определяется заключенным договором.
Согласно пункту 4.12.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 229, границей обслуживания тепловых сетей являются: со стороны потребителя тепла - стена камеры, в которой установлены задвижки на ответвлении к потребителю тепла. Границы оформляются актом.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 14.04.2023 №671-р утвержден план-график по оформлению права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты в сфере теплоснабжения.
Согласно данному плану-графику по городскому округу город Уфа Республики Башкортостан предусмотрено принятие мер по оформлению право муниципальной собственности в отношении 28 объектов центрального отопления и горячего водоснабжения, в том числе на спорные объекты: <данные изъяты>.
Срок работы по постановке на учет и регистрации прав муниципальной собственности установлен - ДД.ММ.ГГГГ.
В настоящее время, в соответствии с п. 21 ст. 7 Положения об Управлении земельных и имущественных отношений городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденного решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, Управлением в установленном законном порядке проводятся мероприятия по постановке на учет объектов теплоснабжения в качестве бесхозяйных согласно распоряжению Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №-р.
Согласно пояснениям ответчика, Администрацией ГО г. Уфа РБ принимаются меры по признанию сетей бесхозяйными в добровольном порядке.
Информация о статусе бесхозяйного участка тепловой сети <данные изъяты> в адрес Администрации ГО г. Уфа РБ не поступала.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается стороной ответчика, спорный участок тепловых сетей в чьем-либо владении не находится.
Учитывая, что спорные участки тепловых сетей, <данные изъяты> на, не имеют собственника, в оперативное управление МЗ РБ ГБУЗ Республиканский клинический противотурберкулезный диспансер, ОАО БСКБ «Нефтехимамавтоматика», либо другой организации не передавались, суд приходит к выводу, что спорные участки тепловых сетей являются объектами недвижимости, право собственности на которые подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, что требует принятия Администрацией ГО г.Уфа РБ как органом, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, соответствующих мер по постановке данного имущества на учет; непринятие указанных мер в нарушение положений пункта 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет бездействие Администрацией ГО г.Уфа РБ как незаконное, нарушающее права неопределенного круга лиц.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для признания тепловой сети бесхозяйной и незаконном бездействии административного ответчика, при этом суд учитывает, что в полномочия Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ не входит обеспечение указанных мероприятий, в связи с чем исковые требования к Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфы РБ удовлетворению не подлежат.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 года №7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено (ч. 2 ст. 206 ГПК РФ). При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.
Таким образом, суд полагает исковые требования прокурора Орджоникидзевского района г. Уфы РБ к Администрации Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ, Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании принять меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества подлежащими удовлетворению частично с обязанием совершения действий в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь положениями статей 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░-8 ░░ ░░-1 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░. ░░░░░░░, ░. 3; ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░-626 ░░ ░░-10 ░░ ░░. ░░░░ ░░░░░░░░; ░░ ░░-2536/1 ░░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░. ░░░░░░░, 155/1) ░ ░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░. ░░░░░░░. 149).
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░. ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░0░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░