73RS0013-01-2024-002896-83
Дело №2а-1489/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2024 года г. Димитровград
Димитровградский городской суд Ульяновской области в составе судьи Котельниковой С.А., при секретаре Суворове Е.А.,
с участием представителя административного истца Васильева А.С. – Васильева С.А.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» – Солдатиковой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева А. С. к федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области», призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Васильев А.С. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Военного комиссариата г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, в обоснование указав следующее.
Он состоит с 16.02.2022 на воинском учете в Военном комиссариате г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области. В настоящее время он обучается на 1 курсе по очной форме обучения в <данные изъяты> по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе высшего образования, срок получения образования 5,5 лет, окончание 28.02.2029, что подтверждается справкой от 26.04.2024. В соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» он имеет право на отсрочку от призыва на военную службу. 03.05.2024 Васильев А.С. направил в Военный комиссариат г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области письменное заявление о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу по призыву до окончания срока обучения – 28.02.2029 с приложением справки. В ответ он получил письмо, согласно которому решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу возлагается на призывную комиссию, в связи с чем ему было предложено прибыть на призывную комиссию 23.05.2024 для вынесения в отношении него решения. 23.05.2024 в его присутствии призывной комиссией заявление было рассмотрено, принято решение: п. 4 ст. 5.1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - направить на медицинское обследование. Явиться повторно 05.07.2024. Единогласно. Протокол от 23.05.2024 №28. С указанным решением призывной комиссии он не согласен, так как оно нарушает право на отсрочку от призыва на военную службу по призыву, и не касается основного вопроса повестки заседания призывной комиссии о рассмотрении заявления о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до окончания срока обучения. Также указывает, что медицинское освидетельствование граждан, подлежащих призыву на военную службу, имеющих основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу, проводится по их заявлению или по письменному обращению гражданина в военный комиссариат, такое заявление он не подавал.
Просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Военного комиссариата г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области, вынесенное 23.05.2024 в отношении Васильева А. С. на заседании призывной комиссии, оформленной протоколом №28 от 23.05.2024; признать наличие у Васильева А. С. основания на отсрочку от призыва на военную службу и обязать Военный комиссариат г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области устранить нарушение законодательства при вынесении решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по призыву; взыскать в пользу Васильева А. С. с Военного комиссариата г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Судом при проведении подготовки к судебному разбирательству привлечены к участию в деле в качестве административных ответчиков ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», призывную комиссию муниципального образования «Город Димитровград» Ульяновской области.
Административный истец Васильев А.С. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Васильева А.С. – Васильев С.А. административные исковые требования поддержал в полном объеме, привел доводы, в целом аналогичные изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» – Солдатикова И.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, поддержав доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление и дополнительных возражениях на административное исковое заявление.
Представитель административного ответчика призывной комиссии муниципального образования «город Димитровград» Ульяновской области в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Суд с учетом мнения участников процесса полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие извещенных надлежащим образом неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, личное дело призывника, суд приходит к следующему.
По смыслу статьей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что Васильев А.С., (ДАТА) г.р., состоит на воинском учете в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» (по г.Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам).
Согласно решению Призывной комиссии МО «город Димитровград» от 23.05.2024 №28 Васильев А.С., (ДАТА) г.р., направлен на медицинское обследование, обязан явиться повторно 05.07.2024, единогласно.
Разрешая административные исковые требования, суд исходит из следующего.
Так, согласно статье 59 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации защита Отечества как одна из конституционных обязанностей гражданина Российской Федерации может быть реализована им, в частности, посредством несения военной службы в соответствии с федеральным законом, каковым в настоящее время является Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее - Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ).
Как установлено статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ, основной формой реализации данной конституционной обязанности является прохождение военной службы по призыву, которому согласно названному Федеральному закону подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подпункт "а" пункта 1); на военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу (пункт 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно ст. 24 названного Федерального закона, право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования.
Пунктом 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2006 №663, решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу выносится призывной комиссией на основании сведений, полученных военным комиссариатом муниципального образования (муниципальных образований) в электронной форме из государственного информационного ресурса или системы межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии технической возможности в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) - на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований).
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что административный истец представил 03.05.2024 заявление о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по призыву до окончания срока обучения, приложив справку из ДИТИ НИЯУ МИФИ.
При исследовании в судебном заседании личного дела призывника Васильева А.С. установлено, что в адрес административного ответчика <данные изъяты> направлялась справка об обучении Васильева А.С. на 1 курсе очного обучения от 14.09.2023 в ходе осенней призывной кампании 2023 года.
Из пояснений представителя административного истца следует, что в 2023 году Васильев А.С. закончил школу, после чего впервые поступил в высшее учебное заведение.
Из ответа от 14.05.2024 №2933 Военного комиссариата г. Димитровграда, Мелекесского и Новомалыклинского районов Ульяновской области следует, что заявление рассмотрено, решение о предоставлении отсрочки возлагается на призывную комиссию, предложено прибыть на призывную комиссию 23.05.2024 для вынесения в отношении Васильева А.С. решения.
Из протокола призывной комиссии №28 от 23.05.2024 следует, что принято решение: п. 4 ст. 5.1 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» - направить на медицинское обследование. Явиться повторно 05.07.2024. Единогласно.
В силу статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на образование, что возлагает на органы государственной власти обязанность принимать необходимые меры в целях реализации гражданами указанного права.
Нормы законодательства о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением, направлены на содействие гражданам в получении образования.
Возникновение права на получение отсрочки от призыва связано с самим фактом поступления и обучения гражданина в образовательном учреждении и не может быть произвольно ограничено. При предоставлении призывником подтверждающих соответствующих документов, у призывной комиссии в силу приведенных выше норм возникает обязанность принять решение о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.
Таким образом, представив в призывную комиссию справку из высшего учебного заведения о прохождении обучения по очной форме административный истец подтвердил право на отсрочку от призыва и выразил на это волеизъявление, а призывная комиссия не имела предусмотренных законом оснований для непредоставления отсрочки от призыва на время прохождения обучения на основании поступивших от призывника документов.
О волевой направленности действий призывника на получение отсрочки от призыва свидетельствует заявление Васильева А.С. от 03.05.2024. Реализуя право на отсрочку от призыва, истец фактически исключил в отношении себя призывные мероприятия, в том числе связанные с медицинским обследованием.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии.
Вместе с тем, требование Васильева А.С. о принятии решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу на период обучения удовлетворению не подлежит, поскольку право решение вопроса о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу принадлежит военному комиссариату.
Согласно части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Административным истцом при подаче иска уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
Поскольку его требования удовлетворены частично, судебные расходы по ее уплате подлежат взысканию в его пользу с административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».
Руководствуясь ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ 23.05.2024 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №28 ░░ 23.05.2024.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. (░░░░░░░ №*) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░» (░░░ 7303002426) ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 11 ░░░░ 2024 ░░░░.