Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-598/2022 ~ М-582/2022 от 09.09.2022

Дело № 2-598/2022

УИД 02RS0006-01-2022-001391-19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улаган

27 октября 2022 года

Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего судьи Палагина А.В., при секретаре Адыкаевой А.В., с участием представителя истца Кайгиной Н.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Чалчикова Айсура Витальевича к администрации МО «Улаганский район» о восстановлении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, признании членами семьи,

УСТАНОВИЛ:

Чалчиков А.В. обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», просил обязать администрацию МО «Улаганский район» восстановить его на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с датой постановки на учёт 10.10.2019 года, признать членами его семьи ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. применительно к мероприятиям государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», обязать администрацию МО «Улаганский район» включить указанных лиц в состав семьи для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что истец родился 22.04.2001 года, имеет инвалидность с детства, 10.10.2019 года обратился в администрацию МО «Улаганский район» с заявлением о постановке на учёт для получения жилья, с 05.11.2019 года состоял на учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», соответствовал всем требованиям, указанным в ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 17.09.2020 года № 568 истец снят с учёта в соответствии с подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, в связи рождением после 01.01.1992 года, что считает необоснованным. В настоящее время истец соответствует всем требованиям ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в связи с чем, просит восстановить в список для получения жилищной субсидии. Чалчиков А.В. проживает в <адрес> жилом доме, принадлежащем его матери, с матерью ФИО3, братом ФИО5 и сестрой ФИО7, с которыми ведет общее хозяйство, общий бюджет, которых администрация МО «Улаганский район» отказалась включить в состав семьи для определения размера жилищной субсидии.

Представитель истца, действующая на основании письменного ходатайства Кайгина Н.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям указанным в исковом заявлении.

Надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела Чалчиков А.В., Тадыкина А.В., Санина В.В., представитель администрации МО «Улаганский район», Минрегионразвития РА в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили, отложить рассмотрение дела не просили, уважительных причин неявки суду не представили.

Представитель третьего лица Минрегионразвития РА, действующая на основании доверенности Гревцева А.В. в письменном отзыве просила о рассмотрении дела без её участия, полностью отказать в удовлетворении исковых требований, считала, что решение о снятии истца с учёта принято районной администрацией в соответствии с действующим законодательством, которое предусматривало постановку на учёт граждан прибывших в районы Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не позднее 01.01.1992 года.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело при имеющейся явке.

Выслушав представителя, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.04.1992 № 239 «Об отнесении районов Республики Горный Алтай к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, и установлении коэффициентов» с 01 апреля 1992 года Кош-Агачский и Улаганский районы Республики Алтай (ранее Республики Горный Алтай) отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Право, условия и нормативы на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительство жилых помещений гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей определены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Судом установлено, что Чалчиков А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Алтай, постоянно проживал в Улаганском районе более 15-ти лет, что подтверждается копией паспорта истца.

ДД.ММ.ГГГГ Чалчикову А.В. установлена инвалидность «инвалид с детства» (третья группа), что подтверждается материалами учётного дела, справкой МСЭ.

На основании заявления и заявления – рапорта истца от 10.10.2019 года, постановлением администрации МО «Улаганский район» от 05.11.2019 года № 848, истец поставлен на первичный учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категории «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», с составом семьи два человека, включая мать Тадыкину А.В., соответствовал требованиям ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в редакции Федерального закона, действовавшей на дату постановки на учёт).

Постановлением администрации МО «Улаганский район» от 17.09.2020 года № 568 (пункт 23) в связи рождением после 01.01.1992 года истец снята с учёта в соответствии с подп. «и» п. 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879, который предусматривает утрату лицом оснований, дающих им право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

На дату рассмотрения дела истец не имеет прав на жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что подтверждается сведениями из ЕГРН, продолжает проживать в местности, приравненной к районам Крайнего Севера в <адрес> Республики Алтай, что подтверждается сведениями ОМВД России по Улаганскому району, сельской администрации по месту жительства.

В этой связи суд приходит к выводу, что Чалчиков А.В. является лицом, не обеспеченным жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений (10.10.2019 года), право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Статья 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ предусматривает, что право на получение жилищных субсидий имеют инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Таким образом, ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в редакции Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ вводит дополнительные ограничения для инвалидов с детства, родившихся и проживавших более 15-ти лет в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусматривая для права на получение жилищной субсидии рождение не позднее 01 января 1992 года.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 01 марта 2022 года № 9-П статья 2 Федерального закона от 20 июля 2020 г. № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой придание ею обратной силы его статье 1 рассматривается как основание для снятия инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», с такого учета или для отказа в выдаче им государственного жилищного сертификата в связи с рождением после 1 января 1992 года.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, распространение статьей 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

В силу ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Поскольку при рассмотрении дела установлено, что Чалчиков А.В. был принят администрацией МО «Улаганский район» на первичный учёт граждан с соблюдением требований ст. 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», родился и проживал более 15-ти лет в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеет инвалидность «инвалид с детства», в настоящее время соответствует требованиям указанного федерального закона в части не противоречащей Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о необоснованности решения администрации МО «Улаганский район» о снятии с учёта Чалчикова А.В. как гражданина, имеющего право на получение социальных выплат для приобретения жилья.

В этой связи суд полагает правильным удовлетворить исковые требования Чалчикова А.В., восстановить истца на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства» с момента возникновения права, которому предшествовало обращение в уполномоченный орган – 10.10.2019 года.

Также удовлетворению подлежит требование Чалчикова А.В. о включении в состав его семьи для определения размера жилищной субсидии мать Тадыкину Айяну Валерьевну, сестру ФИО4, брата ФИО5, поскольку из материалов дела следует и установлено судом, что Чалчиков А.В. и указанные лица имеют родственные связи (мать, сестра, брат), постоянно совместно проживают в принадлежащем Тадыкиной А.В. жилом помещении, вселены в жилое помещение как члены семьи, ведут общее хозяйство, имеют общий бюджет, имеют характерные для семьи признаки: взаимную заботу, ответственность друг перед другом и оказание поддержки.

Совместное проживание Чалчикова А.В., его матери, сестры и брата, получение образовательных и медицинских услуг в <адрес> подтверждается сведениями ОМВД России по Улаганском району, БУЗ РА «Акташская больница», МБОУ «Акташская СОШ», доказательств обратного ответчиком не представлено. Указанные лица не имеют прав на жилые помещения, расположенные за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, что подтверждается сведениями ЕГРН.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд принимает во внимание, что при обращении в суд истец уплатил государственную пошлину в размере 300 руб., решение состоялось в пользу истца, однако в силу при этом ответчик освобожден от уплаты судебных расходов и в силу п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» не находит оснований для взыскания с ответчика указанной суммы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Чалчикова Айсура Витальевича удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Улаганский район» восстановить Чалчикова Айсура Витальевича на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «инвалиды 1 и 2 группы, инвалиды с детства», с датой постановки на учёт 10.10.2019 года.

Признать Тадыкину Айяну Валерьевну, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. членами семьи Чалчикова Айсура Витальевича применительно к мероприятиям государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать администрацию МО «Улаганский район» включить Тадыкину Айяну Валерьевну, ФИО4, ФИО5 в состав семьи Чалчикова Айсура Витальевича для получения жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путём подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.

Мотивированное решение составлено 27.10.2022 года.

Председательствующий

А.В. Палагин

2-598/2022 ~ М-582/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Чалчиков Айсур Витальевич
Ответчики
Администрация МО "Улаганский район"
Суд
Улаганский районный суд Республики Алтай
Судья
Палагин Александр Владимирович
Дело на странице суда
ulagansky--ralt.sudrf.ru
09.09.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.09.2022Передача материалов судье
14.09.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.09.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2022Судебное заседание
27.10.2022Судебное заседание
27.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2022Дело оформлено
23.12.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее