Дело № 2–1158/2020 Мотивированное решение составлено 16 ноября 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
9 ноября 2020 года город Апатиты
Апатитский городской суд Мурманской области в составе:
председательствующего судьи Быковой Н.Б.,
при секретаре Комаровой Ю.А.,
с участием истца Исмаиловой И.В.,
представителя ответчика Сирвутене Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Исмаиловой Ирены Владимировны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Апатиты Мурманской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в выплате социального пособия на погребение,
У С Т А Н О В И Л:
Исмаилова И.В. обратилась в суд с иском к ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в выплате социального пособия на погребение и взыскании социального пособия на погребение.
В обоснование исковых требований указывает, что 1 апреля 2020 года умер <родственник> истца ФИО. Истец обратилась в ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) с заявлением о выплате социального пособия на погребение супруга, в выплате которого ответчиком отказано письмом <№> от 5 августа 2020 года. Отказ мотивирован тем, что ФИО являлся пенсионером из числа индивидуальных предпринимателей. Полагает, отказ ответчика в выплате социального пособия на погребение умершего супруга неправомерным, поскольку ФИО добровольно не вступал в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не производил. Указывает, что в соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 05 апреля 2000 года № 1523-17, в случае погребения умершего индивидуального предпринимателя, который являлся пенсионером, имел свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, но не производил отчисления в Фонд социального страхования Российской Федерации, социальное пособие на погребение следует выплачивать за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации органом, в котором умерший получал пенсию.
С учетом уточнения исковых требований просит признать незаконным решение ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) от 5 августа 2020 года об отказе в осуществлении выплаты социального пособия на погребение ее <родственник> ФИО, взыскать с ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) социальное пособие на погребение в размере 8574 рубля 80 копеек.
Истец Исмаилова И.В. в судебном заседании настаивала на удовлетворении уточненных исковых требований по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) Сирвутене Ю.А. возражала против удовлетворения уточненных исковых требований по доводам, изложенным в ранее представленном письменном отзыве на исковое заявление, из которого следует, что в соответствии с Федеральным Законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в том числе, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. Учитывая, что умерший ФИО по дату смерти был зарегистрирован в ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица и подлежал обязательному социальному страхованию, оснований для выплаты истцу социального пособия за счет средств ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) не имеется, поскольку его нельзя отнести к категории неработающих пенсионеров. Также отметила, что расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации из федерального бюджета, однако учитывая, что умерший являлся индивидуальным предпринимателем, т.е. работающим пенсионером, то компенсация из федерального бюджета не производится.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является, в том числе, социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулируются Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Из пунктов 1-3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" следует, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. В районах и местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, этот предел определяется с применением районного коэффициента.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти: органом, в котором умерший получал пенсию; организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего; органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности; территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего.
Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из федерального бюджета возмещаются Пенсионному фонду Российской Федерации расходы, связанные с выплатой социального пособия на погребение умерших неработавших пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии).
На основании пунктов 1 и 3 статьи 9 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации - на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей.
Судом установлено, что 1 апреля 2020 года умер <родственник> истца - ФИО, что подтверждается копиями: свидетельства о смерти <№> от 2 апреля 2020 года, записи акта о смерти <№> от 2 апреля 2020 года, справки о смерти <№> от 2 апреля 2020 года, свидетельства о <подтверждлении родства> <№> от 13 июля 2002 года, записи акта о <подтверждлении родства> <№> от 13 июля 2002 года (л.д. 14, 18-19, 47-48).
Из копии трудовой книжки <№> от 16 июля 1976 года следует, что ФИО последний раз был трудоустроен в <.....>, откуда был уволен по собственному желанию 1 ноября 1997 года. Иные записи о трудоустройстве ФИО в трудовой книжки отсутствуют (л.д. 15-16).
Из представленных по запросу суда МИФНС России № 8 по Мурманской области выписок из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей следует, что ФИО был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 3 февраля 2004 года по 24 апреля 2007 года, 22 апреля 2008 года по 13 мая 2015 года, 15 января 2016 года по 25 декабря 2017 года, 04 сентября 2018 года по 1 апреля 2020 года. 4 апреля 2020 года в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесены сведения о прекращении деятельности в связи со смертью индивидуального предпринимателя 1 апреля 2020 года (л.д. 37-46).
Согласно справке ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) от 14 октября 2020 года ФИО являлся пенсионером и получателем страховой пенсии по старости (л.д. 53).
Следовательно, на момент смерти ФИО являлся получателем страховой пенсии по старости и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Из статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 статьи 4.5 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» установлено, что лица, указанные в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства.
Согласно подпунктам 4 и 5 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами; у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан - с момента уплаты ими или за них страховых взносов, если иное не установлено федеральными законами.
Из анализа действующего законодательства следует, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, и иных категорий граждан – с момента уплаты ими или за них страховых взносов.
Таким образом, если индивидуальный предприниматель не вступил в правоотношения по обязательному социальному страхованию, получателем пособий по обязательному социальному страхованию он не является.
Согласно представленным сведениям и справке МРО Филиал № 2 Фонда социального страхования Российской Федерации № 15-110/01-583сп от 17 июля 2020 года, ФИО на день смерти 1 апреля 2020 года добровольно не вступал в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации не производил (л.д. 13, 32-33).
Вышеизложенное свидетельствует о том, что ФИО страхователем по обязательному социальному страхованию в МРО Филиал № 2 Фонда социального страхования Российской Федерации не являлся, страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации не уплачивал, поэтому получателем пособий по обязательному социальному страхованию не являлся.
Пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" определен исчерпывающий перечень государственных органов и организаций, на которые возложена обязанность по выплате социального пособия на погребение лиц.
Проанализировав действующее законодательство и принимая во внимание установленные судом по делу обстоятельства, учитывая, что ФИО на момент смерти являлся пенсионером, в трудовых правоотношениях не состоял, в правоотношения по обязательному социальному страхованию не вступал, суд приходит к выводу, что выплата социального пособия на погребение ФИО должна осуществляться ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное), в котором умерший получал пенсию, за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации.
Суд полагает доводы представителя ответчика о том, что ФИО, будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию и подлежал обязательному социальному страхованию, подлежащими отклонению, поскольку они опровергаются представленными в материалах дела доказательствами и фактически установленными судом обстоятельствами дела.
Суждение ответчика о том, что Исмаилов Т.И., будучи зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, считается занятым, следовательно, работающим пенсионером, в силу статьи 2 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", не влияет на сделанный судом вывод о возложении обязанности по выплате социального пособия на погребение ФИО за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, поскольку социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, входит в исчерпывающий перечень видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, установленный частью 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", следовательно, является фактом наступления страхового случая, влекущего за собой исполнение страховщиком (ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) своих обязательств перед застрахованным лицом в виде выплаты указанного социального пособия.
Из представленной копии заявления истца Исмаиловой И.В., следует, что истец обратился в ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) с заявлением о выплате социального пособия на погребение ФИО, умершего 01 апреля 2020 года, 4 августа 2020 года, то есть в установленный пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" шестимесячный срок, приложив к заявлению все необходимые для выплаты указанного социального пособия документы (л.д. 54).
При таких обстоятельствах решение УПФР в г. Апатиты об отказе в выплате социального пособия на погребение, изложенное в письме от 5 августа 2020 года, не является законным и обоснованным.
Размер социального пособия определен истцом в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" и составляет 8574 рубля 80 копеек.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании незаконным отказа ГУ-УПФР в г. Апатиты Мурманской области (межрайонное) от 5 августа 2020 года в осуществлении выплаты социального пособия на погребение ФИО и взыскании с ответчика социального пособия на погребение в размере 8 574 рубля 80 копеек, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194–199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ 5 ░░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 8 574 (░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░) ░░░░░ 80 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░