Судья: Серова Ж.В. административное дело N 33а-12268/2023
63RS0029-02-2023-008230-04
№9а-738/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2023 года г. Самара
Самарский областной суд в составе председательствующего Мыльниковой Н.В. рассмотрел в порядке упрощенного (письменного) производства частную жалобу Глущенко С.Ю. в лице представителя Проскурина А.К. по доверенности на определение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 24 августа 2023 г. о возврате административного искового заявления, исследовав доказательства в письменной форме,
установил:
Глущенко С.Ю. в лице представителя ФИО4 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату Автозаводского района г. Тольятти Самарской области, Министерству обороны Российской Федерации, АО «Согаз» о признании незаконным отказа в оформлении и направлении документов для выплаты единовременного пособия, возложении обязанности оформить и направить документы для выплаты единовременного пособия, осуществить выплату единовременного пособия, осуществить выплату единовременного пособия.
В обоснование исковых требований указано, что ФИО3 заключил контракт с <данные изъяты> и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ участвовал в качестве добровольца в зоне СВО, в составе указанного добровольческого формирования, оказывал содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные силы РФ. Погиб при исполнении обязанностей ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в адрес руководителя военного комиссариата <адрес> административным истцом подано заявление установленной формы о выплате единовременного пособия в связи с гибелью (смертью), наступившей при исполнении служебных обязанностей по контракту о пребывании в добровольческом формировании ФИО3, погибшего ДД.ММ.ГГГГ прибывавшего в добровольном формировании. По результатам рассмотрения указанного обращения, военным комиссариатом отказано в оформлении и направлении документов для выплаты единовременного пособия членам семьи погибшего ФИО3
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление возвращено административному истцу (л.д.7).
В частной жалобе представитель ФИО4 ставит вопрос об отмене определения суда как постановленного с нарушением норм процессуального права, настаивает на том, что административный иск должен быть принят к рассмотрению Автозаводским районным судом <адрес> (л.д.11-12).
В соответствии с частью 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) рассмотрение настоящей частной жалобы осуществляется судом апелляционной инстанции без проведения судебного заседания.
Частные жалобы, представления прокурора на определения суда рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (часть 2.1 статьи 315 КАС РФ).
Проверив на основании части 1 статьи 308 КАС РФ законность и обоснованность определения в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены судебного акта.
Возвращая административное исковое заявление Глущенко С.Ю. в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 КАС РФ в связи с неподсудностью дела Автозаводскому районному суду г. Тольятти Самарской области, суд первой инстанции исходил из того, что административный истец оспаривает решение органов военного управления по вопросу, связанному с прохождением военной службы.
Вместе с тем судебная коллегия признает вышеуказанные выводы преждевременными в силу следующих обстоятельств.
Статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод. Согласно статьей 47 Конституции Российской Федерации подсудность дел судам определяется законом. Конкретизируя данные конституционные положения, законодатель устанавливает определенный порядок возбуждения и рассмотрения судебных дел, в том числе разграничивает предметную, территориальную и инстанционную подсудность дел.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 г. N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей" в случае гибели (смерти) военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, принимавших участие в специальной военной операции на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и Украины, членам их семей осуществляется единовременная выплата в размере 5 млн. рублей в равных долях.
Подсудность дел военным судам установлена в статье 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации".
В соответствии с положениями пункта 1 части 1, части 2 статьи 7 Федерального конституционного закона от 23 июня 1999 года N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" военным судам подсудны гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.
Как следует из разъяснений, приведенных в абзаце 1 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года №8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" дела, связанные с защитой нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений, подсудны военным судам.
В соответствии с пунктом 5.1 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, предоставляются гражданам, пребывающим в добровольческих формированиях, содействующих выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, в период мобилизации, в период действия военного положения, в военное время, при возникновении вооруженных конфликтов, при проведении контртеррористических операций, а также при использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - граждане, пребывающие в добровольческих формированиях), и членам их семей в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Статус (совокупность прав, обязанностей и ответственности) граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, определен в пункте 10 статьи 22.1 Федерального закона "Об обороне". Этот статус устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. На таких граждан в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, распространяется статус военнослужащих.
Контракт о пребывании в добровольческом формировании заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации письменно по типовой форме и в порядке, которые определяются Министерством обороны Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения, связанные с исполнением гражданами, пребывающими в добровольческих формированиях, общих, должностных и специальных обязанностей, являются публично-правовыми, основанными на властных полномочиях одной стороны по отношению к другой. Причем второй стороной этих правоотношений в любом случае выступает орган военного управления, воинское должностное лицо.
Поэтому требования таких граждан об оспаривании решений, действий (бездействия) командования, связанных с участием их в добровольческих формированиях, должны разрешаться по правилам главы 22 КАС РФ.
При этом схожесть статуса граждан, поступивших в добровольческие формирования, и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, общность выполняемых задач, а также характер правоотношений, возникающих в связи с участием в добровольческих формированиях, позволяют распространить на них статус военнослужащих для целей судебной защиты нарушенных прав и разбирательства военными судами административных дел об оспаривании действий командования, связанных с реализацией прав и социальных гарантий, установленных для данной категории граждан.
Из этого следует, что обязательными условиями, определяющими подсудность заявления военному суду, являются принадлежность административного истца к одной из указанных в законе категорий граждан и совершение оспариваемых действий в период прохождения им военной службы, военных сборов, пребывания в мобилизационном людском резерве.
Как следует из содержания заявленных истцом требований, ФИО3. был заключен контракт с <данные изъяты>
На стадии разрешения вопроса о принятии административного искового заявления ФИО3 при отсутствии сведений о принадлежности <данные изъяты> к добровольческому формированию, вывод судьи об отсутствии законных оснований для принятия административного искового заявления к производству суда является преждевременным.
Следовательно, исходя из вышеизложенного, оспариваемое определение судьи первой инстанции в связи с нарушением норм процессуального права подлежит отмене с направлением материалов судебного производства в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
В ходе досудебной подготовки дела судье надлежит установить принадлежность <данные изъяты>» к добровольческому формированию и в случае если возникшие отношения не подсудны суду общей юрисдикции, разрешить вопрос о направлении дела по подсудности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 310, 315, 316 КАС РФ, суд апелляционной инстанции,
определил:
Определение Автозаводского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о возврате административного искового заявления Глущенко С.Ю. к Военному комиссариату <адрес>, Министерству обороны Российской Федерации, АО «Согаз» о признании незаконным отказа в оформлении и направлении документов для выплаты единовременного пособия, возложении обязанности– отменить, материал направить в тот же суд для рассмотрения по существу со стадии принятия административного искового заявления.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Судья: