Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-151/2023 ~ М-90/2023 от 04.05.2023

Дело № 2-151/2023

                                        

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2023 года                                                      г. Севск

Севский районный суд Брянской области в составе

председательствующего Хорзеевой Е.Е.,

при помощнике судьи Проскурниной Е.В.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора Севского района Брянской области Сычевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Севского района Брянской области, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Севского района Брянской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в результате проведенной прокуратурой Севского района Брянской области проверки исполнения законодательства об отходах производства и потребления в части соблюдения требований, предъявляемых к контейнерным площадкам для сбора твердых коммунальных отходов, на территории с. Доброводье Севского района установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 на контейнерной площадке по <адрес> контейнер не имеет крышки, предотвращающей попадание в него атмосферных осадков, при отсутствии крыши над площадкой, отсутствует твердое, прочное, легко очищаемое покрытие, способное выдержать установку и выкатывание контейнера без повреждения и скопления на нем воды, контейнерная площадка не оборудована информационными щитами, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Просил суд обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» привести в соответствие с требованиями законодательства контейнерную площадку по <адрес>, а именно: расположить площадку на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдержать установку и выкатывание контейнера без повреждения и скопления на нем воды; оборудовать крышей при отсутствии крышки непосредственно на контейнере; промаркировать контейнер с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО; оборудовать графиком вывоза отходов, информационным щитом с указанием актуальной информации в соответствие с требованиями закона.

Старший помощник прокурора Сычева А.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении, настаивала на их удовлетворении. Просила суд установить срок исполнения решения суда не более 11 месяцев, с момента вступления решения в законную силу.

Представитель администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, решение оставил на усмотрение суда.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия неявившегося представителя ответчика.

    Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

    В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накоплением отходов признается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

    Согласно пункту 1 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.

    Аналогичные полномочия в области обращения с ТКО закреплены за органами местного самоуправления муниципальных районов (пункт 2 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ).

    Как следует из содержания статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации (п. 1). Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (п. 2). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований (п. 3).

    Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые введены в действие с 1 марта 2021 года (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

    В соответствии с пунктом 3 вышеприведенных правил на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.

    Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.

    Таким образом, на органы местного самоуправления действующим законодательством прямо возложена обязанность по организации мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в пределах территории соответствующего муниципального образования, включая и те территории, на которых расположены частные домовладения.

Как следует из материалов дела и установлено судом администрация Севского муниципального района является собственником 69 мест накопления ТКО, расположенных на территории Севского городского поселения, в связи с чем несет обязанность по организации площадок накопления твердых коммунальных отходов в пределах указанной территории Севского городского поселения.

Согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Севского городского поселения, утвержденному постановлением главы администрации Севского муниципального района № 213 от 13 апреля 2023 года, контейнерная площадка по <адрес> (л.д. 18, 19-25).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, вступившим в силу 01 января 2019 года, утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра.

Согласно пунктам 2 и 3 указанных Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

В соответствии с п. 2.2.2.1 Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Брянской области, утвержденного Постановлением Правительства Брянской области от 16 ноября 2020 года № 528-п контейнеры должны быть изготовлены из пластика или металла, иметь крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, оборудована крышей (в этом случае контейнеры должны быть оборудованы колесиками). Контейнеры должны быть промаркированы с указанием контактов организации, осуществляющей накопление и транспортирование твердых коммунальных отходов, и графика вывоза отходов.

В силу п. 2.2.2.3 названного Порядка контейнерная площадка должна располагаться на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдерживать установку и выкатывание контейнеров без повреждения и скопления на них воды; постоянно очищаться от снега и льда, отходов, размещенных за пределами контейнеров, и регулярно подвергаться уборке (санитарной обработке).

Контейнерные площадки должны быть оборудованы крышей, не допускающей попадание в контейнеры атмосферных осадков, за исключением случаев, когда контейнеры оборудованы крышкой, огорожены с трех сторон, а также оборудованы информационными щитами с указанием актуальной информации: видов твердых коммунальных отходов, контактов регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, собственника контейнерной площадки, графика вывоза твердых коммунальных отходов, сведений об организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов от места их накопления, сведений об обслуживаемых объектах.

5 июля 2022 года прокуратурой Севского района проведена выездная проверка соблюдения требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Севского городского поселения Брянской области по обращению ФИО4 от ДАТА о размещении в п. Заречный несанкционированной свалки.

По результатам проведенной проверки установлено, что в нарушение Порядка накопления твердых коммунальных отходов на территории Брянской области, Правил благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка в МО «Севское городское поседение», вблизи <адрес> расположена контейнерная площадка, не внесенная в Реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Севского городского поселения. При этом, мусорный контейнер не имеет крышки, предотвращающей попадание в него атмосферных осадков, при этом отсутствует крыша над контейнерной площадкой, отсутствует твердое, прочное, легко очищаемое покрытие, способное выдержать установку и выкатывание контейнера без повреждения и скопления на нем воды, площадка не оборудована информационными щитами. В непосредственной близости от указанной контейнерной площадки допущено накопление и размещение в несанкционированных местах (вне установленных мест накопления отходов) (л.д.6-7).

По результатам проверки в адрес главы администрации Севского муниципального района внесено представление № 26/2022 от 8 июля 2022 года об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления в части соблюдения требований, предъявляемых к контейнерным площадкам для сбора твердых коммунальных отходов (л.д. 8-10).

В своем ответе на представление глава администрации Севского муниципального района указал, что администрацией приняты меры по устранению выявленных прокуратурой нарушений, а именно в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Севского городского поселения включена контейнерная площадка <адрес>, ликвидирована несанкционированная свалка. В настоящее время денежные средства на приведение в вышеуказанном местоположении контейнерной площадки накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства в бюджете Севского муниципального района не запланированы (л.д. 11).

Доказательств в опровержение указанных обстоятельств, того факта, что на момент разрешения спора обязанности по организации контейнерной площадки выполнены в установленном порядке, выявленные нарушения устранены в полном объеме, не представлено, об указанном ответчиком не заявлено.

Из рапорта старшего помощника прокурора Севского района от 3 мая 2023 года с фототаблицей следует, что на указанную дату контейнерная площадка не оборудована в соответствии с требованиями законодательства (л.д.12-15, 16-17).

Таким образом, установив вышеизложенные обстоятельства по делу, суд, руководствуясь вышеуказанными нормами материального права, приходит к выводу о том, что администрацией муниципального образования «Севский муниципальный район» не должным образом исполняются возложенные на нее обязанности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, принимаемые меры не обеспечивают соблюдение санитарно-эпидемиологических требований для обеспечения безопасности неопределенного круга лиц, что свидетельствует о наличии правовых оснований для удовлетворения требований прокурора в полном объеме.

Принимая во внимание, что организация контейнерной площадки не может носить одномоментный характер, на основании положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить срок исполнения возложенной на администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» обязанности в течение 11 месяцев со дня вступления решения в законную силу.

На основании пп.19 п.1 ст.333.36 НК РФ ответчик администрация муниципального образования «Севский муниципальный район» подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины как орган местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 194-199,206 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Севского района Брянской области, поданные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Севский муниципальный район» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Севский муниципальный район» привести в соответствие с требованиями законодательства контейнерную площадку по <адрес>, а именно, осуществить следующие работы: расположить площадку на твердом, прочном, легко очищаемом покрытии, которое способно выдержать установку и выкатывание контейнера без повреждения и скопления в нем воды; оборудовать крышей при отсутствии крышки непосредственно на контейнере; промаркировать контейнер с указанием контактов организации, осуществляющей сбор и транспортирование ТКО; оборудовать графиком вывоза отходов и информационным щитом с указанием актуальной информации в соответствие с требованиями закона.

Установить срок исполнения решения суда - 11 месяцев, с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Севский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                                             Е.Е. Хорзеева

Решение в окончательной форме принято 30 июня 2023 года.

2-151/2023 ~ М-90/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Севского района Брянской области
Ответчики
Администрация Севского района Брянской области
Суд
Севский районный суд Брянской области
Судья
Хорзеева Е.Е.
Дело на сайте суда
sevsky--brj.sudrf.ru
04.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2023Передача материалов судье
04.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.06.2023Подготовка дела (собеседование)
05.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2023Судебное заседание
30.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.10.2023Дело оформлено
27.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее