Дело № 2а-2308/2024
УИД 73RS0004-01-2024-004297-43
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Ульяновск 31 июля 2024 года
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Русаковой И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чичковой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лица, к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки,
у с т а н о в и л :
прокурор Заволжского района города Ульяновска в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «города Ульяновск» о возложении обязанности оборудовать контейнерные площадки.
В обоснование требований указано, что проведённой прокуратурой района проверкой выявлены нарушения законодательства в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в деятельности администрации г. Ульяновска. Установлено, что в реестр мест (площадок) накопления ТКО включены контейнеры, расположенные по адресам индивидуальных жилых домов: <адрес>
При этом, места сбора ТКО по данным адресам контейнерными площадками не оборудованы, отсутствует твердое (асфальтное, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
В целях устранения указанных нарушений прокуратурой района 21.09.2023 Главе города Ульяновска внесено представление. По итогам рассмотрения представления нарушения не устранены.
Прокурор просил возложить на администрацию МО «город Ульяновск» обязанность в срок до 01.11.2024 оборудовать контейнерные площадки по ул. Бари Тарханова в Заволжском районе г.Ульяновска, в соответствии с п.п. 3,4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно: оборудовать бетонированной (асфальтной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, следующие площадки, расположенные на территории Заволжского района г.Ульяновска согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск» по адресам: <адрес>.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области, ЖСК «Петров Овраг», Еремеев О.А., Иванов А.И., Борисова Е.В., Борисов А.Б., Колегова М.В., Зимина Р.А., Мусин Р.Н.
Представитель административного истца – помощник прокурора Заволжского района г. Ульяновска Хомяк Д.О. в судебном заседании требования административного иска поддержал, дополнительно указав, что поскольку в реестре по указанным в иске адресам не указан собственник контейнерных площадок, следовательно, обязанность по их оборудованию несет администрация МО «город Ульяновск».
Представитель административного ответчика – администрации города Ульяновска Липатова Э.Ш. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Ульяновска. Ранее в судебном заседании и в дополнительном отзыве на административное исковое заявление просит отказать прокурору в заявленных требованиях, поскольку содержать места накопления ТКО по указанным адресам обязаны собственники индивидуальных жилых домов, на основании обращения которых и были внесены принадлежащие им площадки в реестр.
Представитель заинтересованного лица ООО «УК Экостандарт» - Тойматова О.Б. в судебном заседании указала, что надлежащим ответчиком по настоящему спору будут являться собственники контейнерных площадок, то есть физические лица, на основании заявлений которых и были включены площадки в реестр. Также отметила, что баки для складирования мусора принадлежат собственникам домов, возле которых они размещены, приобретены за счет последних, иные лица ими пользоваться не имеют права. Кроме того, указала, что на администрации города Ульяновска лежит обязанность организовать общие места для складирования ТКО (оборудовать контейнерные площадки), исходя из действующих нормативов, которые учитывают количество индивидуальных жилых домов, количество собственников и нормативы потребления. Имеющиеся в реестре площадки вышеуказанным нормативам не соответствуют, рассчитаны для обслуживания отдельно взятых индивидуальных жилых домов. Также пояснила, что услуга по вывозу ТКО по спорным адресам производится ООО «УК Экостандарт» по заявке каждого собственника, который по мере необходимости оставляет заявку и в назначенное время открывает собственным ключом бак для вывоза накопившегося мусора.
Другие участники в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав объяснения представителя административного истца и заинтересованного лица ООО «УК Экостандарт» исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено, что в Заволжском районе г. Ульяновска по адресам: <адрес>, имеются контейнерные площадки для складирования твёрдых коммунальных отходов.
В реестре мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», утверждённом распоряжением администрации города Ульяновска от 28.03.2019 №74-р, указанные контейнерные площадки зарегистрированы под номерами: <адрес>- №839, <адрес> - №20, <адрес> - №21, <адрес> - №841, <адрес> - №840 (л.д. 16).
Факт наличия контейнерных площадок, размещенных по указанным адресам, в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории муниципального образования «город Ульяновск», утверждённом распоряжением администрации города Ульяновска от 28.03.2019 №74-р, административным ответчиком не оспаривался.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся в том числе создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В силу пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039 (далее - Правила) места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления также обязаны определять схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и вести их реестр, включающий в себя данные о нахождении мест (площадок) накопления ТКО, об их технических характеристиках, сведения о собственниках мест (площадок) накопления ТКО и данные об источниках образования ТКО (пункты 4, 5, статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, пункты 11, 15 - 19 Правил).
Из системного толкования вышеназванных норм права следует, что создание мест (площадок) накопления ТКО, по общему правилу, относится к полномочиям (обязанностям) органов местного самоуправления.
Согласно п. 2.5 Порядка накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов на территории Ульяновской области, утвержденных Постановлением Правительства Ульяновской области от 03.03.2017 № 91-П, создание и содержание мест накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, осуществляют органы местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, которые определяют порядок создания мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра (пункт 1).
В силу пункта 4 указанных Правил в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Ссылаясь на то, что администрацией города Ульяновск обязанность по содержанию контейнерных площадок, включенных в реестр и не имеющих собственников, надлежащим образом не исполняется, прокурор Заволжского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением.
Согласно пункту 18 названных Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра раздел «Данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов» содержит сведения: для юридических лиц, в том числе органов государственной власти и местного самоуправления, - полное наименование и основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц, фактический адрес; для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, адрес регистрации по месту жительства; для физических лиц - фамилия, имя, отчество, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, адрес регистрации по месту жительства, контактные данные.
Вместе с тем, судом установлено, что контейнерная площадка, расположенная по адресу: <адрес>, включена в реестр уполномоченным органом на основании заявления собственника домовладения по указанному адресу, Еремеева О.А., на основании чего впоследствии между Еремеевым О.А. и ООО «УК Экостандарт» заключен договор на оказание услуг по обращению с ТКО №138 от 23.01.2019. Данное обстоятельство подтверждается письменным уведомлением администрации г.Ульяновска от 03.04.2019 (л.д. 29-32,34 – оборот)
На основании заявления Иванова А.И., собственника домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, и заявления Борисовой Е.В., собственницы домовладения №78 по ул.Бари Тарханова в г.Ульяновске, в реестр контейнерных площадок включены принадлежащие им контейнерный площадки по вышеуказанным адресам, что подтверждается уведомлениями администрации города Ульяновска от 20.05.2019 и от 15.05.2019, соответственно (37-40,45- оборот, 47-50, 62).
Также из материалов дела следует, что администрацией города Ульяновска было рассмотрено и удовлетворено заявление Зиминой Р.А. – собственника домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, внесена в реестр принадлежащая ей контейнерная площадка по вышеуказанному адресу.
Возражая против удовлетворения исковых требований, представителем административного ответчика также представлена выписка из реестра, согласно которой в нее внесены сведения о собственнике контейнерной площадки, расположенной по адресу: <адрес>, - физическое лицо.
Следовательно, не смотря на то, что реестр контейнерных площадок по спорным адресам не содержит сведений о собственниках мест накоплений, вышеприведенные письменные доказательства (уведомления о включении в реестр, договоры на оказание услуг по вывозу ТКО), суд приходит к выводу, что собственниками контейнерных площадок, расположенных по адресам: <адрес>, являются физические лица, на которых в силу действующего законодательства лежит обязанность по их содержанию.
Более того, согласно представленным стороной административного истца рапортам, собственники домовладений №№ <адрес>, указали, что имеют в собственности контейнеры для сбора ТКО, которые разместили возле своих домов, находящиеся исключительно в их распоряжении.
Также из реестра мест накоплений ТКО следует, что источниками образования ТКО по адресам: <адрес>, являются индивидуальные жилые дома по указанным же адресам.
Принимая во внимание, что обязанность по содержанию контейнерной площадки лежит на собственнике, установив, что собственниками спорных контейнерных площадок являются физические лица, на основании заявлений которых, они были включены в реестр для обслуживания индивидуальных жилых домов, услуги по вывозу ТКО оказываются региональным оператором, исходя из нормы потребления отдельного домовладения, суд приходит к выводу, об отсутствии оснований для возложения на администрацию города Ульяновска обязанности оборудовать контейнерные площадки по ул. Бари Тарханова в Заволжском районе г.Ульяновска, в соответствии с п.п. 3,4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно: оборудовать бетонированной (асфальтной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, следующие площадки, расположенные на территории Заволжского района г.Ульяновска согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск» по адресам: <адрес>.
Вопреки доводам административного истца, на администрации города Ульяновска лежит обязанность организовать места накопления ТКО, однако данные места должны быть созданы на специально отведенных для этого участках земли, исходя из установленных нормативов, и должны отвечать требованиям для оказания услуг по вывозу мусора для группы собственников индивидуальных жилых домов.
Таким образом, в судебном заседании было установлено, что указанные в административном иске площадки накопления твердых коммунальных отходов являются собственностью физических лиц. В связи с изложенным, обязанность по их (контейнерных площадок) содержанию не может быть возложена на орган местного самоуправления.
Руководствуясь ст.ст.175-181 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора Заволжского района города Ульяновска, действующего в интересах неопределенного круга лица, к администрации муниципального образования «город Ульяновск» о возложении обязанности в срок до 01.11.2024 оборудовать контейнерные площадки по ул. Бари Тарханова в Заволжском районе г.Ульяновска, в соответствии с п.п. 3,4 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденными Постанолвением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, а именно: оборудовать бетонированной (асфальтной) площадкой с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также установить ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, следующие площадки, расположенные на территории Заволжского района г.Ульяновска согласно реестру мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «город Ульяновск» по адресам: <адрес>, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья: И.В. Русакова
Мотивированное решение будет изготовлено 07.08.2024