12-17/2023 судья Маркова А.С.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
г. Рязань 9 февраля 2023 года
Судья Рязанского областного суда Артюхин А.А., рассмотрев жалобу Андронова А.В. на постановление судьи Советского районного суда г.Рязани от 20 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении Андронова А.В.,
У С Т А Н О В И Л:
вышеуказанным постановлением судьи районного суда Андронов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Андронов А.В. подал жалобу в Рязанский областной суд, в которой просит постановление судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 данного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Согласно подп.1 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п.7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства РФ или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
В соответствии с ч.2 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, порядок определения объема и условия предоставления субсидий, из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются нормативно-правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, которые должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.3 Закона Рязанской области от 05.08.2011 года №65-03 «О некоторых вопросах обеспечения деятельности добровольных пожарных и общественных объединений пожарной охраны на территории Рязанской области» (далее - Закон №65-03) размер, условия и порядок предоставления субсидий на поддержку деятельности добровольной пожарной охраны органами государственной власти Рязанской области определяются Правительством Рязанской области.
В соответствии с требованиями законодательства в целях реализации мероприятий Подпрограммы постановлением Правительства Рязанской области от 01.07.2013 года №179 утвержден Порядок предоставления субсидий на поддержку деятельности общественных объединений пожарной охраны на территории Рязанской области (далее - Порядок №179).
Положениями Порядка №179 определено, что субсидии предоставляются на возмещение части фактически понесенных затрат в целях финансовой поддержки общественных объединений пожарной охраны.
Согласно п.2 Порядка №179 за счет средств областного бюджета субсидии предоставляются общественным объединениям пожарной охраны на территории Рязанской области, которые понимаются в том же значении, в котором они определены Федеральным законом от 06.05.2011 года №100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» (далее - Закон №100- ФЗ).
В соответствии со ст.6 Закона №100- ФЗ под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация или общественное учреждение.
Как следует из материалов дела, в соответствии с планом работы <скрыто> на ДД.ММ.ГГГГ, на основании приказа председателя <скрыто> от ДД.ММ.ГГГГ № проведено контрольное мероприятие <скрыто> и <скрыто>
В ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации подпрограммы «<скрыто>» (далее - Подпрограмма), включенной в структуру государственной программы Рязанской области «<скрыто>», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 29.10.2014 года №317 осуществлялось финансирование мероприятий, в том числе мероприятия «<скрыто>».
Главным распорядителем бюджетных средств, предоставляемых на реализацию Подпрограммы, являлось главное управление по взаимодействию с федеральными территориальными органами Рязанской области (далее - Главное управление), которому в соответствии с Законом Рязанской области от 26.12.2020 №100-03 «Об областном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на финансовую поддержку деятельности добровольной пожарной охраны на территории Рязанской области в рамках финансирования мероприятий подпрограммы «<скрыто>» в ДД.ММ.ГГГГ, как получателю средств областного бюджета, доведены лимиты бюджетных обязательств на реализацию мероприятий Подпрограммы по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации в размере <скрыто> (<скрыто>).
В ходе контрольного мероприятия при проверке соблюдения установленного порядка предоставления субсидии установлено, что в нарушение Порядка и условий предоставления субсидий, не приняв во внимание положения федерального законодательства, определяющие правовой статус юридических лиц: Гражданский Кодекс Российской Федерации, ст.6, ст.9 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ), ст.2, ст.7 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон № 82-ФЗ) было необоснованно допущено к участникам отбора <скрыто> после чего, между Главным управлением и <скрыто> от ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение №, подписанное <скрыто> (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) Андроновым А.В., <скрыто> и впоследствии была предоставлена субсидия <скрыто> в размере <скрыто> (в соответствии с п. 16 Порядка № 179 в размере 80 % от общей суммы фактически осуществленных затрат за период 12 календарных месяцев, предшествующих дате подачи заявок).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Андронова А.В. постановлением судьи районного суда к административной ответственности по ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, принятое по делу постановление законными признать нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Согласно ст.26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Так, в соответствии с Порядком с Порядком предоставления субсидий на поддержку деятельности общественных объединений пожарной охраны на территории Рязанской области», утвержденным постановлением Правительства Рязанской области от 01.07.2013 года № 179, общественные объединения пожарной охраны в настоящем Порядке понимаются в том значении, в котором они определены Законом №100- ФЗ.
В соответствии с ч.3 ст.6 Закона №100- ФЗ общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно - правовых форм: -общественная организация и общественное учреждение.
Согласно пп.8 п.3 ст.50 ГК РФ юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно- правовых форме учреждений, к которым относятся частные (в том числе общественные) учреждения.
Согласно п.1.1. Устава Частного учреждения «<скрыто>» - Частное учреждение «<скрыто>» (в дальнейшем «Учреждение»), является некоммерческой унитарной организаций.
Согласно п.2.1 Устава, Учреждение создано в целях участия в профилактике, тушения пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования –городской округ город Рязань Рязанской области, в том числе формирования общественного сознания и гражданской позиции населения в области пожарной безопасности и привлечения населения к деятельности по профилактике и тушению пожаров и содействии органам государственной власти, органам местного самоуправления и организациям в обеспечении пожарной безопасности.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, основным видом деятельности Учреждения, заявлена деятельность по обеспечению пожарной безопасности.
В силу положений статьи 13 № 100-ФЗ и Порядка формирования и ведения реестра общественных объединений пожарной охраны и сводного реестра добровольных пожарных, утвержденного приказом МЧС России от 12 марта 2020 года №154, в указанные реестры соответственно подлежат включению сведения об общественных объединениях, основной уставной целью которых является участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
В соответствии с выпиской из Реестра общественных объединений пожарной охраны Рязанской области, выданной Главным Управлением МЧС России по Рязанской области от 18.08.2021, <скрыто> зарегистрировано в реестре общественных объединений пожарной охраны Рязанской области за регистрационным номером № и включена в расписание выезда подразделений Рязанского пожарно-спасательного гарнизона для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории городского округа город Рязань, Рязанского и Рыбновского муниципальных районов, утвержденное главой администрации города Рязани ФИО ДД.ММ.ГГГГ, главой администрации муниципального образования - Рязанский муниципальный район ФИО ДД.ММ.ГГГГ, главой администрации муниципального образования - Рыбновский муниципальный район ФИО ДД.ММ.ГГГГ. В сводном реестре добровольных пожарных <скрыто> на ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано <скрыто> добровольных пожарных (л.д.№).
Кроме того, согласно ст.31.1 Федерального Закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях», органы государственной власти, органы публичной власти федеральной территории и органы местного самоуправления в соответствии с установленными настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами полномочиями могут оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами, в том числе таких видов деятельности, как участие в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ;
Согласно ч.4,5 указанной статьи, субъекты Российской Федерации, федеральные территории и муниципальные образования, наряду с установленными п.3 настоящей статьи формами поддержки вправе оказывать поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям в иных формах за счет бюджетных ассигнований соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджета федеральной территории, местных бюджетов путем предоставления субсидий. Бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансовую поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе на ведение реестра социально ориентированных организаций - получателей поддержки), включая субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы публичной власти федеральной территории и местные администрации, оказывающие поддержку социально ориентированным некоммерческим организациям, формируют и ведут федеральные, государственные и муниципальные реестры социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей такой поддержки.
С учетом вышеизложенного, <скрыто> относится к субъектам лиц, указанных в подп.1 ч.2 ст.78 Бюджетного кодекса РФ, в связи с чем, действия Андронова А.В. по настоящему делу, законодательству Российской Федерации не противоречат.
Таким образом, во вменяемом Андронову А.В. деянии отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Пунктом 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ предусмотрено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Советского районного суда г.Рязани от 20 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении Андронова А.В., подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
жалобу Андронова А.В. удовлетворить.
постановление судьи Советского районного суда г.Рязани от 20 декабря 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в отношении Андронова А.В., отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Рязанского областного суда А.А. Артюхин