Судья Соколова А.Р.
Дело № 72-398/2023
УИД 59RS0044-01-2023-001778-91
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 23 августа 2023 г.
Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника администрации Чусовского городского округа Пермского края Холодиловой Екатерины Анатольевны на решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 20 июля 2023 г. (№ 12-156/2023), постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 15 июня 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края,
у с т а н о в и л:
постановлением начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 15 июня 2023 г. **-АП администрация Чусовского городского округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Решением судьи Чусовского городского суда Пермского края от 20 июля 2023 г. (№ 12-156/2023), вынесенным по результатам рассмотрения жалобы защитника администрации Чусовского городского округа Пермского края Шубиной Ю.В., постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Холодилова Е.А. просит решение судьи городского суда, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на принятие со стороны администрации всех зависящих от нее мер, направленных на исполнение требований исполнительного документа, частичное исполнение решения.
В судебном заседании в краевом суде законный представитель администрации Чусовского городского округа Пермского края, защитники Шубина Ю.В., Холодилова Е.А., Шаравина Л.П., извещенные надлежащим образом, участие не принимали. Защитником Холодиловой Е.А. представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении **-АП, материалы дела по жалобе, исполнительное производство **-ИП, судья краевого суда приходит к следующему.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Статьей 113 Федерального закона от 02 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается ответственности, в том числе административной.
В соответствии с частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела следует, что 28 августа 2018 г. в отношении должника Сёльского сельского поселения было возбуждено исполнительное производство **-ИП на основании исполнительного листа серии ФС **, выданного 23 мая 2018 г. Чусовским городским судом Пермского края на основании вступившего в законную силу 22 мая 2018 г. решения по делу № 2-351/2018, которым на администрацию Сёльского сельского поселения возложена обязанность: в срок до 08 августа 2018 г. территорию первого пояса ЗСО скважины в д. Вереино спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, обеспечить ограждением, оборудовать дорожки к водопроводным сооружениям твердым покрытием; в срок до 08 августа 2018 г. скважину в д. Вереино оборудовать аппаратурой систематического контроля фактического дебита; в срок до 08 августа 2018 г. обеспечить периодичность и количество проб воды отбираемой в месте водозабора (скважине) д. Вереино по микробиологическим, санитарно-химическим показателям с кратностью 4 раза в год (по сезонам года); в срок до 08 сентября 2019 г. разработать проект зон санитарной охраны (ЗСО) для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения – скважины в д. Вереино и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам проекта зон санитарной охраны для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения – скважины в д. Вереино; в срок до 08 сентября 2019 г. получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта - скважины в д. Вереино; в срок до 08 августа 2018 г. территорию первого пояса ЗСО скважин № 4702, № 3942 в д. Ключи спланировать для отвода поверхностного стока за ее пределы, оборудовать ограждением, дорожки к водопроводным сооружениям обеспечить твердым покрытием; в срок до 08 августа 2018 г. скважины № 4702, № 3942 в д. Ключи оборудовать аппаратурой для систематического контроля фактического дебита; в срок до 08 августа 2018 г. оголовок скважины № 4702 в д. Ключи оборудовать с учетом предотвращения возможного загрязнения питьевой воды через оголовок скважины; в срок до 08 августа 2018 г. водопроводное сооружение (водонапорную башню), расположенную рядом со скважиной № 3942 в д. Ключи оборудовать с учетом предотвращения возможного загрязнения питьевой воды (ограничить доступ в павильон); в срок до 08 августа 2018 г. обеспечить периодичность и количество проб воды, отбираемых в месте водозабора (скважинах) д. Ключи по микробиологическим, санитарно-химическим показателям с кратностью 4 раза в год (по сезонам года); в срок до 08 сентября 2019 г. разработать проект зон санитарной охраны (ЗСО) для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения – скважин № 4702, № 3942 в д. Ключи и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам проекта зон санитарной охраны для источника хозяйственно-питьевого водоснабжения скважин № 4702, № 3942 в д. Ключи; в срок до 08 сентября 2019 г. получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта – скважин № 4702, № 3942 в д. Ключи.
Требования исполнительного документа в срок для добровольного исполнения не выполнены.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 21 мая 2020 г. по исполнительному производству **-ИП произведена замена должника администрации Сёльского сельского поселения Пермского края на администрацию Чусовского городского округа Пермского края.
26 августа 2020 г. судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю вынесено постановление о взыскании с администрации Чусовского городского округа Пермского края исполнительского сбора.
С указанного времени судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю неоднократно требованиями устанавливался срок для исполнения исполнительного документа.
30 августа 2022 г. администрация Чусовского городского округа Пермского края привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение требований вышеуказанного исполнительного документа, которое вступило в законную силу 22 ноября 2022 г.
18 мая 2023 г. администрации Чусовского городского округа Пермского края вновь вручено требование об исполнении требований исполнительного документа в срок до 29 мая 2023 г.
Неисполнение содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, послужило основанием для привлечения администрации Чусовского городского округа Пермского края к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данные обстоятельства подтверждаются исполнительным листом серии ФС **, постановлением о возбуждении исполнительного производства от 28 августа 2018 г., постановлением о наложении административного штрафа от 30 августа 2022 г. **-ИП, требованием судебного пристава-исполнителя об установлении срока исполнения требований исполнительного документа от 18 мая 2023 г., ответом на требование от 29 мая 2023 г., другими собранными по делу доказательствами.
Принимая во внимание, что после наложения на администрацию Чусовского городского округа Пермского края административного штрафа, содержащееся в исполнительном документе требование в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем, не исполнено должником, должностное лицо и судья городского суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях администрации Чусовского городского округа Пермского края состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценка имеющихся в деле доказательств произведена судьей городского суда по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из положений статей 1.5, 2.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в рамках производства по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как должник по исполнительному производству администрация Чусовского городского округа Пермского края не только имеет права, но и обязанности в соответствии с Федеральным законом от 02 октября 2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», неисполнение которых влечет, в том числе административную ответственность.
Указанные заявителем жалобы доводы не свидетельствуют, что должником были приняты своевременно все зависящие от него и исчерпывающие меры, направленные на исполнение требований конкретного исполнительного документа в установленный срок.
Согласно ответу от 29 мая 2023 г. ** на требование судебного пристава-исполнителя о необходимости исполнения решения суда в срок до 29 мая 2023 г. требования исполнительного документа исполнены частично. Исполнение данного решения находится в совместном ведении управления ЖКХ и энергетики администрации Чусовского городского округа и МУП «Горводоканал». 15 декабря 2022 г. в адрес и.о. начальника МУП «Горводоканал» направлено письмо об исполнении решения суда в 1 квартале 2023 г. Из-за дефицита бюджета округа и отсутствия дополнительных источников финансирования денежные средства на 2023 год не запланированы.
Однако, указанные обстоятельства не свидетельствуют о надлежащем исполнении требований исполнительного документа. Отсутствует информация, какие меры были приняты после получения требования о необходимости исполнить конкретный исполнительный документ в срок до 29 мая 2023 г. Следует также учесть, что исполнительное производство возбуждено в 2018 году, администрация является должником с 2020 года, неисполнение требований исполнительного документа является длительным.
Само по себе указание на совместное ведение исполнения решения суда управлением жилищно-коммунального хозяйства и энергетики администрации Чусовского городского округа Пермского края и МУП «Горводоканал» не свидетельствует об отсутствии вины администрации Чусовского городского округа в неисполнении требований исполнительного документа в установленный срок. Управление жилищно-коммунального хозяйства и энергетики является отраслевым (функциональным) органом администрации Чусовского городского округа, делегирование полномочий которому посредством замены должника в порядке исполнения в данном случае невозможно, МУП «Горводоканал» является организацией, осуществляющей забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд, в связи с чем обязанность по исполнению требований исполнительного документа в данном случае лежит именно на администрации Чусовского городского округа Пермского края.
Частичное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, не является основанием для освобождения администрации от административной ответственности, поскольку данные требования подлежат исполнению в полном объеме и в установленный срок.
Принятые меры в данном случае не исключают виновное бездействие администрации Чусовского городского округа Пермского края как должника, поскольку с очевидностью не свидетельствуют о возможных исчерпывающих и своевременных мерах, направленных на исполнение судебного акта.
С учетом длительности периода неисполнения исполнительного документа лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, непринятием администрацией своевременных, необходимых и достаточных мер по исполнению судебного решения, а также требований судебного пристава-исполнителя в установленный срок, судья городского суда обоснованно пришел к выводу о законности постановления о привлечении администрации Чусовского городского округа Пермского края к административной ответственности.
Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, в материалах дела не имеется, как не имеется доказательств того, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась в целях надлежащего исполнения. В этой связи полагать, что отсутствует вина администрации Чусовского городского округа Пермского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оснований не имеется.
Выводы о наличии в деянии администрации Чусовского городского округа Пермского края состава вменяемого правонарушения являются мотивированными и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и судьей городского суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судьей допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края допущено не было.
При таком положении оснований для отмены постановления должностного лица, решения судьи городского суда и удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л:
постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району ГУФССП России по Пермскому краю от 15 июня 2023 г. **-АП, решение судьи Чусовского городского суда Пермского края от 20 июля 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Чусовского городского округа Пермского края оставить без изменения, жалобу защитника Холодиловой Екатерины Анатольевны - без удовлетворения.
Судья - (подпись)