УИД 67RS0022-01-2022-000216-04 КОПИЯ
Дело № 2-114/2022
Решение
Именем Российской Федерации
с. Новодугино 12 мая 2022 года
Сычевский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Климовой В.В.,
при секретаре: Егоровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Высоковского сельского поселения <адрес> к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании права собственности на жилое помещение,
установил:
Администрация Высоковского сельского поселения <адрес> обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных и земельных отношений <адрес>, администрации МО «<адрес>» <адрес> о признании права собственности на <адрес> жилом <адрес> площадью 36,7 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в обоснование заявленных требований указала, распоряжением администрации <адрес> №-р/адм от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложением в муниципальную собственность муниципального образования Высоковское сельское поселение <адрес> безвозмездно переданы объекты государственной собственности <адрес>, в том числе и вышеуказанное жилое помещение. Распоряжением администрации Высоковского сельского поселения <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ переданные объекты согласно приложению безвозмездно приняты в собственность Высоковского сельского поселения и включены в реестр муниципального имущества Высоковского сельского поселения. При обращении с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав в отношении спорного объекта недвижимости истцу было отказано в кадастровом учете и государственной регистрации прав в связи с разночтением площади объекта. Просит признать за ней право собственности на указанное жилое помещение.
Представитель истца в судебное заседание не явился, уведомлены надлежаще, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель ответчика администрации МО «<адрес>» <адрес> просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Ответчик - Департамент имущественных и земельных отношений <адрес> просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, в письменном отзыве на исковое заявление указал, что по заявленному исковому требованию является ненадлежащим ответчиком, поскольку осуществляет исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью <адрес>, спорный объект недвижимости в реестре государственной собственности не значится, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований к Департаменту просит отказать, против признания права собственности на спорный объект за истцом возражений не представил.
Третье лицо - Управление Росреестра по <адрес> в судебное заседание не явилось, просило рассмотреть дело в отсутствие их представителя, против удовлетворения исковых требований не возражает.
С учетом надлежащего уведомления, наличия письменных заявлений, дело рассмотрено в отсутствие сторон на основании ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.
Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Защита гражданских прав осуществляется путем, в том числе, признания права (ст. 12 ГК РФ).
На возможность защиты нарушенного права путем предъявления исков о признании права собственности на недвижимое имущество указано и в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ и т.д. по тексту, 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
В силу п. 11.1 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях обеспечения выполнения требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлен порядок безвозмездной передачи в процессе разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами.
Согласно названной норме разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с установленными статьей 50 Закона N 131-ФЗ видами имущества. До ДД.ММ.ГГГГ в случае принятия закона субъекта Российской Федерации, определяющего порядок решения вопросов местного значения вновь образованных поселений, разграничение имущества, находящегося муниципальной собственности, между вновь образованными поселениями и муниципальными районами, в состав которых входят эти поселения, осуществляется в соответствии с видами имущества, установленными в данном Федеральном законе.
Разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями, городскими округами осуществляется правовыми актами субъектов Российской Федерации, принимаемыми по согласованным предложениям органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.
Органы местного самоуправления, наделенные в установленном порядке соответствующими полномочиями по передаче или принятию имущества, в установленный срок после вступления в силу правового акта субъекта Российской Федерации передают или принимают имущество в муниципальную собственность, их уполномоченные лица подписывают передаточный акт о принятии имущества в муниципальную собственность (абз.17 ч. 11.1 ст. 154 Закона N 122-ФЗ).
В силу абз. 19 ч. 11.1 ст. 154 названного Закона, основанием возникновения права собственности муниципального образования, принявшего имущество, является правовой акт субъекта Российской Федерации, которым осуществляется разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными образованиями.
Согласно абз. 20 ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ к правоотношениям, возникающим при разграничении муниципального имущества в соответствии с настоящей частью, нормы Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", определяющие момент возникновения права собственности на имущество, применяются в части, не противоречащей положениям настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации <адрес> №-р/адм от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с приложением в муниципальную собственность муниципального образования Высоковское сельское поселение <адрес> безвозмездно переданы объекты государственной собственности <адрес>, спорный объект – жилой дом площадью 36,7 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, также поименован в перечне объектов (приложении к распоряжению) под номером 4 – инвентарный №. Согласно акту № о приёме-передаче объектов нефинансовых активов от ДД.ММ.ГГГГ часть жилого дома (две квартиры) с инвентарным № был принят главой МО Высоковское сельское поселение <адрес>.
Распоряжением администрации Высоковского сельского поселения <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ переданные объекты согласно приложению безвозмездно приняты в собственность Высоковского сельского поселения и включены в реестр муниципального имущества Высоковского сельского поселения.
Согласно выписке № из реестра объектов муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности Высоковского сельского поселения, спорный объект – <адрес> 5-ти-квартирном жилом доме площадью 33,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, является муниципальной собственностью.
Однако, как усматривается из технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, площадь спорной квартиры составляет 36,7 кв.м.
Из установленных по делу обстоятельств следует, что вышеуказанный объект недвижимости находится в муниципальной собственности, доказательств в силу ст. 56 ГПК РФ, опровергающих право муниципальной собственности на объект недвижимости, состоящий в соответствующем реестре муниципальной собственности, каких-либо притязаний на вышеуказанное жилое помещение со стороны третьих лиц, суду представлено не было.
На основании изложенного, исковые требования администрации Высоковского сельского поселения <адрес> подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 и 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Высоковского сельского поселения <адрес> о признании права собственности на жилое помещение - удовлетворить.
Признать за администрацией Высоковского сельского поселения <адрес> право собственности на <адрес> жилом <адрес>, площадью 36,7 кв.м., расположенную по адресу: Российская Федерация, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Сычевский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись
Копия верна.
Судья В.В. Климова