Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с.Оса 04 августа 2022 года
Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Таранюк М.С., с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Матаповой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2022 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Рассветская основная общеобразовательная школа», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011,
установил:
прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к МБОУ «Рассветская ООШ», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011, указав следующее:
Прокуратурой Осинского района проведена проверка законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в периоды образовательного процесса, проживания в пришкольном интернате в деятельности МБОУ «Рассветская ООШ». Проведенной проверкой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МБОУ «Рассветская ООШ» надлежащим образом не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - ГОСТ 31937-2011) не проведено.
В нарушение норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания школы МБОУ «Рассветская ООШ», его элементов не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций на 29.06.2022 года не проведено.
16.03.2022 года прокурором района в адрес директора МБОУ «Рассветская ООШ» внесено представление с требование провести техническое обследование состояния здания школы.
Здание образовательной организации принадлежит на праве собственности администрации Осинского муниципального района, которая в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя его содержания.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, истец просит: обязать МБОУ «Рассветская ООШ» в срок до <дата обезличена> провести техническое обследование состояния здания школы в соответствие с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; а при недостаточности денежных средств у МБОУ «Рассветская ООШ» возложить на администрацию Осинского муниципального района обязанность профинансировать выполнение требований о проведении технического обследования состояния здания МБОУ «Рассветская ООШ» в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
В судебном заседании представитель истца и.о. заместителя прокурора Матапова О.Ю. исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Просила суд установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.
Представитель ответчика МБОУ «Рассветская ООШ», представитель ответчика администрации Осинского муниципального района в судебное заседание не явились, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора признают.
Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя истца, учитывая признание иска ответчиками, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес обезличен> исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Частью 1 ст.41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья.
Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ от <дата обезличена> «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании) предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.
В соответствии со ст.28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Согласно п.2 ч.ч.6, 7 ст.28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «Рассветская ООШ», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, является юридическим лицом (имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вправе в установленном порядке открывать лицевые и иные счета в установленном законом порядке), осуществляющим образовательную деятельность на основании Устава.
В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБОУ «Рассветская ООШ» 2020 года постройки.
В соответствии с ч.ч.5,6,7,8 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.
В соответствии с п.3.1 Положения "Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р)), утвержденного Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР N 312 от <дата обезличена>, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
В соответствии с пунктами 4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от <дата обезличена> №....-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.
В нарушение ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от <дата обезличена> №...., Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от <дата обезличена> эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МБОУ «Рассветская ООШ», его элементов не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.
Указанные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела информацией (л.д.4).
<дата обезличена> прокурором района в адрес директора МБОУ «Рассветская ООШ» внесено представление с требованием провести техническое обследование состояния здания школы, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в периоды образовательного процесса, проживания в пришкольном интернате в деятельности МБОУ «Рассветская ООШ» не устранены.
В соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ от <дата обезличена> «Об образовании в Российской Федерации», положениями п.п.1.4 п. 2.4 Устава МБОУ «Рассветская ООШ» предусмотрена обязанность образовательного учреждения по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся.
Указанные нарушения в сфере осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации являются существенными, создают угрозу жизни и здоровью учащихся в период образовательного процесса.
Согласно п.п.11 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно Устава МБОУ «Рассветская ООШ» данное учреждение является некоммерческой организацией, предметом деятельности является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Учредителем школы и собственником имущества является Осинский муниципальный район.
Из п.10 ст.10 Устава Осинского муниципального района следует, что к вопросам местного значения Осинского муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
П.3 ч.1 ст.11 Устава Осинского муниципального района предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления Осинского муниципального района обладает полномочиями создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Поскольку МБОУ «Рассветская ООШ» является муниципальным бюджетным учреждением, суд считает обоснованным требование о возложении обязанности по финансированию выполнения требований по проведению технического обследования состояния здания при недостаточности средств на администрацию Осинского муниципального района.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рассветская ООШ», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок до ******** 2022 года.
В силу ст.333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.
При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика - МБОУ «Рассветская ООШ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в бюджет муниципального района (ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает образовательное учреждение от уплаты госпошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Рассветская основная общеобразовательная школа», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Рассветская основная общеобразовательная школа» №.... обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование состояния здания школы, в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Возложить на администрацию Осинского муниципального района №....) обязанность при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения «Рассветская основная общеобразовательная школа» профинансировать выполнение требований по проведению технического обследования состояния здания школы в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».
Об исполнении решения суда по истечении установленного срока сообщить прокурору и в суд, принявший решение.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня вынесения решения.
Судья Осинского районного суда Ж.Р. Силяво