Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-302/2022 ~ М-333/2022 от 30.06.2022

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

с.Оса                                                                                                   04 августа 2022 года

Осинский районный суд Иркутской области в составе: председательствующего Силяво Ж.Р., при секретаре Таранюк М.С., с участием представителя истца и.о. заместителя прокурора Осинского района Матаповой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-302/2022 по иску прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Рассветская основная общеобразовательная школа», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011,

установил:

прокурор Осинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Осинский районный суд Иркутской области с исковым заявлением к МБОУ «Рассветская ООШ», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011, указав следующее:

Прокуратурой Осинского района проведена проверка законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в периоды образовательного процесса, проживания в пришкольном интернате в деятельности МБОУ «Рассветская ООШ». Проведенной проверкой установлено, что эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МБОУ «Рассветская ООШ» надлежащим образом не осуществляется. Обследование с использованием современных средств технической диагностики и привлечением специализированных организаций вопреки п.п.4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния» (далее - ГОСТ 31937-2011) не проведено.

В нарушение норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания школы МБОУ «Рассветская ООШ», его элементов не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций на 29.06.2022 года не проведено.

16.03.2022 года прокурором района в адрес директора МБОУ «Рассветская ООШ» внесено представление с требование провести техническое обследование состояния здания школы.

Здание образовательной организации принадлежит на праве собственности администрации Осинского муниципального района, которая в силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации несет бремя его содержания.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании изложенного, истец просит: обязать МБОУ «Рассветская ООШ» в срок до <дата обезличена> провести техническое обследование состояния здания школы в соответствие с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния»; а при недостаточности денежных средств у МБОУ «Рассветская ООШ» возложить на администрацию Осинского муниципального района обязанность профинансировать выполнение требований о проведении технического обследования состояния здания МБОУ «Рассветская ООШ» в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

В судебном заседании представитель истца и.о. заместителя прокурора Матапова О.Ю. исковые требования поддержала, суду дала пояснения, аналогичные изложенному в исковом заявлении. Просила суд установить срок для исполнения решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представитель ответчика МБОУ «Рассветская ООШ», представитель ответчика администрации Осинского муниципального района в судебное заседание не явились, направив заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, требования прокурора признают.

Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Заслушав объяснения представителя истца, учитывая признание иска ответчиками, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором <адрес обезличен> исковые требования являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Частью 1 ст.41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья.

Статьей 3 Федерального закона № 273-ФЗ от <дата обезличена> «Об образовании в Российской Федерации» (Закон об образовании) предусмотрено, что одним из принципов государственной политики в области образования является приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности.

В соответствии со ст.28 Закона об образовании к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно п.2 ч.ч.6, 7 ст.28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В судебном заседании установлено, что МБОУ «Рассветская ООШ», расположенное по адресу: <адрес обезличен>, является юридическим лицом (имеет самостоятельный баланс, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием, вправе в установленном порядке открывать лицевые и иные счета в установленном законом порядке), осуществляющим образовательную деятельность на основании Устава.

В ходе проведенной проверки установлено, что здание МБОУ «Рассветская ООШ» 2020 года постройки.

В соответствии с ч.ч.5,6,7,8 ст.55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.

В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.

Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации.

В соответствии с п.3.1 Положения "Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (Ведомственные строительные нормы ВСН 58-88 (р)), утвержденного Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР N 312 от <дата обезличена>, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.

В соответствии с пунктами 4.1, 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от <дата обезличена> №....-ст, обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга.

В нарушение ст.55.24 Градостроительного кодекса РФ, Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от <дата обезличена> №...., Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного приказом Росстандарта от <дата обезличена> эксплуатационный контроль за техническим состоянием здания МБОУ «Рассветская ООШ», его элементов не осуществляется, обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций не проведено.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющейся в материалах дела информацией (л.д.4).

<дата обезличена> прокурором района в адрес директора МБОУ «Рассветская ООШ» внесено представление с требованием провести техническое обследование состояния здания школы, которое рассмотрено и удовлетворено. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения законодательства об образовании, об обеспечении безопасности детей в периоды образовательного процесса, проживания в пришкольном интернате в деятельности МБОУ «Рассветская ООШ» не устранены.

В соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ от <дата обезличена> «Об образовании в Российской Федерации», положениями п.п.1.4 п. 2.4 Устава МБОУ «Рассветская ООШ» предусмотрена обязанность образовательного учреждения по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья учащихся.

Указанные нарушения в сфере осуществления эксплуатационного контроля используемых зданий, строений и сооружений, проведения оценки их технического состояния путем привлечения специализированной организации являются существенными, создают угрозу жизни и здоровью учащихся в период образовательного процесса.

Согласно п.п.11 п.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.

Согласно Устава МБОУ «Рассветская ООШ» данное учреждение является некоммерческой организацией, предметом деятельности является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства. Учредителем школы и собственником имущества является Осинский муниципальный район.

Из п.10 ст.10 Устава Осинского муниципального района следует, что к вопросам местного значения Осинского муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

П.3 ч.1 ст.11 Устава Осинского муниципального района предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения орган местного самоуправления Осинского муниципального района обладает полномочиями создания муниципальных предприятий и учреждений, осуществления финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Поскольку МБОУ «Рассветская ООШ» является муниципальным бюджетным учреждением, суд считает обоснованным требование о возложении обязанности по финансированию выполнения требований по проведению технического обследования состояния здания при недостаточности средств на администрацию Осинского муниципального района.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора <адрес обезличен> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Рассветская ООШ», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает, что установление срока исполнения решения суда должно способствовать реальному исполнению решения суда, и полагает разумным и достаточным для исполнения возложенных на ответчика обязанностей установить срок до ******** 2022 года.

В силу ст.333.36 ч.1 п.19 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве ответчиков, освобождены от уплаты госпошлины.

При изложенных обстоятельствах, учитывая результаты рассмотрения дела, на основании ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 Налогового кодекса РФ, с ответчика - МБОУ «Рассветская ООШ» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей в бюджет муниципального района (ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ). Однако, учитывая, что ответчик является муниципальным бюджетным образовательным учреждением и финансируется из бюджета, суд, руководствуясь ч.2 ст.333.20 Налогового кодекса РФ, исходя из имущественного положения плательщика, освобождает образовательное учреждение от уплаты госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора Осинского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Рассветская основная общеобразовательная школа», администрации Осинского муниципального района о возложении обязанности провести техническое обследование состояния здания школы в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Рассветская основная общеобразовательная школа» №.... обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести техническое обследование состояния здания школы, в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Возложить на администрацию Осинского муниципального района №....) обязанность при недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного образовательного учреждения «Рассветская основная общеобразовательная школа» профинансировать выполнение требований по проведению технического обследования состояния здания школы в соответствии с требованиями Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния».

Об исполнении решения суда по истечении установленного срока сообщить прокурору и в суд, принявший решение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Осинский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня вынесения решения.

Судья Осинского районного суда                                                          Ж.Р. Силяво

2-302/2022 ~ М-333/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Осинского района
Ответчики
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Рассветская ООШ"
Администрация Осинского муниципального района
Суд
Осинский районный суд Иркутской области
Судья
Силяво Жанна Рафаиловна
Дело на странице суда
osinsky--uso.sudrf.ru
30.06.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.06.2022Передача материалов судье
05.07.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2022Судебное заседание
04.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.04.2023Дело оформлено
19.04.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее