Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Самара 20 июля 2022 года
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Калинниковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Филатовой К.П.,
с участием представителя административного истца Петросяна Г.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1443/2022 по административному исковому заявлению Кузнецовой Римы Николаевны об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Кузнецова Р.Н. (далее также административный истец) обратилась в Самарский областной суд с административным иском, в котором просит восстановить пропущенный срок для обращения в суд с заявлением и установить архивную кадастровую стоимость нежилых помещений с кадастровыми номерами №, №, расположенных на территории г. Тольятти, равной их рыночной стоимости по состоянию на 06.02.2015 в размере, соответственно, 2 318 540 рублей и 3 167 811 рублей.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником вышеуказанных нежилых помещений, кадастровая стоимость которых, определенная по результатам очередной государственной кадастровой оценки, превысила размер действительной рыночной стоимости объектов недвижимости, определенной в Отчете об оценке, затрагивая права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество физических лиц, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов капитального строительства.
В судебном заседании представитель административного истца Петросян Г.Ф., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном иске.
Административные ответчики - Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, а также заинтересованные лица - министерство имущественных отношений Самарской области, администрация городского округа Тольятти Самарской области, ООО «Лотос» не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В письменных пояснениях ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области подтверждают наличие сведений о спорных нежилых помещениях в Едином государственном реестре недвижимости, размер их архивной кадастровой стоимости, оставляют разрешение требований на усмотрение суда.
В письменных возражениях Правительство Самарской области просит суд отказать административному истцу в удовлетворении требований.
Иные участвующие в деле лица письменных возражений либо отзывов в адрес суда не направили.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Под рыночной стоимостью объекта оценки в силу статьи 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчуждён на открытом рынке в условиях конкуренции.
Как следует из материалов дела, Кузнецовой Р.Н. и ООО «Лотос» на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение, с кадастровым номером №, площадью 143,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>; Кузнецова Р.Н. также является собственником нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 196,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 30.05.2022.
Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений определена в соответствии с удельными показателями кадастровой стоимости, утвержденными постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» (приложение № 2) по состоянию на 06.02.2015 и составляет: для нежилого помещения с кадастровым номером № - 4 408 614,78 руб., для нежилого помещения с кадастровым номером № - 6 023 469,49 руб., что подтверждается выписками из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 27.05.2022.
Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2021 г. N 2451 утверждены новые результаты определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области.
Таким образом, кадастровая стоимость спорных нежилых помещений, установленная по состоянию на 06.02.2015, является архивной.
В соответствии с положениями ст. 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В соответствии с абзацем 2 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
В силу п. 2 ст. 403 НК РФ, в случае изменения кадастровой стоимости объекта налогообложения вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
Поскольку административный истец обязан к уплате налога на имущество физических лиц из кадастровой стоимости нежилых помещений, с учетом положений ст. 403 НК РФ, суд полагает, что права и законные интересы Кузнецовой Р.Н. затрагиваются ранее установленной кадастровой стоимостью спорных нежилых помещений, которая в настоящее время является архивной.
С учетом положений ч. 3 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
По делу установлено, что сведения о кадастровой стоимости спорных нежилых помещений внесены в ЕГРН 10.02.2015, административный иск в суд подан 30.06.2022, то есть по истечении установленного законом срока, о восстановлении которого ходатайствует заявитель.
С учетом конкретных обстоятельств дела, учитывая, что из архивной кадастровой стоимости спорных нежилых помещений исчисляется налог на имущество за период до 01.01.2022, суд приходит к выводу, что прежние результаты определения кадастровой стоимости нежилых помещений продолжают затрагивать права административного истца, в связи с чем, учитывая отсутствие иного способа защиты права, суд считает причину пропуска срока обращения с заявлением о пересмотре архивной кадастровой стоимости уважительной и полагает возможным этот срок восстановить.
В обоснование заявленных требований административный истец представил отчет об оценке № 014-1-22 от 21.06.2022, выполненный оценщиком общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», которым рыночная стоимость нежилых помещений определена по состоянию на дату кадастровой оценки в размере: КН № – 2 318 540,62 рублей, КН № – 3 167 811,07 рублей.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объектов оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объектов оценки, отраженных в отчете.
Согласно требованиям статьи 24.18 вышеуказанного закона оценка рыночной стоимости спорных нежилых помещений выполнена по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости.
Давая оценку представленным доказательствам, суд отмечает, что приведённые в отчете выводы оценщика не допускают неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался законодательством об оценочной деятельности, в том числе федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки, отчет содержит сведения об определении рыночной стоимости нежилых помещений на основе их качественных и количественных характеристик, анализа рынка недвижимости в исследуемом сегменте и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объектов оценки, расчеты величины рыночной стоимости, приведенные в рамках выбранных оценщиком и обоснованных им подходов. Суждение о величине рыночной стоимости объектов оценки основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей их стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами не приведено каких-либо замечаний к отчету об оценке, доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных объектов недвижимости, и сведений об их рыночной стоимости в ином размере не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.
Принимая во внимание, что административный истец просит об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке, который соответствует требованиям относимости и допустимости доказательств и не опровергнут, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 17 Федерального закона № 237-ФЗ, внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости.
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 30.06.2022, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
административный иск Кузнецовой Римы Николаевны удовлетворить.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 143,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.02.2015 в размере 2 318 540 рублей 62 копеек.
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, площадью 196,2 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.02.2015 в размере 3 167 811 рублей 07 копеек.
Датой обращения Кузнецовой Р.Н. с заявлением в суд считать 30.06.2022.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья О.А.Калинникова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.07.2022.
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№
№