УИН: № Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сосногорск, Республика Коми 15 мая 2023 года
Сосногорский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попковой Е.Н.,
при секретаре ФИО3,
с участием представителя ответчика ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» о взыскании недовыплаченной заработной платы в виде районного коэффициента и северной надбавки к материальной помощи, морального вреда
установил:
ФИО2 обратилась в Сосногорский городской суд Республики Коми с иском к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по <адрес>» (далее - ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>») о взыскании недовыплаченной заработной платы в виде районного коэффициента и северной надбавки к материальной помощи за 2020, 2021, 2022 гг. в размере <данные изъяты> руб., компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
В обоснование требований указала, что состояла в трудовых отношениях с ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2022 г. В 2020, 2021, 2022 гг. работодателем сумма материальной помощи необоснованно выплачена без учета районного коэффициента и северной надбавки, тогда как материальная помощь в размере 2 окладов к отпуску входит в систему оплаты труда, формируется с учетом районных коэффициентов и надбавок в годовом фонде оплаты труда, является постоянной и гарантированной выплатой, носит систематический характер.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Росгвардии по Республики Коми.
Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие. Ранее в судебном заседании на требованиях настаивала. В письменных возражениях на отзыв ответчика также просила требования удовлетворить, указав, что трехгодичный срок исковой давности не пропущен, о нарушении своего права узнала в декабре 2022, после вступления в законную силу решения суда по аналогичному спору.
Представитель ответчика ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» ФИО5 с иском не согласилась по доводам, изложенным в письменных возражениях, просила в требованиях отказать в полном объеме. Дополнительно заявила ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности со ссылкой на п. 1 ст. 392 Трудового кодекса РФ.
Управление Росгвардии по Республики Коми в письменном отзыве просило рассмотреть дело в отсутствие представителя, ссылаясь на п. 2 ст. 392 Трудового кодекса РФ указало, что невыплаченные суммы за 2020 и 2021 выходят за рамки исковой давности.
Заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО2 состояла в трудовых отношениях с ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в должности экономиста бухгалтерии отдела вневедомственной охраны при МОМВД России «Сосногорский». Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с переведена на должность главного бухгалтера бухгалтерии отделения вневедомственной охраны по <адрес> – филиала учреждения, с должностным окладом <данные изъяты> руб. в месяц, с учетом индексации заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством (дополнительное соглашение к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ).
Приказом начальника ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №/л/с уволена по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Согласно представленным ответчиком расчетным листам и расчету материальной помощи выплаченной истцу при предоставлении ежегодно оплачиваемого отпуска за период работы с 2020 по 2022 г., ФИО2 выплачены отпускные, а также материальная помощь в размере двух окладов без районного коэффициента и северной надбавки:
- в августе 2020 г. в сумме <данные изъяты>
- в июле 2021 г. - <данные изъяты>
- в августе 2022 г. - <данные изъяты>
Статьей 22 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусмотрена обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч.ч.1,2 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьями 315-317 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Указанные выплаты являются составной частью заработной платы и по своему характеру относятся к гарантиям и компенсациям, предоставляемым за работу в особых климатических условиях.
Аналогичное правовое регулирование содержится в Законе РФ от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям».
В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 N 1029», к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, относится Сосногорский район Республики Коми.
Таким образом, лицам, работающим в г. Сосногорске, оплата труда должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки, установленным для данной местности, в частности для истца северная надбавка составляет 50%, районный коэффициент 30 %.
Во исполнение п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 05.08.2008 №583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации издан приказ от 09.12.2019 № 398 «Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации».
В соответствии с указанным приказом от 09.12.2019 № 398 к заработной плате гражданского персонала организаций войск национальной гвардии, расположенных в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, устанавливаются коэффициенты (районные, за работу в высокогорных районах, за работу в пустынных и безводных местностях) и выплачиваются процентные надбавки к заработной плате в размерах и порядке, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях (п. 11 раздела 3 Приложения N 3).
Согласно Порядку формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации (приложение № 5 к приказу от 09.12.2019 № 398) (далее – Порядок) в соответствии с разделом II «Формирование фонда оплаты труда гражданского персонала организаций войск национальной гвардии» (п. 7) фонд оплаты труда организации войск национальной гвардии формируется исходя из объема денежных средств, направляемых на выплаты: окладов (должностных окладов, тарифных ставок) гражданского персонала, в размере 12 окладов; ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим работы - в размере 17 окладов; ежемесячных надбавок за непрерывный стаж (выслугу лет) исходя из фактически сложившихся размеров этой выплаты в организации войск национальной гвардии (за исключением вакантных должностей); премий по результатам работы - в размере 3 окладов; единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года - в размере 2 окладов; надбавки к окладу за обеспечение качества и объема оказываемых организацией услуг (работ) - в размере, определяемом директором, дифференцируемом в зависимости от осуществляемой организацией войск национальной гвардии деятельности и места ее дислокации; иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, предусмотренных для гражданского персонала настоящим приказом, исходя из фактически сложившихся размеров, а также материальной помощи - в размере 2 окладов (п. 7.8 Порядка).
Фонд оплаты труда формируется с учетом размеров районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока (п. 8 Порядка).
Пунктом 17 Порядка установлено, что из фонда оплаты труда работнику один раз в календарном году, как правило при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска или его части, на основании его заявления по решению руководителя организации выплачивается материальная помощь в размере двух окладов.
Во исполнение приказа Росгвардии от 09.12.2019 № 398 приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» от 01.06.2021 № 105 утвержден Порядок осуществления отдельных дополнительных выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам и стажерам ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» из числа гражданского персонала (далее – Порядок № 105).
Согласно п. 8 Порядка № 105 предусмотрено, что работникам может быть оказана материальная помощь. Фонд материальной помощи работников учреждения состоит из двух должностных окладов (п. 8.1). Решение об оказании материальной помощи принимает начальник учреждения (начальник филиала учреждения) на основании письменного заявления работника (п. 8.2). Материальная помощь, в пределах фонда материальной помощи, оказывается по заявлению работника, один раз в календарном году, как правило, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска или его части (п. 8.3). В соответствии с п. 8.4 Порядка материальная помощь работнику, не обратившемуся за ее получением в течение 11 месяцев календарного года, на основании приказа начальника учреждения (начальника филиала учреждения) выплачивается в декабре текущего года из расчета оклада, установленного ему по состоянию на 1 декабря.
Таким образом, материальная помощь учитывается при формировании фонда оплаты труда, входит в систему оплаты труда, поскольку, является постоянной ежегодной выплатой, носит обязательный, систематический и гарантированный характер.
В этой связи, исходя из пункта 8 Порядка, согласно которому фонд оплаты труда формируется с учетом размера районного коэффициента и процентных надбавок за работу в районах Крайнего Севера, выплата материальной помощи ФИО2, работающей в местности, приравненной к районам Крайнего Севера должна производиться с применением районного коэффициента и процентной надбавки.
Из представленных суду документов следует, что истцу материальная помощь к отпуску выплачена без учета районного коэффициента и процентной надбавки.
По расчетам истца и ответчика, размер недовыплаченной суммы составляет:
- за 2020 г. 14 121,60 руб. (сумма двух окладов <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб. х 2) руб. х 1,8 (северная надбавка 50 % и районный коэффициент 30%) - выплаченная сумма <данные изъяты> руб.).
- за 2021 г. 14 545,60 руб. (сумма двух окладов <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 2) руб. х 1,8 (северная надбавка 50 % и районный коэффициент 30%) - выплаченная сумма <данные изъяты> руб.).
- за 2022 г. 14 545,60 руб. (сумма двух окладов <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. х 2) руб. х 1,8 (северная надбавка 50 % и районный коэффициент 30%) - выплаченная сумма <данные изъяты> руб.).
Всего размер недовыплаченных сумм за 2020-2022 составит <данные изъяты> руб. <данные изъяты>).
Ссылка ответчика на п. 12 Порядка осуществления отдельных дополнительных выплат компенсационного и стимулирующего характера работникам и стажерам ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>», утв. приказом ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором предусмотрено, что районный коэффициент и северная надбавка на материальную (дополнительную материальную помощь) не начисляется, подлежит отклонению.
Как уже указывалось выше, приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, имеющим большую юридическую силу, чем ведомственный приказ ФГКУ «УВО ВНГ России по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено формирование фонда оплаты труда, включая выплату материальной помощи в размере 2 окладов, с учетом районного коэффициента и северной надбавки.
ФГКУ «УВО ВНГ России по Республике Коми» входит в структуру Росгвардии России, нормативные акты которой являются обязательными для исполнения ответчиком.
Вместе с тем, разрешая ходатайство ответчика о пропуске срока обращения истца в суд с заявленными требованиями, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (ст. 66.1 ТК РФ) у работодателя по последнему месту работы.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Требования истца о взыскании недовыплаченной заработной платы в виде районного коэффициента и северной надбавки к материальной помощи следует квалифицировать индивидуально-трудовым спором о неполной выплате заработной платы, при предъявлении которого законодателем предусмотрен специальный годичный срок исковой давности. Следовательно, доводы истца и представителя ответчика об иных сроках исковой давности, основаны на ошибочном толковании положений законодательства.
В абзаце 5 п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2014 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
С настоящим исковым заявлением ФИО2 обратилась в суд 30.01.2023.
Согласно расчетным листкам за август 2020 г. сумма причитающихся истцу выплат связанных с отпуском (с материальной помощью) выплачена истцу ДД.ММ.ГГГГ, за июль 2021 – ДД.ММ.ГГГГ, за август 2022 – ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая дату обращения в суд с иском – 30.01.2023, истцом пропущен годичный срок исковой давности по требованиям о взыскании недовыплаченных сумм в виде районного коэффициента и северной надбавки к материальной помощи к отпуску за 2020 и 2021 гг.
Истец, полагая указанный срок не пропущенным, указала, что узнала о нарушении своего права со дня вынесения судом решения по аналогичному спору, о восстановлении срока обращения в суд не ходатайствовала.
Вместе с тем, доводы истца в указанной части судом отклоняются, поскольку начало течения срока исковой давности по спорным правоотношениям определено ч. 2 ст. 392 ТК РФ, т.е. со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Иной подход приводил бы к возможности злоупотребления правом со стороны работника, позволяя ему длительное время не обращаться в суд за защитой, искусственно продлевая установленный ст. 392 ТК РФ срок обращения в суд.
Кроме того, из материалов дела следует, что истец в спорный период работала главным бухгалтером отделения вневедомственной охраны по г. Сосногорску, доказательств невозможности узнать о выплаченных (невыплаченных) суммах за 2020 и 2021, неполучения истцом расчетных листков, истцом суду не представлено.
Следовательно, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию сумма северной надбавки и районного коэффициента к материальной помощи к отпуску за 2022 г. в размере <данные изъяты> руб.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме.
В случае возникновения спора факт причинения морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и объема причиненных истцу нравственных страданий, связанных с нарушением трудовых прав на своевременное получение заработка, незаконным лишением возможности пользоваться своими денежными средствами, принимая во внимание длительность задержки, суд полагает заявленную к взысканию сумму компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> руб. разумной и справедливой, подлежащей удовлетворению.
В силу статьи 103 ГПК РФ, ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. за требование неимущественного характера (компенсации морального вреда) и <данные изъяты> руб. по имущественным требованиям от суммы <данные изъяты> руб.).
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░░░2, <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░., ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ «░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░ 881,82 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░, ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░