Дело № 2-258/2023
21RS0015-01-2023-000128-59
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2023 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Крыловой В.М., при секретаре Лекомцевой П.В., с участием помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Волгарева Ю.В., представителя ответчика МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» в лице заведующей Ферапонтовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики об обязании установить направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению, тактильную или тактильно звуковую мнемосхему, отображающую информацию о размещении и назначении помещений в здании,
установил:
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики обратился в суд с исковым заявлением к МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики (далее МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» ) о возложении обязанности в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить в учреждении по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, направляющие тактильные указатели для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в образовательном учреждении; тактильную или тактильно звуковую мнемосхему, отображающую информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в учреждение, в соответствии с «СП 59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001».
Иск мотивирован тем, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики в ходе проверки соблюдение требований законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на территории Цивильского района в МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» выявлено отсутствие дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля при входе в здание дошкольного образования, тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в учреждение; направляющих тактильных напольных указателей для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в учреждении. Представление об устранении выявленных нарушений ответчиком исполнено не было, нарушения не устранены. Выявленные нарушения являются препятствием для социальной защиты инвалидов, нарушают права неопределенного круга лиц, затрудняют обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Волгарев Ю.В. исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» Ферапонтова М.В. исковые требования признала в полном объеме, пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов устранены, представила суду подтверждающие документы.
Выслушав доводы прокурора, представителя ответчика, признавшего исковые требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.
К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Согласно пункту 7 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Приказом Минстроя России от 30.12.2020 №904/пр утвержден и введен в действие Свод правил СП 59.13330.2020 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».
Согласно п. 6.5.9 СП 59.13330.2020, для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефно-точечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема:- перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении в МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики видно, что его основным видом деятельности является образовательная деятельность.
Судом установлено, что прокуратурой Цивильского района Чувашской Республики проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов на территории Цивильского района Чувашской Республики.
Проведенной прокуратурой Цивильского района проверкой выявлено отсутствие в МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» дублирования необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно – точечным шрифтом Брайля при входе в здание дошкольного образования; тактильной или тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о размещении и назначении помещений в здании( в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в учреждение; направляющих тактильных напольных указателей для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в учреждении.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес в МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» прокуратурой Цивильского района ЧР было внесено представление об устранении выявленных нарушений.
Проведенной в последующем проверкой было установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в здании МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» отсутствуют тактильная или тактильно-звуковая мнемосхема, отображающая информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле) с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в здание; направляющие тактильные напольные указатели для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в образовательном учреждении.
Указанные нарушения ответчиком не оспариваются, в установленный в предписании срок они не устранены.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что здание МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» является объектом социальной инфраструктуры и общественным зданием, и на него в полной мере распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых административные здания должны быть приспособлены для доступа инвалидов.
Несоблюдение вышеуказанных требований действующего законодательства является нарушением прав и свобод граждан, установленных ст. ст. 7, 18, 19 и 45 Конституции Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие, потому исковые требования прокурора Цивильского района ЧР подлежат удовлетворению.
В судебном заседании ответчик представил документы, подтверждающие исполнение исковых требований прокурора в полном объеме, поэтому решение суда следует считать исполненным в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.196 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики удовлетворить.
Обязать МБДОУ «Детский сад №5 «Радуга» Цивильского муниципального округа Чувашской Республики установить в учреждении по адресу: Чувашская Республика, <адрес>.
- направляющие тактильные указатели для инвалидов по зрению для обозначения основных путей безопасного передвижения в образовательном учреждении;
- тактильную или тактильно-звуковую мнемосхему, отображающую информацию о размещении и назначении помещений в здании (в вестибюле), с правой стороны по ходу движения на расстоянии не более 4 м от входа в учреждение, в соответствии с «СП59.13330.2020.Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001», утвержденными и введенными в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года №904/пр, в течение 3 (трех) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда считать исполненным в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: В.М.Крылова