...
№ 2-1798/2022
70RS0004-01-2022-000020-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2022 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего судьи Глинской Я.В.,
при секретаре Тимофеевой О.С.,
с участием старшего помощника прокурора Советского района г. Томска Богдановой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по исковому заявлению Власовой В.В. к Муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации Города Томска о возложении обязанности изъять жилое помещение путем выкупа с прекращением права собственности, с установлением выкупной цены,
установил:
Власова В.В. обратилась в суд с иском к муниципальному образованию «Город Томск» в лице администрации г. Томска, с учетом заявления в порядке ст. 39 ГПК РФ об уточнении требований, о возложении обязанности изъять для муниципальных нужд жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 79,7 кв.м., путем выкупа с прекращением права собственности, установив выкупную стоимость в размере 6924 000 руб., а также о возмещении судебных расходов по определению рыночной стоимости объекта недвижимости в размере 12000 руб., государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование иска указано, что истец на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права № №, является собственником жилого помещения – квартиры, общей площадью 79,7 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. Заключением Межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержденным постановлением администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца администрацией Ленинского района г.Томска направлено требование о сносе дома, от чего собственник отказалась. Для эксплуатации жилого дома ДД.ММ.ГГГГ образован земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2077 кв.м., который находится в общей долевой собственности собственников помещений дома. ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации города Томска № принято решение об изъятии для муниципальных нужд данного земельного участка и жилых помещений по указанному адресу. Соглашение об изъятии принадлежащего истцам имущества для муниципальных нужд не достигнуто. В связи с бездействием ответчика собственник подлежащей изъятию квартиры самостоятельно произвела оценку рыночной стоимости принадлежащей ей квартиры для соблюдения процедуры изъятия и определения денежной компенсации. Исходя из заключения № от ДД.ММ.ГГГГ судебной экспертизы, выполненной ООО «ТОККО», с которым истец согласна, размер выкупной стоимости жилого помещения составляет 6924 000 руб.
Истец, будучи надлежащим образом, извещенной о дате и времени рассмотрения дела в суд не явилась, избрав форму процессуального участия через представителя.
Представитель истца Агеев Д.Ю., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ... года, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие стороны истца, в представленном заявлении указал, что уточненные исковые требования поддерживает.
К судебному заседанию ДД.ММ.ГГГГ представителем ответчика представлен отзыв на исковое заявление, в котором указано на несогласие ответчика с выкупной ценой подлежащего изъятию объекта недвижимости, заявленной истцом при обращении в суд на основании проведенной им оценки, в связи с чем было заявлено ходатайство о проведении судебной экспертизы по определению выкупной цены. Также указано, что постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии жилых помещений по адресу: <адрес>, в том числе квартиры истца.
Суд на основании ст. 167 ГПК РФ определил о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, полагавшей при определении выкупной цены руководствоваться заключением судебной экспертизы, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Как следует из материалов дела, Власовой В.В. на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ №, зарегистрированного администрацией Ленинского района г.Томска, принадлежит на праве собственности квартира <адрес>, площадью 79,7 кв.м., с кадастровым номером №.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации Города Томска № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Требованием главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № истцу было предложено в течение 6 месяцев после получения требования осуществить вместе с другими собственниками снос многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, в котором расположено принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение №.
Из отметки Власовой В.В. от ДД.ММ.ГГГГ на указанном требовании, адресованном в администрацию Ленинского района г. Томска, следует, что истец как собственник жилого помещения № в данном доме от сноса дома своими силами отказалась, требование в установленный срок не исполнила.
Администрацией Города Томска ДД.ММ.ГГГГ принято постановление № «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка и жилых помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу: по адресу: <адрес>, в соответствии с которым в числе жилых помещений, изымаемых для муниципальных нужд, указана квартира №, принадлежащая истцу (п.6).
ДД.ММ.ГГГГ Власова В.В. обратилась в администрацию Ленинского района г.Томска с заявлением об изъятии принадлежащего ей имущества (квартиры) путем заключения соглашения о выкупе в сумме 8619 800 руб., определенной по оценке, проведенной по заказу истца ООО «Профаудитэксперт».
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ № администрация Ленинского района г.Томска указала на то, что дом <адрес> включен в резервный перечень многоквартирных домов, подлежащих расселению в рамках муниципальной программы «Расселение аварийного жилья и создание маневренного жилищного фонда» на 2017-2020, утвержденный постановлением администрации Города Томска от ДД.ММ.ГГГГ №. Оценка недвижимого имущества Власовой В.В., подлежащего изъятию для муниципальных нужд, администрацией Ленинского района г.Томска не проводилась, проект соглашения об изъятии не направлялся, соглашение об изъятии для муниципальных нужд не заключалось.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства было установлено, что изъятие (выкуп) принадлежащего истцу на праве собственности жилого помещения, ответчиком до настоящего времени не произведено, оценка недвижимого имущества, подлежащего изъятию, не проведена, проект соглашения о размере выкупной цены собственнику не направлялся, доказательств обратного ответчиком в материалы дела по состоянию на дату рассмотрения дела судом не представлено.
В силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
На основании ч. 6 ст. 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
В силу п. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением местапроживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики за третий квартал 2012 года, при определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 ЖК РФ, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» № 189-ФЗ от 29 декабря 2004 года).
Согласно части 2 статьи 37 ЖК РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное жилое помещение.
Поскольку истцом заявлено требование, предполагающее переход права собственности на помещение - квартиру в многоквартирном доме, то с переходом права собственности на помещение в многоквартирном доме переходит и доля в праве общей собственности на общее имущество в таком доме, включая земельный участок, в отношении которого был проведен государственный кадастровый учет.
Доля в праве на общее имущество следует судьбе права собственности на жилое помещение и при приобретении права на жилое помещение переходит доля в праве на общее имущество. При этом совершать какие-либо действия по самостоятельному распоряжению отдельно от долей в праве на общее имущество закон не допускает. С учетом этого, рынок недвижимости воспринимает цены с учетом стоимости долей в праве на помещения общего пользования и земельный участок.
Подпунктом «з» пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» установлено, что выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, указанным в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, а также убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду. Примерный перечень возможных убытков собственника жилого помещения приводится в части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения, как следует из содержания части 5 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, не могут включаться произведенные собственником жилого помещения вложения в жилое помещение, значительно увеличившие его стоимость (например, капитальный ремонт), при условии, что они сделаны в период с момента получения собственником уведомления, указанного в части 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о принудительном изъятии жилого помещения до заключения договора о выкупе жилого помещения и не относятся к числу необходимых затрат, обеспечивающих использование жилого помещения по назначению.
Согласно приведенным в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, разъяснениям, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 ЖК РФ, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт. При определении выкупной цены изымаемого жилого помещения должна учитываться стоимость доли в праве собственности на общее имущество в подлежащем сносу доме, включая долю в праве собственности на земельный участок.
При возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».
В связи с тем, что сторонами не достигнуто соглашение о размере изымаемого жилого помещения, по ходатайству стороны ответчика определением суда от 19.05.2022 по делу была назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено ООО «Бюро оценки «ТОККО».
Согласно заключению судебной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ № итоговая рыночная стоимость жилого помещения квартиры <адрес>, по состоянию на дату проведении оценки (ДД.ММ.ГГГГ) составляет 6924 000 руб., в том числе: 2131 000 руб. - стоимость жилого помещения; 1909 000 руб. - стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, 2662 000 руб. - стоимость компенсации за непроизведенный капитальный ремонт указанного жилого помещения, 222000 руб. - размер потенциальных убытков, связанных с изъятием жилого помещения.
Исходя из приведенных правил, оснований для критической оценки заключения судебной экспертизы у суда не имеется. Заключение соответствует предъявляемым требованиям, содержит исчерпывающие ответы на все вопросы, экспертиза назначена в установленном законом порядке.
Рассмотрев заключение от ДД.ММ.ГГГГ №, выполненное ООО «Бюро оценки «ТОККО», суд считает возможным основывать свои выводы на данном заключении. Оно содержит подробное описание проведенного исследования, сделано на основе изучения объекта исследования и материалов гражданского дела, оценки экспертных заключений, представленных сторонами. Заключение мотивировано, содержит выводы и ответы на поставленные вопросы. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности задачу заведомо ложного заключения в соответствии со ст. 307 УК РФ.
Суд полагает, что в рассматриваемом случае оценке подлежит, в том числе, доля в праве общей долевой собственности на земельный участок, площадью 2077 кв.м., расположенный под многоквартирным домом по вышеуказанному адресу, поскольку согласно представленным в материалы дела доказательствам, земельный участок под многоквартирный дом по <адрес>, сформирован в установленном порядке, поставлен на кадастровый учет с номером № с видом разрешенного использования «многоквартирные жилые дома в 2-4 этажа».
При решении вопроса о включении в выкупную цену компенсации за непроизведенный капитальный ремонт суд исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, к которому относятся, в частности, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу статей 6 и 7 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных помещений, в том числе органами местного самоуправления, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения путем заключения договора передачи.
Статья 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусматривает, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
В связи с этим невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсаций за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 года, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для предъявления собственником жилого помещения требований о включении сумм компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 года, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.
Из материалов дела следует, что право собственности на квартиру <адрес> Власовой В.В. приобретено на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с администрацией Ленинского района г.Томска.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено, что за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Если обязанность по производству капитального ремонта жилого дома возникла у наймодателя и уже на момент приватизации жилого помещения дом нуждался в проведении капитального ремонта, однако обязанность по производству капитального ремонта не была выполнена, следовательно, невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, является основанием для включения суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения, изымаемого у бывшего нанимателя жилья.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007 разъяснено, что в соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и неисполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Как указал Конституционный Суд в постановлениях от 12.04.2016 № 10-П, от 26.04.2016 № 797-О, изменения, внесенные в правовое регулирование отношений в области организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Федеральным законом от 25.12.2012 № 271-ФЗ, не затронули статью 16 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», которая не утратила силу и продолжает действовать, то есть обязывает прежних наймодателейжилых помещений (коими, как правило, выступали публично-правовые образования) надлежащим образом исполнять вытекающую из данной статьи публичную по своей правовой природе обязанность по проведению капитального ремонта нуждающихся в нем многоквартирных домов. Обязанность же по производству последующих капитальных ремонтов ложится на собственников жилых помещений, в том числе, на граждан, приватизировавших жилые помещения.
Приведенные нормативные положения и акты толкования в их системном единстве позволяют прийти к выводу о том, что нуждаемость изымаемого жилого помещения в капитальном ремонте, в том числе в связи с его несвоевременным проведением, должна рассматриваться как презумпция, подлежащая опровержению, коль скоро изъятие жилого помещения производится именно в связи с его аварийным состоянием. При этом выплата компенсации за непроизведенный капитальный ремонт является убытками собственника и подлежит возмещению по правилам о компенсации убытков.
При этом суд отмечает, что собственник изымаемого помещения вправе получить компенсацию за непроизведенный капитальный ремонт независимо от того, по какому основанию он приобрел помещение, поскольку не доказано исполнение наймодателем по отношению к лицу, ставшему первым приобретателем помещения, обязанности по проведению капитального ремонта дома.
Согласно ответу администрации Ленинского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ №-ж, капитальный ремонт в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, не проводился с 2013 года по настоящее время, информация за более ранний период отсутствует.
Таким образом, сведений о том, что в доме по <адрес> до передачи квартиры в собственность истцу и в последующем производился капитальный ремонт, в материалах дела не имеется и ответчиком не представлено.
Отсутствие капитального ремонта за весь период эксплуатации жилого дома привело к разрушению его конструкций и элементов, что в итоге и привело к признанию дома аварийным и подлежащим сносу. При этом аварийное состояние многоквартирного жилого дома не может не затрагивать состояние находящихся в нем жилых помещений, что в свою очередь сказывается на их рыночной стоимости. Своевременное проведение капитального ремонта многоквартирного дома могло бы исключить необходимость его реконструкции, предотвратить снижение уровня его надежности, что дает собственникам право на получение дополнительной компенсации.
Аналогичные выводы о необходимости включения в выкупную цену изымаемого объекта размера компенсации на непроизведенный капитальный ремонт согласуются с правовой позицией Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, изложенной в определениях от 27.02.2020 по делу № 88-3451/2020, от 14.04.2020 № 88-4339/2020, 14.05.2020 по делу № 88-8610/2020.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при определении выкупной цены жилого помещения – квартиры <адрес>, необходимо учитывать сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.
С учетом изложенного, суд считает необходимым установить размер выкупной цены на жилое помещение в размере 6924 000 руб.
В соответствии с подпунктом «л» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» резолютивная часть решения суда об удовлетворении иска о выкупе жилого помещения должна содержать вывод о прекращении права собственности лица на жилое помещение и о выплате собственнику денежной компенсации или предоставлении другого конкретного жилого помещения взамен изымаемого в собственность или на иных правовых основаниях Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа представляет собой переход права собственности на него в государственную и муниципальную собственность, что соответственно, влечет за собой прекращение права собственности на жилое помещение за ответчиком и возникновение права на помещение у иного лица.
Соответственно, указанное решение является основанием для внесения в ЕГРН записи о прекращении права собственности истца на квартиру <адрес>.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Истцом Власовой В.В. заявлено о взыскании с ответчика понесенных расходов на определение рыночной стоимости изымаемого имущества в размере 12 000 руб., в подтверждение которых представлен договор №/Д/22 на оказание услуг по оценке от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между «Профаудитэксперт» ИП С. и Власовой В.В., кассовый чек об оплате от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 12 000 руб.
Данные расходы признаются судом судебными, поскольку они понесены истцом для защиты своего нарушенного права и являлись основанием для инициирования судебного процесса и представления доказательств размера выкупной стоимости принадлежащего истцу жилого помещения, подлежащего изъятию для муниципальных нужд. Следовательно, они подлежат взысканию с ответчика в полном объеме.
При подаче иска истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 руб., в подтверждение чего представлен чек-ордер от ДД.ММ.ГГГГ, которая подлежит взысканию в пользу истца с муниципального образования «Город Томск».
Определением суда от 19.05.2022 назначено проведение судебной экспертизы в ООО «Бюро оценки «ТОККО», оплата за производство данной экспертизы была возложена на ответчика. ДД.ММ.ГГГГ в Советский районный суд г.Томска поступило заключение эксперта и ходатайство о взыскании денежных средств за проведение экспертизы в размере 16 000 руб., расходы на проведение экспертизы подтверждены актом № от ДД.ММ.ГГГГ, счетом на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ч.2 ст.85 ГПК РФ эксперт или судебно-экспертное учреждение не вправе отказаться от проведения порученной им экспертизы в установленный судом срок, мотивируя это отказом стороны произвести оплату экспертизы до ее проведения. В случае отказа стороны от предварительной оплаты экспертизы эксперт или судебно-экспертное учреждение обязаны провести назначенную судом экспертизу и вместе с заявлением о возмещении понесенных расходов направить заключение эксперта в суд с документами, подтверждающими расходы на проведение экспертизы, для решения судом вопроса о возмещении этих расходов соответствующей стороной с учетом положений части первой статьи 96 и статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что заключение судебной экспертизы положено в основу решения об удовлетворении исковых требований, с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации г. Томска за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» подлежат взысканию расходы за проведение судебной экспертизы в пользу ООО «Бюро оценки «ТОККО» в размере 16000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Власовой В.В. удовлетворить.
Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН №, ИНН №) изъять у Власовой В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ...), для муниципальных нужд жилое помещение – квартиру <адрес> (кадастровый №), путем выкупа с прекращением права собственности на указанное жилое помещение, установив размер выкупной стоимости, подлежащей взысканию, в сумме 6 924 000 руб.
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН №, ИНН №) в пользу Власовой В.в., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт ...), за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» расходы по проведению независимой оценки выкупной стоимости объекта недвижимости в размере 12000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Взыскать с муниципального образования «Город Томск» в лице администрации Города Томска (ОГРН №, ИНН №) в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Бюро оценки «ТОККО» (ИНН №) за счет средств казны муниципального образования «Город Томск» расходы на проведение судебной экспертизы в размере 16000 руб.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска.
...
...
Судья: Я.В. Глинская
...
...
...