Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-634/2022 ~ М-402/2022 от 18.03.2022

Дело № 2-634/2022

УИД 21RS0016-01-2022-000482-92

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 апреля 2022 года                                            пос. Кугеси

Чебоксарский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Смирновой С.А., при секретаре судебного заседания Елисеевой О.Г.,

с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильиной И.Н.,

рассмотрев в отрытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики к МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики, управлению образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению физической охраны объекта,

у с т а н о в и л:

Заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении на МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики, Управление образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики до 01.09.2022 обязанности по осуществлению физической охраны объекта (территории) - «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики (ул. Шоссейная, д. 3, п. Кугеси, Чебоксарский район, Чувашская Республика) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой Чебоксарского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.

В ходе проверки установлено, что в нарушение требований законодательства охрана МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики обеспечивается техническим персоналом и сторожами.

Указанные нарушения явились основанием для внесения прокуратурой района в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики представления об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в котором, в том числе указывалось на отсутствие надлежащей охраны МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики.

Таким образом, допущенные МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики и Управлением образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

В судебном заседании помощник прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Ильина И.Н. доводы искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчик Управление образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенное о месте и времени судебного заседания, не обеспечило явку своего представителя на судебное разбирательство, в письменном отзыве на исковое заявление просило о рассмотрении дела без участия их представителя. В отзыве также указало, что в рамках подпрограммы «Профилактика терроризма и экстремистской деятельности в Чебоксарском районе» муниципальной программы «Повышение безопасности жизнедеятельности населения и территорий в Чебоксарском районе Чувашской Республики» для реализации обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» на учебный год 2021-2022 гг. выделены средства из бюджета Чебоксарского района Чувашской Республики на сумму 1 708 400 руб., то есть администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики с целью антитеррористической защищенности несовершеннолетних и сотрудников объекта (территорий) приняты меры по предотвращению угрозы жизни и здоровью лиц, обеспечению постоянного контроля, предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций, которые будут реализованы в срок до 01.09.2022.

Ответчик МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, не обеспечил явку своего представителя на судебное разбирательство.

Третье лицо администрация Чебоксарского района Чувашской Республики, извещенное о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило. Представило отзыв на исковое заявление, в котором просило рассмотреть исковое заявления без участия их представителя и указало, что администрацией Чебоксарского района Чувашской Республики с целью антитеррористической защищенности несовершеннолетних и сотрудников объекта (территорий) приняты меры по предотвращению угрозы жизни и здоровью лиц, обеспечению постоянного контроля, предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций, которые будут реализованы в срок до 01.09.2022.

Выслушав помощника прокурора Ильину И.Н., изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Чебоксарского района в рамках надзорной деятельности проведена проверка исполнения МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики требований законодательства об образовании и противодействии терроризму.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка», ратифицированное постановлением ВС СССР от 13.06.1990 № 1559-1, государства - участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В силу п. «д» ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации 05.10.2009, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциально объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-Ф3) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ч. 3, п. 2 ч. 6, ч. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание безопасных условий обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-Ф3 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона № 35-Ф3 антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), Данные требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Пунктом 3.1 ст. 5 Федерального закона № 35-Ф3 определено, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно утверждённому паспорту безопасности учебному зданию МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики определена 2 категория опасности.

В соответствии п.п. «б» п. 25 Требований в отношении объектов третей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В силу п. 26 Требований аналогичные мероприятия закреплены и для объектов (территорий) второй категории опасности.

В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований охрана «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики обеспечивается техническим персоналом и сторожами.

Указанные нарушения явились основанием для внесения прокуратурой района в адрес администрации Чебоксарского района Чувашской Республики представления об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов, в котором, в том числе указывалось на отсутствие надлежащей охраны МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики.

Согласно ответу на представление от 06.08.2021 денежные средства на данные цели Министерством финансов Чувашской Республики не выделены.

Пунктом 32 Требований предусмотрено, что контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а)    проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б)    оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в)    выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Из пункта 32 Требований прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Таким образом, допущенные МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики и Управлением образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики нарушения требований законодательства по обеспечению безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения создает угрозу жизни и здоровью указанных лиц от террористического вмешательства, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.

При таком положении, исковые требования заместителя прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики о возложении обязанности по обеспечению физической охраны объекта – МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПКРФ, суд

р е ш и л:

Возложить на МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики, управление образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики обязанность по осуществлению физической охраны объекта (территории) - МБОУ «Кугесьская СОШ № 1» Чебоксарского района Чувашской Республики (ул. Школьная, д. 3, п. Кугеси Чебоксарский район, Чувашская Республика) путем заключения договора об организации физической охраны объектов (территории) путем привлечения сотрудников частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ, и военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии РФ, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание вневедомственной охраны до 1 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 26 апреля 2022 года.

Судья                                            С.А. Смирнова

2-634/2022 ~ М-402/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
заместитель прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Гаврилов И.В.
Ответчики
МБОУ "Кугесьская СОШ №1" Чебоксарского района Чувашской Республики
Управление образования и молодежной политики администрации Чебоксарского района Чувашской Республики
Другие
администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Суд
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики
Судья
Смирнова Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
cheboksarsky--chv.sudrf.ru
18.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.03.2022Передача материалов судье
21.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.04.2022Судебное заседание
26.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.04.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.08.2023Дело оформлено
30.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее