Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-96/2023 ~ М-95/2023 от 28.07.2023

                                                                                                                        Дело № 2-96/2023

                                                                                         УИД 88RS0002-01-2023-000114-85

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 августа 2023 года                                                                                                    с. Байкит

    Байкитский районный суд Красноярского края в составе

председательствующего судьи                                       Навгиновой В.В.,

при секретаре                                                                   Иванченко Н.А.,

с участием

помощника прокурора Эвенкийского района Красноярского края – Фомина М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию с. Байкит «Коммунальник» Эвенкийского муниципального района Красноярского края об устранении нарушений законодательства об охране окружающей     среды,

у с т а н о в и л:

    Заместитель прокурора Эвенкийского района Красноярского края обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с указанным иском, ссылаясь на то, что на основании решения о проведении проверки от 17.06.2023 г. № 39 прокуратурой Эвенкийского района Красноярского края проведена проверка исполнения МКП с. Байкит «Коммунальник» (далее - Предприятие) требований законодательства о водопользовании. В ходе проверки установлено, что в период 2023 года Предприятие осуществляло забор воды из реки Подкаменная Тунгуска в отсутствие договора водопользования, работы по подготовке договора не начаты. Данные федерального статистического наблюдения № 2-ТП (водхоз) «Сведения об использовании воды за 2023 год» отсутствуют, также отсутствуют сведения о водопотреблении воды из р. Подкаменная Тунгуска. Согласно представленным сведениям предположительно объем водозабора в целях исполнения муниципального контракта по содержанию улично-дорожной сети с. Байкит в летний период составляет 1200 куб. метров. Водопользование без соответствующих разрешительных документов нарушает нормы федерального законодательства. Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Водным кодексом Российской Федерации установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов на основании договоров водопользования. По договору водопользования одна сторона- исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне- водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату. Порядок заключения договора водопользования установлен постановлением Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». В соответствии с данным Порядком на основании обращения юридического лица подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора пользования утвержденного названным постановлением Правительства, осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации. Положением о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края данное министерство наделено полномочиями по осуществлению владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности края, в том числе по заключению договоров водопользования и принятию решений о предоставлении водных объектов в пользование. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просил обязать МКП с. Байкит «Коммунальник» в срок до 31.12.2024 г. получить разрешение на пользование водным объектом р. Подкаменная Тунгуска.

    В судебном заседании помощник прокурора Эвенкийского района Красноярского края Фомин М.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, дополнительно просил признать незаконными действия МКП с. Байкит «Коммунальник», выразившиеся в водопользовании водным объектом без разрешительных документов.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, и.о. директора Предприятия представил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Предприятия.

Представитель третьего лица – Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края по доверенности Топоева Т.В. в судебное заседание также не явилась, представила письменный отзыв, в котором изложила доводы, аналогичные доводам прокурора в исковом заявлении. Дополнительно указала на то, что река Подкаменная Тунгуска является водным объектом, находящимся в федеральной собственности и расположенным на территории Красноярского края, в связи с чем уполномоченным органом по предоставлению в пользование водного объекта является министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края. Перечень документов, предоставляемых заявителем в министерство для получения разрешительных документов на водопользование, определен в постановлении Правительства РФ от 12.03.2008 № 165 «О подготовке и заключении договора водопользования». С учетом изложенного, поддержала иск прокурора к МПК с. Байкит «Коммунальник» о возложении обязанности получить разрешение на пользование водным объектом р. Подкаменная Тунгуска. Просила рассмотреть дело в отсутствие представителя министерства.

    В силу ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

    Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

    В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно преамбуле Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный от 10.01.2002 № 7-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ использует следующие понятия: окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;

природная среда (далее также - природа) - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;

компоненты природной среды - земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле;

природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;

использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;

загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду;

- водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима;

- водопользователь - физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом;

- использование водных объектов (водопользование) - использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы (ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ).

На основании ст. ст. 6-7 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Участниками водных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические лица, юридические лица.

В силу ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.

Основания приобретения права пользования поверхностными водными объектами и их частями регулируются статьей 11 Водного кодекса РФ, согласно которой право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе в целях забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса

На основании ч. 3 ст. 38 Водного кодекса РФ по способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты;

2) водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты;

3) водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

Право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

По договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.

К договору водопользования применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом и не противоречит существу договора водопользования.

Договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре (статья 12 Водного кодекса РФ).

    Постановление Правительства РФ от 12.03.2008 N 165 (ред. от 11.06.2021) утверждены Правила подготовки и заключения договора водопользования, которые устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или собственности муниципальных образований (далее - водный объект), предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 Водного кодекса Российской Федерации;

Подготовку и заключение договора водопользования по форме примерного договора водопользования, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2008 г. N 165, на основании обращения юридического лица, физического лица или индивидуального предпринимателя осуществляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на заключение договоров водопользования, - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъектов Российской Федерации, за исключением водных объектов, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта;

физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в получении водного объекта в пользование (далее - заявитель), в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящих Правил, обращаются в один из органов, указанных в пункте 3 настоящих Правил (далее - уполномоченный орган), по месту предполагаемого водопользования с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование (далее - заявление).

Постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 N 715-п утверждено Положение о министерстве экологии и рационального природопользования Красноярского края 1.1. Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края является исполнительным органом Красноярского края (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края осуществляет, в том числе предоставление государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны окружающей среды, охраны и использования водных биологических ресурсов.

В полномочия Министерства входит осуществление нормативного правового регулирования в области водных отношений: осуществление владения, пользования, распоряжения водными объектами, находящимися в государственной собственности края, в том числе заключение договоров водопользования и принятие решений о предоставлении водных объектов в пользование; предоставление водных объектов или их части, находящихся в собственности края, в федеральной собственности и расположенных на территории края, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением предоставления водных объектов в пользование для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В судебном заседании установлено, что МКП с. Байкит «Коммунальник» зарегистрировано в качестве юридического лица.

Согласно Уставу предприятия создано в целях удовлетворения потребностей населения в производстве продукции (товаров), выполнении работ, оказания услуг, осуществления социально-культурных задач на территории с. Байкит. Для достижения данных целей Предприятие вправе осуществлять, кроме прочего, деятельность по эксплуатации автомобильных дорог общего пользования.

На основании муниципального контракта, заключенного между администрацией с. Байкит (Заказчик) и Предприятием (Подрядчик) на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории села Байкит в 2023 году № 0119600000122000005, Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по содержанию улично-дорожной сети на территории села Байкит в 2023 г., согласно Приложению № 1 к Контракту, обеспечению круглогодичного безопасного и бесперебойного движения транспортных средств, а также по осуществлению контроля транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог обеспечению их сохранности.

На основании Технического задания на выполнение работ по содержанию улично-дорожной сети на территории с. Байкит в 2023 г. (приложение № 1 к Контракту) в состав работ по дорожным одеждам входит обеспыливание проезжей части автомобильных дорог (особенное условие в летний период полив автомобильных дорог с утра в первую очередь в самых оживленных местах, где массовое скопление пешеходов вблизи автомобильных дорог), а также в состав работ по элементам обустройства автомобильных дорог включены очистка и мойка дорожных знаков, уборка и мойка остановок общественного транспорта, автопавильонов.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, ответчик в целях выполнения вышеперечисленных видов работ использует воду из реки Подкаменная Тунгуска. Причем река Подкаменная Тунгуска является водным объектом, находящимся в федеральной собственности, право пользования которым, приобретается в целях забора (изъятия) водных ресурсов на основании договора водопользования.

Между тем МКП с. Байкит «Коммунальник» пользуется данным водным объектом в целях забора (изъятия) воды для осуществления своей хозяйственной деятельности в отсутствие указанного договора водопользования.

Следовательно, ответчик, осуществляет хозяйственную деятельность, связанную с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, не имея на это законных оснований.

Действия ответчика, выразившиеся в водопользовании с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водный объект, без разрешительных документов, создают угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и нарушает правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, тем самым затрагивая интересы Российской Федерации.

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

На основании ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Материалы дела не содержат, а ответчик суду не привел и не представил доказательства, опровергающие выводы суда, изложенные выше.

При таких обстоятельствах исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, пп.1 п.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ с ответчика в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск заместителя прокурора Эвенкийского района Красноярского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному казенному предприятию с. Байкит «Коммунальник» Эвенкийского муниципального района Красноярского края об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды удовлетворить.

Признать действия муниципального казенного предприятия с. Байкит «Коммунальник» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, выразившиеся в водопользовании с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водный объект, без разрешительных документов незаконными.

Обязать муниципальное казенное предприятие с. Байкит «Коммунальник» Эвенкийского муниципального района Красноярского края получить разрешение на водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водного объекта без возврата воды в водный объект, в срок до 31 декабря 2024 года.

Взыскать с муниципального казенного предприятия с. Байкит «Коммунальник» Эвенкийского муниципального района Красноярского края, ОГРН 1028800006102, ИНН 8802002173 в бюджет Эвенкийского муниципального района Красноярского края государственную пошлину в размере 6000 (шесть тысяч) руб.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Байкитский районный суд Красноярского края.

Председательствующий-судья                                                 В. В. Навгинова

Решение изготовлено в окончательной форме 21 августа 2023 года.

Судья                                                                                         В. В. Навгинова

2-96/2023 ~ М-95/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора Эвенкийского района О.В. Монахова
Ответчики
МКП "Коммунальник"
Другие
Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края
Суд
Байкитский районный суд Красноярского края
Судья
Навгинова Валентина Викторовна
Дело на странице суда
baykitsky--tur.sudrf.ru
28.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2023Передача материалов судье
31.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее