Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2024 (2-1277/2023;) ~ М-1139/2023 от 05.12.2023

УИД 63RS0028-01-2023-001431-37

№ 2-213/2024 (2-1277/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск 08 февраля 2024 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Яковлева И.А.,

при секретаре Степановой Н.А.,

с участием помощника прокурора Сергиевского района Самарской области Меримерина Л.А.,

представителя истца администрации муниципального района Сергиевский Самарской области Пимкиной О.Н.,

ответчиков Калугиной З.Д. Суркова Ю.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района Сергиевский Самарской области к Калугиной З. Д., Суркову Ю. С. о запрете эксплуатации жилого помещения и выселении,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с заявлением к Калугиной З.Д., Суркову Ю.С. о запрете эксплуатации жилого помещения и выселении.

В обоснование заявленных требований указала, что на основании распоряжения администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ -р «О признании многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, аварийным п подлежащим сносу» многоквартирный жилой дом в установленном законом порядке признан аварийным и подлежащим сносу.

Собственниками жилого помещения <адрес>, расположенной в указанном МКД являются Калугина З. Д. и Сурков Ю. С..

В рамках реализации Государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024г, утвержденной Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее Государственная программа ), подлежат расселению многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу до ДД.ММ.ГГГГ.

На жилые дома, признанные аварийными и подлежащими сносу после ДД.ММ.ГГГГ, действие данной программы в настоящее время не распространяется, финансирование переселения граждан из таких жилых помещений из федерального и областного бюджетов в настоящее время не производится.

ДД.ММ.ГГГГ зафиксирован факт обрушения лестничного марша в подъезде МКД, расположенного по адресу: <адрес>, и необходимость специальных знаний в данной области, была заказана экспертиза по техническому состоянию данных МКД для оценки возможности эксплуатации домов до включении данных МКД в Программу переселения.

Доступ в квартиры подъезда, в котором произошло обрушение, был восстановлен. В ходе встречи с жителями МКД. жильцам дома, предложены для временного проживания (до фактического расселения данного МКД) иные жилые помещения.

Согласно заключению по произведенному экспертному исследованию К- 08-13-1 от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время имеется реальная угроза обрушения здания многоквартирного дома (далее МКД) по адресу: <адрес> его конструктивных элементов. Конструктивные элементы здания и здание в целом не соответствуют требованиям механической безопасности, требованиям безопасных для здоровья человека условий проживания, требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, и находятся в состоянии, создающем фактическую угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

На внеочередном заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ данная ситуация признана как угроза возникновения чрезвычайной ситуации регионального характера.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе встречи с жителями данного МКД администрация <адрес> ознакомила последних с результатом экспертного заключения и довела до сведения граждан, что проживание/пребывание собственников, нанимателей и/или иных лиц в жилых помещениях МКД может предоставлять угрозу здоровью и жизни данных лиц. Настоятельно рекомендовано прекратить эксплуатацию жилых помещений и исключить проживание и/или пребывание в них физических лиц. Кроме того, во избежание негативных последствий в виде обрушения данного многоквартирного жилого дома, настоятельно рекомендовано не проводить в данном доме (жилых помещениях) ремонтные работы, исключить динамические и механические воздействия на конструкции дома. Жителям данного МКД. до фактического расселения МКД. для временного проживания предложены иные жилые помещения.

Ответчики уведомлены о возможности представления ему для временного проживания (до фактического расселения данного МКД) иного жилого помещений, и выразил свое согласие на вселение в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пгт. Суходол, <адрес>. 5 комнат.

Между тем, фактически ответчики продолжают проживать в жилом помещении, расположенном в аварийном жилом доме.

В отношении собственников рассматриваемых аварийных МКД администрацией района инициированы мероприятия, предусмотренные ст. 32 ЖК РФ (постановление администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и жилых помещений, расположенных в <адрес> для муниципальных нужд»).

Собственникам направлены постановления администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии земельных участков и жилых помещений, расположенных в нос. Светлодольск по <адрес> для муниципальных нужд» и проекты соглашений.

В тоже время органом местного самоуправления по правилам, указанным в ч. 7 ст. 32 ЖК РФ проведены мероприятия по определению размера возмещения собственникам за изымаемые жилые помещения.

При этом, на территории муниципального района Сергиевский свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, пригодные для предоставления в рамках расселения данных домов, отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ за № МС 7017 министерством строительства <адрес> отказано во включении аварийных МКД и по <адрес> в Перечень домов Государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024г, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

От <адрес> на настоящее время ответов не поступило.

Учитывая изложенное, конкретные сроки фактического расселения собственников и нанимателей по договорам социального найма указанных МКД в настоящее время не установлены.

Распоряжением администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об определении пункта временного хранения материальных ценностей жителей многоквартирных жилых домов расположенных по адресу <адрес>. » определен пункт временного хранения материальных ценностей жителей многоквартирных жилых домов и. Светлодольск <адрес>. актовый зал административного здания расположенного по адресу <адрес>.

Также принято Положение «О выплате денежной компенсации гражданам, проживающим на территории муниципального района <адрес>, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», утвержденное постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым гражданам подлежит выплата денежной компенсации на оплату арендуемого жилого помещения по договору аренды жилого помещения, расположенного в границах муниципального района <адрес>.

В настоящее время ответчик за вышеуказанной компенсацией в администрацию муниципального района <адрес> нс обратился.

В нарушение требований законодательства в сфере безопасности зданий и сооружений Калугина З.Д. и Сурков Ю.С. продолжает эксплуатацию жилого помещения в МКД по адресу: <адрес>, что создает прямую угрозу причинения вреда жизни и здоровью ответчика в будущем.

Администрация муниципального района <адрес> просит суд запретить Калугиной З.Д. и Суркову Ю.С. эксплуатацию жилого помещения по адресу: <адрес>; выселить ответчиков из указанного жилого помещения и обратить решение суда к немедленному исполнению.

Представитель истца Пимкина О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, изложила суду правовые основания к удовлетворению заявленных требований.

Ответчики Калугина З.Д. и Сурков Ю.С. в судебном заседании исковые требования не признали, просят отказать в их удовлетворении в полном объеме.

Выслушав стороны, мнение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Частями 1, 2 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).

Пунктом 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду следующее:

а) нормы, содержащиеся в статье 32 ЖК РФ, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены прежде всего на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения;

б) решение об изъятии жилого помещения путем выкупа должно быть принято компетентным органом, то есть органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ). Правовое основание пользования собственником жилого помещения земельным участком (собственность, аренда, пожизненное наследуемое владение, право постоянного (бессрочного) пользования) значения не имеет. Порядок подготовки и принятия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд определяется федеральным законодательством, в частности гражданским и земельным законодательством (статьи 279 – 283 ГК РФ, статьи 9 – 11, 49, 55, 61, 63 Земельного кодекса Российской Федерации);

в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК РФ), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК РФ), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления.

Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений);

г) соблюдение предусмотренной частями 2 – 4 статьи 32 ЖК РФ процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, является обязательным, а потому подлежит проверке как обстоятельство, имеющее значение по делу. Данная процедура включает в себя: принятие уполномоченным органом решения об изъятии жилого помещения (часть 2 статьи 32 ЖК РФ), государственную регистрацию этого решения в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 3 статьи 32 ЖК РФ), уведомление в письменной форме собственника жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия принадлежащего ему жилого помещения о принятом решении об изъятии и дате его государственной регистрации (часть 4 статьи 32 ЖК РФ).

При этом исходя из положений части 4 статьи 32 ЖК РФ юридически значимым обстоятельством является не только факт направления указанного уведомления собственнику жилого помещения компетентным органом, но и факт получения собственником такого уведомления. В этой связи сообщение в средствах массовой информации (например, по радио, телевидению, в печатных изданиях, Интернете) об изъятии жилого помещения у конкретного собственника не может быть признано надлежащим извещением собственника о предстоящем изъятии данного жилого помещения.

Несоблюдение процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника, должно влечь за собой отказ в иске органу государственной власти (органу местного самоуправления) о выкупе жилого помещения.

Судом установлено, что на основании решения Сергиевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ за Кулагиной З.Д. и Сурковым Ю.С. зарегистрировано по 1/2 доли за каждым в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно Распоряжению -р от ДД.ММ.ГГГГ администрации муниципального района Сергиевский Самарской области, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

ДД.ММ.ГГГГ за № МС 7017 министерством строительства <адрес> отказано во включении аварийных МКД и по <адрес> в Перечень домов Государственной программы <адрес> «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до ДД.ММ.ГГГГ» до 2024г, утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ .

Распоряжением администрации муниципального района Сергиевский от ДД.ММ.ГГГГ -р «Об определении пункта временного хранения материальных ценностей жителей многоквартирных жилых домов расположенных по адресу <адрес>. » определен пункт временного хранения материальных ценностей жителей многоквартирных жилых домов и. Светлодольск <адрес>. актовый зал административного здания расположенного по адресу <адрес>.

Также принято Положение «О выплате денежной компенсации гражданам, проживающим на территории муниципального района <адрес>, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в связи с признанием многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу», утвержденное постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым гражданам подлежит выплата денежной компенсации на оплату арендуемого жилого помещения по договору аренды жилого помещения, расположенного в границах муниципального района Сергиевский Самарской области.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд исходит из того, что выкуп жилого помещения, предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требуют соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и по последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции, поскольку решение об изъятии земельного участка для муниципальных нужд не принималось, предусмотренные законом основания для выкупа аварийного жилого помещения отсутствуют, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований необходимо отказать.

К правоотношениям по выкупу жилого помещения в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу не могут быть применены разъяснения, содержащиеся в разделе III Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009г, согласно которым в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку указанная норма устанавливает случаи внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма, иных норм, позволяющих требовать выкупа жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, до завершения процедур, установленных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации закон не содержит.

Позиция истца об аварийном состоянии дома, об угрозе его обрушения, предусматривающих выплату собственнику выкупной стоимости изымаемого жилья, основана на неверном толковании закона, поскольку правовые основания для совершения действий, установленных статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение к собственникам жилых

помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийным дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Таким образом, конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Таким образом, исковые требования о запрете эксплуатации жилого помещения и выселении не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194, 196 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления администрации муниципального района Сергиевский Самарской области (ИНН 6381000093) к Калугиной З. Д., (<данные изъяты>), Суркову Ю. С. (<данные изъяты>) о запрете эксплуатации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> выселении Калугиной З. Д., Суркова Ю. С. из жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, обращении решения суда к немедленному исполнению, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Самарский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение будет изготовлено 15 февраля 2024 года.

Председательствующий судья: И.А. Яковлев

2-213/2024 (2-1277/2023;) ~ М-1139/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
прокурор
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области
Ответчики
Сурков Юрий Сергеевич
Калугина Зинаида Дмитриевна
Другие
Администрация сельского поселения Светлодольск м.р. Сергиевский Самарской области
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Яковлев И.А.
Дело на сайте суда
sergievsky--sam.sudrf.ru
05.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.12.2023Передача материалов судье
07.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2024Подготовка дела (собеседование)
12.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2024Судебное заседание
15.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2024Дело оформлено
12.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее