Дело № 2-3676/2023
УИД № 44RS0001-01-2023-003540-78
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 ноября 2023 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе
председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
при секретаре П.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нерехтского межрайонного прокурора в интересах Ф.Т. к Департаменту здравоохранения Костромской области об обеспечении медицинскими изделиями,
установил:
Прокурор Нерехтской межрайонной прокуратуры обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах Ф.Т., требования обоснованы тем, что прокуратурой проведена проверка в сфере лекарственного обеспечения Ф.Т., в ходе проверки установлено, что Ф.Т. является инвалидом ... группы, состоит на учете в ОГБУЗ «...» и ей поставлен диагноз «...». В качестве лечения Ф.Т. помимо прочих лекарственных препаратов используется инсулин короткого действия Актропид, вводящийся посредством ручки-шприца Нвопен-4, тест-полоски Сателит экспересс с периодичностью не менее 5 раз в день. Наряду с этим, в связи с проведенной <дата> операцией Ф.Т. в качестве лечения согласно выписке из медицинской карты ГБУЗ «...» назначены ежедневные перевязки с растворами антисептиков с использованием перевязочного материала. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 утвержден пречень социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому «сахарный диабет» включено в перечень социально значимых заболеваний (п. 7 Перечня социально значимых заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715, код заболевания по МКБ-10 - Е 10 - Е 14). В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2). Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4). Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5). В силу п. 2.5 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2005 года № 785, лекарственные средства отпускаются аптечными учреждениями (организациями) в количестве, указанном в рецепте, за исключением лекарственных средств, нормы отпуска которых указаны в п. 1.11 Инструкции и приложении № 1 к Инструкции. Постановлением Администрации Костромской области от 30 декабря 2022 г. № 680-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. В соответствии с п.9 главы 5 данной программы обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» осуществляются за счет бюджетных ассигнований бюджета Костромской области. Право на получение бесплатных лекарств установлено Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» действующее в редакции Постановления от 14.02.2002 № 103, согласно которому граждане, страдающие диабетом имеют право на получение всех лекарственных средств, этилового спирта (100 г в месяц), инсулиновых шприцов, шприцов типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики бесплатно. В соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации № 890 от 30.07.1994 г. «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на получение всех лекарственных средств, средств медицинской реабилитации, калоприемников, мочеприемников и перевязочного материала (по медицинским показаниям). Также Указом Президента РФ от 02.10.1992 №1157 «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» установлено, что инвалиды I группы и неработающие инвалиды II группы имеют право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами по рецептам врачей, а при наличии соответствующих медицинских показаний - перевязочными материалами и отдельными изделиями медицинского назначения. Проверкой установлено, что ОГБУЗ «...» в нарушение вышеуказанных положений в течение 2022 года - 2023 года не обеспечивает Ф.Т. средствами измерения уровня глюкозы в крови (тест-полосками к глюкометру) и иглами к шприц-ручке. Кроме того, лекарственным средством ...) Ф.Т. также надлежащим образом не обеспечивается с ноября 2022 года (последний раз предоставлялись Ф.Т. <дата>). Наряду с этим, согласно выписке из медицинской карты «...» стационарного больного Ф.Т. из-за недавно проведенной операции от <дата> необходимы ежедневные перевязки с растворами антисептиков в ОГБУЗ .... Однако, Ф.Т., в виду отсутствия возможности ежедневного посещения больницы, вынуждена самостоятельно осуществлять перевязки, для которых необходим перевязочный материал, в предоставлении на дом которого ей было отказано. Так, из ответа ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», а также Департамента следует, что тест-полосками к глюкометру, шприц-ручками и иглами к ним Ф.Т. не обеспечивается в виду предоставления вышеуказанных медицинских изделий только для определенной категории граждан (дети-инвалиды). Указанные факты не позволяют обеспечить эффективное лечение Ф.Т. в соответствии с рекомендациями специалистов. Несвоевременное обеспечение лекарственными средствами ставит под угрозу жизнь Ф.Т..
Истец просит обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Ф.Т., <дата> г.р., шприц-ручками, иглами к шприцам, а так же тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы в крови к имеющемуся у Ф.Т. глюкометру по медицинским показаниям в полном объеме. Признать бездействие Департамента здравоохранения Костромской области по необеспечению Ф.Т., <дата> г.р., медицинскими изделиями незаконными.
В судебном заседании помощник Нерехтского межрайоного прокурора исковые требования поддержала по изложенным в нем основаниям.
Истец Ф.Т. в судебном заседании не присутствовала, извещалась надлежащим образом.
Представитель ответчика П.П. иск не признал, указал, что истица обеспечивается медицинскими изделиями по выписанным рецептам, предмет спора отсутствует.
Третьи лица ГУП «Костромская областная аптечная база», ОГБУЗ «Нерехтская ЦРБ», будучи извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в судебном заседании не участвуют.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
Согласно ст. 43 Федерального закона № 323-ФЗ, гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях (ч. 1). Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 утвержден пречень социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих, согласно которому «сахарный диабет» включено в перечень социально значимых заболеваний (п. 7 Перечня социально значимых заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715, код заболевания по МКБ-10 - Е 10 - Е 14).
Согласно ч. 1 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
П. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов утв. Постановление Правительства РФ от 29.12.2022 N 2497, определено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно разделу VII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 5 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «диабет» предусмотрено бесплатное предоставление всех лекарственных средств, этилового спирта, инсулиновых шприцов, шприцов типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, игл к ним, средств диагностики.
В соответствии с Федеральным законом №323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи (ч. 1 ст. 37); назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии; при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи (п. 1 ч. 4 ст. 81).
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
В силу положений части 2 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ, порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя: 1) этапы оказания медицинской помощи; 2) правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); 3) стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; 4) рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; 5) иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи.
Стандартом медицинской помощи больным с инсулинозависимым сахарным диабетом, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1581н и Стандартом медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 2 типа, утвержденным Приказом Минздрава России от 1 октября 2020 г. N 1054н (действующих на время возникновения спорных правоотношений) определено обеспечение пациентов, имеющих заболевание диабет, при оказании амбулаторно-клинической помощи лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения.
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг», к медицинским изделиям, отпускаемым по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, относятся, в частности, иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови.
В соответствии с положениям ч.1 ст.38 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
К полномочиям департамента относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27); координация деятельности субъектов государственной и частной систем здравоохранения на территории Костромской области (п. 28).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Согласно материалов дела, что Нерехтским межрайонным прокурором проведена проверка по обеспечению Ф.Т. медицинскими изделиями, в ходе которой было установлено, что Ф.Т. тест-полосками и иглами для шприц-ручек бесплатно, как лица, страдающего заболеванием «сахарный диабет».
Из объяснения Ф.Т. усматривается, что она состоит на учете в ОГБУЗ «...» как инвалид с детства, так же состоит на учете с диагнозом «сахарный диабет 1 типа», в качестве лечения она принимает инсулин короткого действия Актропид, который вводится посредством ручки-шприца Новопен-4, для измерения уровня сахара в крови она использует тест-полоски Сателит экспресс 5 раз в день. Шприц-ручки и тест полоски ей не выдавались, как сообщили в ОГБУЗ «...» по распоряжению Департамента здравоохранения Костромской области их выдают только детям.
Из ответа ОГБУЗ «...» усматривается, что Ф.Т. состоит на учете у врача эндокринолога с диагнозом «сахарный диабет 1 типа, инсулино-потребный», является инвалидом, тест-полосками к глюкометру и иглами к шприц-ручке не обеспечивалась. К информации, указанной в ответе Больницы от <дата> о том, что истице рекомендован контроль глюкозы (измерение крови на глюкозу в лаборатории) суд относится критически, поскольку как следует из выписного эпикриза ГБУЗ ...» Ф.Т. рекомендован самоконтроль глюкозы крови не менее 5-7 раз в сутки+1 раз в неделю - гликемический профиль.
Как следует из ответа Департамента здравоохранения Костромской области следует, что тест-полосками к глюкометру, шприц-ручками и иглами к ним Ф.Т. не обеспечивается в виду предоставления вышеуказанных медицинских изделий только для определенной категории граждан (дети-инвалиды).
Приказом Департамента здравоохранения Костромской области от 20 декабря 2018 года № 695 утвержден порядок организации льготного обеспечения жителей Костромской области лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания при амбулаторном лечении.
В соответствии с пунктами 1.3.6, 1.5, 2.1 Порядка под региональными льготниками понимаются жители Костромской области, имеющие право на получение лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания по рецептам врачей (фельдшеров) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Право на обеспечение лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств областного бюджета имеют региональные льготники, включенные в Регистр региональных льготников, а также федеральные льготники (при невозможности обеспечения их за счет средств федерального бюджета).
Медицинская организация, к которой федеральный и региональный льготник прикреплен для получения амбулаторно-поликлинической помощи, осуществляет выписывание рецептов.
Выписывание рецептов в медицинской организации осуществляется лечащим врачом (фельдшером) на основании справочника лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, который формируется департаментом на основании государственных контрактов, заключенных поставщиками (п. 2.4 Порядка).
Согласно п. 2.7 Порядка отпуск лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания федеральным и региональным льготникам осуществляет уполномоченная медицинская организация (определяемая ежегодно на основании заключения государственных контрактов) через собственные и/или привлечение на договорной основе аптечные организации (пункты отпуска).
Уполномоченная фармацевтическая организация обеспечивает наличие в аптечной организации (пунктах отпуска) необходимого ассортимента и количества лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания в соответствии заявкам медицинской организации и разнарядками департамента.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти.
Ограничение круга лиц, которые подлежат обеспечению тест-полосками не отвечает требованиям закона и свидетельствует о бездействии в указанной части со стороны ответчика в отношении иных лиц, страдающих диабетом.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 11 Положения о департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27 декабря 2007 года № 546, департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:
организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В силу п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 г. № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, осуществляющим функции по проведению государственной политики, отраслевому управлению, нормативно-правовому регулированию в сфере охраны здоровья населения Костромской области.
К полномочиям Департамента относится защита прав человека в области охраны здоровья (п. 16), организация оказания населению Костромской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях Костромской области, подведомственных Департаменту (п. 19), организация обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50 % за счет средств областного бюджета, в том числе своевременной обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой (п. 27).
Из п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен сахарный диабет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 № 2497 утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов».
Постановлением Администрации Костромской области 30.12.2022 N 680-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В качестве Приложения № 2 к программе утвержден Перечень лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и продуктов специализированного лечебного питания, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. Пунктом 87 данного Перечня предусмотрено предоставление средств диагностики - тест-полосок для определения сахара в крови, системы непрерывного мониторинга глюкозы в крови и расходных материалы к ним (для детей до 18 лет).
Установление Территориальными программами Костромской области гарантий оказания медицинской помощи в меньшем объеме, чем это предусмотрено федеральным законодательством, не может умалять права гражданина на обеспечение его медицинскими изделиями в соответствие с медицинскими показаниями.
Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения медицинскими изделиями, согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению. Суд полагает, что надлежащим и реальным способом восстановления нарушенных прав Ф.Т. при рассмотрении дела в исковом производстве является возложение на Департамент здравоохранения Костромской области обязанности организовать обеспечение Ф.Т. <дата> года рождения, медицинскими изделиями в виде шприц-ручек, игл и тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови в необходимом объеме по медицинским показаниям.
Поскольку Ф.Т. непосредственно не вступала в публичные правоотношения с Департаментом здравоохранения Костромской области, каких-либо решений в отношении лично Ф.Т. не принималось, прокурором излишне заявлены требования, носящие административный характер.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. <░░░░> ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░ ░ ░░░░-░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░