Дело № 2-465/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 февраля 2021 года г. Элиста
Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе
председательствующего судьи Буджаевой С.А.,
при секретаре Сангаевой Г.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Антоновой Юлии Алексеевны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
Антонова Ю.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия о возмещении расходов по оплате коммунальных услуг.
В обоснование заявленных требований указывает, что с 01 октября 2001 года по 30 сентября 2018 года работала в должности фельдшера в БУ РК «Целинная районная больница», с 01 октября 2018 года по настоящее время работает в должности фельдшера в БУ РК «Городская поликлиника» в фельдшерском здравпункте п. Овата Целинного района, в связи с чем имеет право на возмещение расходов по оплате коммунальных услуг. Просит взыскать с ответчика за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года понесенные расходы за потребление газа в сумме 37 107,48 рублей и электроэнергии в сумме 25 913,67 рублей, на общую сумму 63 021,15 рублей.
В судебное заседание Антонова Ю.А. не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Суд счел возможным в силу ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг включаются в совокупный доход семьи при расчете субсидий, предоставляемых гражданам в порядке, установленном статьей 159 настоящего Кодекса. Компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Частью 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1 врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионеры из их числа, проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.
В силу п.50 ст.35 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» часть 2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1 признана утратившей силу.
Федеральный закон от 22 августа 2004 года №122-ФЗ принят в целях защиты прав и свобод граждан РФ и решает задачи обеспечения конституционного принципа равенства прав и свобод человека и гражданина, повышения материального благосостояния граждан, приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации, в соответствии с положениями, закрепленными в его преамбуле, и не могут использоваться для умаления прав и законных интересов человека и гражданина. Решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Указанным Законом статья 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятых Верховным Советом РФ от 22 июля 1993 года №5487-1, дополнена частью пятой, в соответствии с которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и частью 6, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения устанавливается органами местного самоуправления.
Пунктом 1 ст.153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ установлено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 4 декабря 2007 года №965-О-П, установленное пунктом 2 статьи 42 и частью 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ правовое регулирование не может рассматриваться как не допускающее реализацию возникшего у работников библиотек образовательных учреждений, работающих и проживающих в сельской местности, а также пенсионеров из их числа права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг.
Таким образом, при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно ч. 1 ст.4 и ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со ст.160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными правовыми актами.Согласно определению Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года №149-0-П в соответствии с неоднократно выраженной в решениях Конституционного Суда РФ правовой позицией изменение законодательства, ранее установленных правил предоставления населению льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан закону и действиям государства, предполагающий правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования недопустимость внесения произвольных изменений в действующую норму и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями, и будет реализовано. Российская Федерация, как правовое социальное государство, не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, и отмена либо приостановление предоставления выплат, либо льгот компенсационного характера допустимы только при условии надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться. Часть 1 статьи 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122-ФЗ не предполагает, что Российская Федерация вправе отказаться от предоставления медицинским работникам, работающим и проживающим в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались на основании законодательства, действующего до 1 января 2005 года. В целях недопущения ущемления социальных прав указанной категории медицинских работников федеральному законодательству надлежит урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления на Российской Федерации лежит обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех, кто, работая и проживая в сельской местности, пользовался этими льготами до указанной даты.
В соответствии с п.«ж», «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно п.1 ст.26.3. Федерального закона от 6 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Исходя из приведенных норм права в их системной взаимосвязи расходы на выплату денежной компенсации за коммунальные услуги (отопление) работникам со средним медицинским образованием государственной системы здравоохранения, работающим и проживающим в сельской местности, а также проживающим с ними членам их семей подлежат финансированию за счет субъектов Российской Федерации в лице Министерства здравоохранения Республики Калмыкия.
В соответствии с приказами Региональной службы по тарифам РК от 25 декабря 2008 года №90-п/г и от 18 июня 2014 года №59-п/г, от 22 июня 2015 года №54-п/г, от 16 июня 2016 года №42-п/г, от 28 июня 2017 года №45-п/г, от 25 июня 2018 года № 43-п/г, от 24 декабря 2018 № 102-п/г, от 27 июля 2020 № 33-п/г продолжительность нормативного отопительного периода составляет шесть месяцев (с 15 октября по 15 апреля).
Судом установлено, что Антонова Ю.А. является медицинским работником, работала в должности фельдшера в Бюджетном учреждении Республики Калмыкия «Целинная районная больница» с 01 октября 2001 года по 30 сентября 2018 года, с 01 октября 2018 года переведена в той же должности в Бюджетное учреждение Республики Калмыкия «Городская поликлиника», где работает по настоящее время. Антонова Ю.А. зарегистрирована и проживает по адресу: <данные изъяты>, имеет состав семьи: супруг ФИО8, сыновья ФИО9 и ФИО10, дочь ФИО11.
Таким образом, за Антоновой Ю.А., как медицинским работником, проживающим в сельской местности, работающим в государственном учреждении здравоохранения и до 1 января 2005 года приобретшей право на льготы по оплате коммунальных услуг, указанная льгота сохраняется.
Согласно справке, выданной КУ РК «Центр социальной защиты населения Целинного района» 14 января 2021 года, Антонова Ю.А., зарегистрированная по адресу: <данные изъяты>, на учете КУ РК «Центр социальной защиты населения Целинного района» не состоит и мерами социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг не пользуется.
Согласно представленному истцом расчету за период с января 2019 года по декабрь 2020 года расходы по оплате коммунальных услуг за потребление электроэнергии составляют 25 913,67 рублей, за потребление газа – 37 107,48 рублей.
Приведенные в расчете суммы подтверждаются квитанциями на оплату АО «Газпром газораспределение Элиста», АО «Калмэнергосбыт» (Целинное отделение).
Суд соглашается с расчетом истца, поскольку при исчислении расходов за потребление газа истцом не учитывались периоды, не входящие в отопительный сезон.
Таким образом, за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года расходы по оплате коммунальных услуг за потребление электроэнергии составляют 25 913,67 рублей, за потребление газа – 37 107,48 рублей, на общую сумму 63 021,15 рублей, которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца Антоновой Ю.А.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования Антоновой Юлии Алексеевны к Министерству здравоохранения Республики Калмыкия удовлетворить.
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Калмыкия в пользу Антоновой Юлии Алексеевны расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года в размере 63 021,15 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.
Судья С.А. Буджаева