Дело № 2-3857/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 ноября 2023 года
Кировский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Голованя Р.М.,
при секретаре Галяутдиновой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ростовской области к Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Кировского района» города Ростова-на-Дону об обязании устранить нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
28.08.2023 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в Ростовской области обратилось в Кировский районный суд <адрес> с вышеуказанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что проведена оценка санитарного состояния сквера им. 1-й Конной Армии, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>. Специалистами филиала ФБУЗ «ЦТиЭ в РО» в г. Ростове-на-Дону проведено обследование территории сквера по вышеуказанному адресу. В ходе проведения обследования установлено, что санитарное состояние сквера является удовлетворительным. Вместе с тем установлено, что на прилегающей территории к скверу с восточной стороны от жилого дома по адресу: <адрес>, на внутриквартальной дороге, ведущей к ГБУК «Донская государственная публичная библиотека», на расстоянии 10-15 метров от здания библиотеки установлены 4 контейнера для сбора ТКО, при этом контейнерная площадка не оборудована. Контейнеры переполнены бытовым мусором, асфальтовое покрытие под контейнерами загрязнено бытовым мусором, что не соответствует требованиям п. 17 раздела II СанПиН 2.1.3684-21. Указанное подтверждается экспертным заключением от 07.06.2023 №.
С учетом выявленных нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации 15.06.2023 в соответствии со ст. 51 Федерального закона №52 в адрес администрации г. Ростова-на-Дону направлено письмо, содержащее предложение о приведении территории места размещения контейнеров для сбора ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно: обеспечить сбор, временное хранение и удаление твердых коммунальных отходов по адресному ориентиру: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а также принять меры по устранению нарушений Правил по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Ростове-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 № 304. О принятых мерах предложено проинформировать Управление Роспотребнадзора по Ростовской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Однако, информация о принятых мерах по приведению места накопления ТКО в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в адрес Управления к установленному сроку не представлена.
В связи с чем, Управлением 26.07.2023 в адрес администрации г. Ростова- на-Дону направлено письмо, в котором предложено установить причины не выполнения ранее направленного предложения о приведении территории места накопления ТКО в соответствии с требованиями санитарных норм и правил, а также поручить соответствующим службам направить необходимую информацию в Управление в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, истец с учетом уточнений просил суд обязать Администрацию Кировского района г. Ростова-на-Дону, МКУ «УЖКХ Кировского района» города Ростова-на-Дону устранить нарушения обязательных требований санитарного законодательства в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить демонтаж контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в количестве 4 штук, расположенных на внутриквартальной дороге, ведущей к ГБУК «Донская государственная публичная библиотека» с восточной стороны от жилого дома по адресу: <адрес>. В течение 3 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать место накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 3, п. 4 раздела II СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному, воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров, до многоквартирного жилого <адрес> по адресу <адрес>, с твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, имеющее подъездные пути.
В судебное заседание явились:
- представитель истца Протасова А.С., которая просила удовлетворить исковые требования к двум ответчикам;
- представитель Администрации Кировского района города Ростова-на-Дону Пархоменко А.С. не признал исковые требования, поддержал письменные возражения.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц(ст. 167 ГПК РФ).
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в числе иных) включает в себя уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор, а также территориальные органы указанного федерального органа исполнительной власти, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации.
В соответствии с п.п.1 положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 №322, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются следующими полномочиями: предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) предусмотрено право граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу ст. ст. 2, 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению и транспортированию, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, в том числе требования по сбору, накоплению и транспортирования отходов производства и потребления установлены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
В силу п. 3 СанПиН 2.1.3684-21 на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен (п. 17 СанПиН 2.1.3684-21).
Согласно п. 8 СанПиН 2.1.3684-21, владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает проведение уборки, дезинсекции и дератизации контейнерной и (или) специальной площадки в зависимости от температуры наружного воздуха, количество контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов в соответствии с приложением № 1 к Санитарным правилам.
Согласно п. 9 СанПиН 2.1.3684-21 при накоплении ТКО, в том числе при раздельном сборе отходов, владельцем контейнерной и (или) специальной площадки должна быть исключена возможность попадания отходов из мусоросборников на контейнерную площадку.
В силу п. 4 СанПиН 2.1.3684-21 расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых,
прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров.
Указанные санитарные правила и нормы являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
Статьей 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО отнесено: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с ТКО.
Истцом проведена оценка санитарного состояния сквера им. 1 -й Конной Армии, расположенного по адресному ориентиру: <адрес>. Специалистами филиала ФБУЗ «ЦТиЭ в РО» в г. Ростове-на-Дону проведено обследование территории сквера по вышеуказанному адресу. В ходе проведения обследования установлено, что санитарное состояние сквера является удовлетворительным. Так, на прилегающей территории к скверу с восточной стороны от жилого дома по адресу: <адрес>, на внутриквартальной дороге, ведущей к ГБУК «Донская государственная публичная библиотека», на расстоянии 10-15 метров от здания библиотеки установлены 4 контейнера для сбора ТКО, при этом контейнерная площадка не оборудована. Контейнеры переполнены бытовым мусором, асфальтовое покрытие под контейнерами загрязнено бытовым мусором, что не соответствует требованиям п. 17 раздела II СанПиН 2.1.3684-21. Указанное подтверждается экспертным заключением от 07.06.2023 №
С учетом выявленных нарушений требований санитарного законодательства Российской Федерации 15.06.2023 в соответствии со ст. 51 Федерального закона №52 в адрес администрации г. Ростова-на-Дону направлено письмо, содержащее предложение о приведении территории места размещения контейнеров для сбора ТКО в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, а именно: обеспечить сбор, временное хранение и удаление твердых коммунальных отходов по адресному ориентиру: <адрес>, в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21, а также принять меры по устранению нарушений Правил по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г. Ростове-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 № 304. О принятых мерах предложено проинформировать Управление Роспотребнадзора по <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отсутствием информации о принятых мерах и с целью повторной оценки соблюдения требований санитарного законодательства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ специалистами филиала ФБУЗ «ЦГиЭ в РО» в <адрес> по поручению Управления проведена повторная санитарно-эпидемиологическая экспертиза территории места установки контейнеров для сбора ТКО по адресу: <адрес> по санитарному содержанию. В ходе проведения которой установлено, что территория места установки контейнеров для сбора ТКО по вышеуказанному адресу не соответствует требованиям п.п. 3,17 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21. Так, в нарушение указанных пунктов санитарных правил и норм контейнерная площадка не оборудована, ограждение отсутствует, территория у контейнеров загрязнена крупногабаритным бытовым и строительным мусором, расположенном на автодороге.
Данные обстоятельства также подтверждаются экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ, письмом Администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону от ДД.ММ.ГГГГ, экспертным заключением № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.3.65 Устава МКУ «УЖКХ Кировского района» г. Ростова-на-Дону, утвержденного распоряжением администрации Кировского района г. Ростова-на-Дону 27.08.2021 №, в полномочия входит организация и проведение закупок, заключение муниципальных контрактов (в пределах финансирования) и выполнение работ по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, закупку контейнеров зля сбора твердых бытовых отходов, ликвидация свалочных очагов в границах района.
Согласно пунктам 3, 4, 8 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПИН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов или системы подземного накопления ТКС) с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов.
Доказательств того, что демонтажем контейнеров и деятельностью, связанной с обслуживанием контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов, должен осуществлять другой субъект, а не МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Кировского района г.Ростова-на-Дону, в материалы дела не представлено. Также не представлено доказательств, что МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Кировского района г.Ростова-на-Дону предприняло все возможные меры для предотвращения рассматриваемого события.
Таким образом, МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства» Кировского района г.Ростова-на-Дону является надлежащим ответчиком.
Судом принимается во внимание довод <адрес>, что контейнерная площадка для сбора ТКО оборудована металлическим ограждением, что подтверждается фотоматериалом от 07.11.2023, однако, установленные ограждения не соответствуют нормам СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Утверждения ответчика о том, что организацией обсуживающей места накопления ТКО на территории г.Ростова-на-Дону является ООО «ГК «Чистый город», не имеет юридического значения, поскольку не относится к предмету рассмотрения дела.
Таким образом, требование истца об обязании ответчика устранить нарушения законодательства в сфере законодательства об охране окружающей среды подлежит частичному удовлетворению.
Требования истца в части необходимости демонтажа контейнеров для сбора ТКО в количестве 4 штук удовлетворению не подлежат, так как контейнеры являются выдвижными и будут необходимы для выполнения решения суда в остальной части.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░ (░░░ 6163047704) ░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░. 3, ░. 4 ░░░░░░░ II ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ 2.1.3684-21 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░» ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░>.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░-░░-░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.11.2023 ░░░░.