Дело № 12-27/2023
УИД:91RS0016-01-2023-000276-43
РЕШЕНИЕ
16 августа 2023 года пгт. Первомайское
Судья Первомайского районного суда Республики Крым Джиджора Н.М., по адресу: Республика Крым, п. Первомайское, ул. Октябрьская д. 116б, при ведении протокола- секретарем Шинкаренко Д.А., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Захара О.А., действующего на основании доверенности, начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району ГУФССП России по РК и г. Севастополю Коршук Е.А., рассмотрев жалобу Администрации Первомайского района Республики Крым на постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коршук Е.А. от 15.05.2023 года, которым Администрация Первомайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей, -
УСТАНОВИЛ :
Постановлением начальника отделения - старшим судебным приставом ОСП по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю от 15.05.2023 года, Администрация Первомайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера», в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей, которое поступило в Администрацию Первомайского района Республики Крым 22.05.2023 года.
29.05.2023 года не согласившись с указанным постановлением, Администрация Первомайского района Республики Крым обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление должностного лица административного органа.
Жалоба мотивирована тем, что 25.11.2021 года Первомайским районным судом Республики Крым вынесено решение по делу № <данные изъяты> которым обязали Администрацию Первомайского района Республики Крым предоставить ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
Решение Первомайского районного суда Республики Крым по делу № <данные изъяты> вступило в законную силу 09.02.2022 года.
Судебным приставом-исполнителем ОСП по Первомайскому району Фоминой Н.К. 09.03.2022 года вынесено Постановление о возбуждении исполнительного производства <данные изъяты>.
25.07.2022 года судебный пристав-исполнитель ОСП по Первомайскому району УФССП России по Республике Крым Фомина Н.К. вынесла постановление № <данные изъяты> о взыскании исполнительского сбора в отношении Администрации Первомайского района Республики Крым в размере 50 000 (пятьдесят тысяч рублей), по исполнительному производству от 09.03.2022 года № <данные изъяты>, и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2022 года.
Определением Первомайского районного суда Республики Крым по делу № <данные изъяты> Администрация Первомайского района Республики Крым освобождена от уплаты исполнительского сбора.
19.04.2023 года по факту неисполнения требований неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, судебным приставом - исполнителем ОСП по Первомайскому району составлен протокол об административном правонарушении № <данные изъяты> по ч. 1 ст. 17.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
15.05.2023 года Администрация Первомайского района Республики Крым привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
Администрацией Первомайского района Республики Крым направлялись письма в министерства и ведомства Республики Крым по вопросу дополнительного финансирования для реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Основания для привлечения Администрации Первомайского района Республики Крым к административной ответственности по статье 17.15 КоАП РФ отсутствуют, т.к. ими приняты все меры по возможной реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Сведения об общем объеме субвенций, предоставленных в бюджет муниципального образования из бюджета Республики Крым, Федерального бюджета Российской Федерации для реализации полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, за период 2018 - 2022 предоставлены. В 2018-2022 г.г., во исполнение судебных решений Администрацией Первомайского района Республики Крым было предоставлено 22 жилых помещений. Податель жалобы, на основании изложенного полагает, что данные обстоятельства являются уважительными причинами неисполнения должником требований исполнительного документа в установленный срок.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Оценка виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, предполагает выяснение в соответствии с ч. 2 ст. 2.1, со ст. 26.1 КоАП РФ наличия объективных препятствий в неисполнении требований исполнительного документа с учетом того, были ли привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры, направленные на своевременное исполнение решения суда, в том числе, связанные с получением необходимого финансирования. Учитывая вышеизложенное следует сделать вывод о том, что юридическое лицо лишь тогда подлежит привлечению к административной ответственности за неисполнение требований судебного пристава- исполнителя когда исполнение исполнительного документа возможно и не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В связи с чем, основания для привлечения Администрации Первомайского района к административной ответственности по ст. 17.15 КоАП РФ отсутствуют, так как Администрацией Первомайского района Республики Крым приняты все меры по возможной реализации полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Захара О.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы жалобы и просил суд жалобу удовлетворить, Отменить постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коршук Е.А. от 15.05.2023 года в отношении Администрации Первомайского района Республики Крым по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отсутствие состава административного правонарушения.
Начальник отделения - старший судебный пристав ОСП по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коршук Е.А. в судебном заседании считает постановление законным, поскольку решение суда не исполнено в сроки, установленные в постановлении о возбуждении исполнительного производства, просила в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить в без изменения.
Изучив доводы жалобы и приложенные к ней документы, заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные представителем в судебном заседании доказательства в подтверждение доводов жалобы и материалы, послужившие основанием для вынесения оспариваемого подателем жалобы постановления, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их совокупности, прихожу к следующим выводам.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
На основании требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ выражается в неисполнении должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Субъективная сторона правонарушения по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ характеризуется умыслом или неосторожностью.
Федеральный закон от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Закона №229-ФЗ) определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов.
В соответствии с ч.1 ст. 105 Закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Ч.2 ст.105 Закона № 229 –ФЗ определено, что при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
При изучении материалов дела установлено, что 09.03.2022 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Первомайскому району Фоминой Н.К. возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты> по принудительному исполнению исполнительного листа <данные изъяты> № <данные изъяты> от 24.02.2022 года по делу № <данные изъяты> от 09.02.2022 выданного Первомайским районным судом Республики Крым об обязании Администрации Первомайского района Республики Крым предоставить ФИО8., ДД.ММ.ГГГГ рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления не менее 25 кв.м, общей площади жилого помещения.
25.07.2022 года по причине неисполнения требований указанного исполнительного документа в установленный для добровольного исполнения срок судебным приставом-исполнителем ОСП по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Фоминой Н.К. в отношении Администрации Первомайского района Республики Крым вынесено постановление № <данные изъяты> о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч рублей), по исполнительному производству от 09.03.2022 года № <данные изъяты>, и установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 31.12.2022 года.
Неисполнение должником в установленный срок, а именно до 31.12.2022 года, требований исполнительного документа послужило основанием для вынесения 15.05.2023 года начальником отделения – старшим судебным приставом отделения судебных приставов по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коршук Е.А. постановления о привлечении Администрации Первомайского района Республики Крым к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с частями 4, 5 ст.19 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон №131-ФЗ) органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с ч. 2 ст. 63 Закона №131-ФЗ финансовое обеспечение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации путем предоставления субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Субвенции местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации распределяются в соответствии с едиными для каждого вида субвенции методиками, утверждаемыми законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Кодекса, между всеми муниципальными образованиями субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления которых осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг, другим показателям и с учетом нормативов формирования бюджетных ассигнований на исполнение соответствующих обязательств и объективных условий, влияющих на стоимость государственных (муниципальных) услуг в муниципальных образованиях.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
Согласно ст. 9 Закона Республики Крым от 18.12.2014 года № 46-ЗРК/2014 «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лицам из их числа в Республике Крым» (далее Закон № 46-ЗРК/2014) органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов, городских поселений наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе по приобретению и предоставлению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Закона № 46-ЗРК/2014 финансирование расходов, связанных с осуществлением органами местного самоуправления переданных полномочий, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам соответствующих муниципальных образований из бюджета Республики Крым.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 27.07.2016 года № 359 утвержден Порядок расходования субвенции из бюджета Республики Крым бюджетам муниципальных образований Республики Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (далее Порядок).
В силу пунктов 2, 3, 4, 11 Порядка, главным распорядителем бюджетных средств является Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым.
Получателями субвенции и исполнителями мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений являются органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.
Предоставление бюджетных средств бюджетам муниципальных образований в Республике Крым осуществляется главным распорядителем бюджетных средств в пределах субвенции, предусмотренной на указанные цели, и утвержденных лимитов бюджетных обязательств на основании, в порядке и сроки, предусмотренные соглашениями, заключенными между Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым и органом местного самоуправления муниципального образования в Республике Крым на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также на основании заявки на перечисление субвенции из бюджета Республики Крым бюджету муниципального образования.
Финансирование расходов на проведение мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется за счет средств субвенций бюджетам соответствующих муниципальных образований, предусмотренных в бюджете Республики Крым на текущий финансовый год.
Как указано выше, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
Согласно 21.6 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного, объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
В силу ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. При наличии у суда процессуальной возможности для устранения сомнений по вопросам, перечисленным в ст. 26.1 названного Кодекса, суд обязан выполнить требования ст. 24.1 КоАП РФ о всесторонности и полноте проверки доказательств.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Администрацией Первомайского района Республики Крым предоставлены документы, свидетельствующие о том, что Администрацией по причине отсутствия жилых помещений, пригодных для предоставления ФИО9 по договору найма специализированного жилого помещения в сроки, установленные судебным актом, а также судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, а также в связи с наличием ограниченных возможностей реализации этим органом местного самоуправления отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями оговоренной выше категории граждан в адрес Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым, являющегося главным распорядителем средств субвенции, направлялись письма о выделении соответствующих средств субвенции для приобретения жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лицам из их числа, а также о распределении уже переданных средств субвенции, в том числе, выделенных на 2021, 2022 и 2023 бюджетный год.
В то же время согласно предоставленной администрацией информации бюджет Первомайского района является дотационным, уровень дотационности в 2021 году – 80%, в 2022 году – 81%, на 2023 год – 71%.
Также за счет выделенных субвенций на указанные цели в 2021 году было приобретено 6 квартир, в 2022 году -5 квартиры, все денежные средства были освоены.
Субвенций на предоставление жилых помещений всем без исключения лицам, включенным в список, ни бюджетом Республики Крым, ни соглашениями между администрацией Первомайского района РК и Министерством образования, науки и молодёжи Республики Крым не предусматривается.
Материалы дела не содержат доказательств того, что Администрация Первомайского района Республики Крым, будучи исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в соответствии с Законом № 46-ЗРК/2014, а также Законом № 131-ФЗ умышленно не исполняла либо исполняла не в полном объеме возложенные на неё обязанности, что сделало невозможным своевременное исполнение решения Первомайского районного суда Республики Крым делу № <данные изъяты> по обеспечению ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ рождения, специализированным благоустроенным жильем, помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, вследствие чего постановление начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коршук Е.А. от 15.05.2023 года подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании ч. 4 ст. 24.5, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.7 КоАП Российской Федерации, -
РЕШИЛ :
жалобу Администрации Первомайского района Республики Крым на постановление от 15.05.2023 года начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю – удовлетворить частично.
Постановление начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по Первомайскому району ГУФССП России по Республике Крым и г. Севастополю Коршук Е.А. от 15.05.2023 года, которым Администрация Первомайского района Республики Крым признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении №<данные изъяты> – прекратить по основаниям ч.4 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в порядке ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ.
Судья