Дело № 2-5540/2022 (59RS0007-01-2022-005204-03)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 октября 2022 года г.Пермь
Свердловский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Коневских О.В.
при секретаре Тетериной М.С.,
с участием истца Трефилова А.Г.,
представителя истца Кузнецовой И.А.,
представителя ответчика Пинаевой О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Трефилова Александра Геннадьевича к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю об установлении факта нахождения на иждивении, назначении пенсии по случаю потери кормильца,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд, указав, что является родным сыном ФИО5, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Размер ее пенсии составлял <данные изъяты>. ежемесячно, он также является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ., размер которой составляет <данные изъяты>., иных доходов не имеет. ДД.ММ.ГГГГ. он обратился в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о назначении пенсии по потере кормильца. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № в назначении пенсии отказано. С данным отказом он не согласен, указывает, что проживал постоянно с мамой одной семьей, проходил платное лечение, покупал продукты, лекарства, оплачивал коммунальные услуги из ее пенсии. Фактически находился на ее иждивении, установление данного факта необходимо для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
С учетом изложенного истец просит признать решение ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от 16.06.2022г. № незаконным; установить факт нахождения на иждивении ФИО5, умершей 24.05.2022г.; назначить пенсию по случаю потери кормильца с 06.06.2022г.
Истец ФИО1 и его представитель ФИО6 в судебном заседании заявленные требования поддержали.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по доводам письменного отзыва.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, пришел к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Согласно ч. 2 ст. 10 ФЗ "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются, в том числе:
дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей (пункт 1);
один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на страховую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с пунктом 1 настоящей части, и не работают.
Согласно ч. 3 настоящей статьи, члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4).
В силу ч. 6 ст. 10 ФЗ «О страховых пенсиях» нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 обратился в ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца ФИО5 в соответствии со ст.10 ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. № отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца по ст.10 ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку ФИО1 не относится к кругу лиц, перечисленных в указанной статье.
По представленным документам ФИО5, умершая ДД.ММ.ГГГГ., является матерью истца ФИО1
При жизни мать ФИО1 – ФИО5 являлась получателем страховой пенсии по старости, размер которой на ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> руб., ежемесячной денежной выплаты по категории «Инвалид 2 группы» в размере <данные изъяты>., дополнительного ежемесячного материального обеспечения п категории «Вдова умершего инвалида ВОВ» в размере <данные изъяты>
ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ., размер которой на ДД.ММ.ГГГГ. составляет <данные изъяты> руб., что следует из справки ГУ Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.77-78).
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Пункт 2 статьи 264 ГПК РФ предусматривает возможность установления факта нахождения на иждивении.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховую пенсию по случаю потери кормильца, круг лиц, имеющих право на эту пенсию, и условия ее назначения определены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1 статьи 10 названного закона право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).
Перечень лиц, которые признаются нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, приведен в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. В их числе - дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию (часть 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Иждивение детей умерших родителей предполагается и не требует доказательств, за исключением указанных детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет (часть 4 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, имеют право перейти на страховую пенсию по случаю потери кормильца (часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, круг которых определен в части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, если они состояли на иждивении умершего кормильца, то есть находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. При этом не исключается наличие у нетрудоспособного члена семьи умершего кормильца какого-либо собственного дохода. Факт нахождения на иждивении либо получения существенной помощи от умершего кормильца членом его семьи может быть установлен, в том числе, и в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.
Такое толкование понятия "иждивение" согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.
К числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, относятся дети умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет. При этом иждивение детей умершего кормильца, не достигших возраста 18 лет (за исключением детей, объявленных в установленном законом порядке полностью дееспособными до достижения ими возраста 18 лет), предполагается и не требует доказательств.
В то же время факт нахождения на иждивении после достижения ребенком возраста 18 лет в случае его обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет подлежит доказыванию в предусмотренном законом порядке.
Устанавливая в пенсионном законодательстве требование доказывания лицами старше 18 лет факта нахождения на иждивении родителей, законодатель основывается на презумпции трудоспособности лица, достигшего совершеннолетия.
Содержание понятия иждивенства закреплено в части 3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, согласно которой члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Для вывода о нахождении на иждивении необходимо установление одновременно наличия следующих условий: нетрудоспособности лица, постоянности источника средств к существованию и установления факта того, что такой источник является основным для существования лица. Отсутствие одного из указанных условий исключает возможность признания лица иждивенцем.
Под полным содержанием умершим кормильцем членов семьи понимаются действия умершего кормильца, направленные на обеспечение членов семьи всеми необходимыми жизненными благами (питание, жилье, одежда, обувь и другие предметы жизненной необходимости). Постоянный характер помощи означает, что она не была случайной, единовременной, а оказывалась систематически, в течение некоторого периода и что умерший взял на себя заботу о содержании данного члена семьи.
Понятие основной источник средств к существованию предполагает, что помощь кормильца должна составлять основную часть средств, на которые жили члены семьи. Она должна по своим размерам быть такой, чтобы без нее члены семьи, получившие ее, не смогли бы обеспечить себя необходимыми средствами жизни.
Требование доказывания факта нахождения на иждивении умерших родителей распространяется на всех детей старше 18 лет, в том числе лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из обоснования иска, ФИО1 и его мама ФИО5 на протяжении длительного периода времени проживали одной семьей, и он, являясь нетрудоспособным членом ее семьи, находился на ее полном содержании и получал от нее помощь, которая была для истца постоянным и основным источником средств к существованию, в связи с чем истец полагает, что имеет право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 26 января 2017 г. N 42-О, в Федеральном законе "О страховых пенсиях" законодатель установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии. Такое правовое регулирование направлено на предоставление в случае смерти кормильца указанным нетрудоспособным членам семьи средств к существованию в виде пенсии и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, не относящихся к данным категориям.
Разрешение вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, на чем, как следует из материалов дела, настаивает ФИО1, является прерогативой законодателя.
Таким образом, законодателем установлен круг лиц, подлежащих обязательному пенсионному страхованию в связи с потерей кормильца, перечень которых является исчерпывающим, не подлежащим расширенному толкованию.
Вместе с тем, как установлено судом, истец не относится к числу лиц, имеющих в силу статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на назначение страховой пенсии по случаю потери кормильца.
Он не относится к числу нетрудоспособных лиц, перечень которых установлен законом. Инвалидности не имеет, инвалидом детства не является.
Доводы ФИО1 о том, что он имеет право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, поскольку является сыном умершей матери ФИО5 и нетрудоспособным в силу возраста и имеющихся у него заболеваний, являлся членом семьи умершей матери, помощь которой была для истца постоянным и основным источником средств к существованию, судом во внимание не принимаются, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Пенсионным законодательством установлен исчерпывающий круг нетрудоспособных лиц, имеющих право на пенсию по случаю потери кормильца, к которым истец не относится.
Вышеуказанные нормы права связывают право детей на назначение и получение пенсии по случаю потери кормильца после смерти их родителей либо с несовершеннолетним возрастом (до 18 лет), либо с продолжением обучения по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (до окончания ими такого обучения, но не дольше, чем до достижения ими возраста 23 лет), либо с установлением инвалидности до достижения возраста 18 лет; судом не установлено ни одного из трех указанных оснований для отнесения истца к числу нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, имеющих право на назначение пенсии по случаю потери кормильца, в связи с чем установление факта нахождения ФИО1 на иждивении ФИО5, само по себе при отсутствии иных условий для назначения пенсии по случаю потери кормильца, не будет иметь юридического значения.
Таким образом, суд считает, что в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному Учреждению - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Пермскому краю об установлении факта нахождения на иждивении, признании незаконным и отмене решения в части отказа в назначении пенсии по случаю потери кормильца, возложении обязанности назначить пенсию по случаю потери кормильца следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г.Перми в течение 1 месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья - О.В.Коневских
Мотивированное решение изготовлено 24.10,2022