Дело № 12-101/2023
УИД № 19 RS0003-01-2023-001184-02
РЕШЕНИЕ
13 ноября 2023 года город Саяногорск
Саяногорский городской суд Республики Хакасия в составе судьи Казаковой Т.А., при секретаре Клейменовой К.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Мартюшовой Л. В., родившейся <>, на постановление о назначении административного наказания № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 от 31.05.2023,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением о назначении административного наказания № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 от 31.05.2023 главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» (далее - ГБУЗ РХ «СМБ») Мартюшова Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
В жалобе, поданной в Саяногорский городской суд Республики Хакасия, Мартюшова Л.В. просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью деяния, освободить ее от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мартюшова Л.В. не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела, о причинах неявки суду не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила, на основании статьи 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в ее отсутствие.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мартюшовой Л.В. по доверенности ФИО3 в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней основаниям, дополнил, что платежным поручением № от ДАТА ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» исполнила решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от 15.08.2023, возместило ущерб, причиненный в результате нецелевого использования средств ОМС, в размере 400 000 руб. Просил жалобу удовлетворить.
Должностное лицо заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Помощник прокурора г. Саяногорска ФИО5 в судебном заседании с жалобой не согласилась, просила оставить постановление без изменений, жалобу Мартюшовой Л.В. – без удовлетворения.
Выслушав объяснения защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Мартюшовой Л.В. по доверенности ФИО3, помощника прокурора г. Саяногорска ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 15.14 КоАП РФ административным правонарушением является нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Установленный статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств, в том числе обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно части 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Постановлением № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 от 31.05.2023 Мартюшова Л.В. привлечена к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ за нарушение требований статей 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации в связи с направлением денежных средств, полученных в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, для выплаты компенсации морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг, повлекших смерть ребенка, взыскателю по исполнительному документу в размере 400 000 руб.
Вина Мартюшовой Л.В. в совершении административного правонарушения подтверждается заявкой на кассовый расход от ДАТА, подписанной Мартюшовой Л.В., на сумму 400 000 рублей, в которой указано назначение платежа - исполнение судебных актов РФ (уплата компенсации морального вреда) согласно исполнительному листу № от ДАТА (л.д. 107); платежным поручением № от ДАТА о перечислении взыскателю по исполнительному документу в качестве компенсации морального вреда суммы в размере 400 000 рублей (л.д.106); пояснениями зам. главного врача ГБУЗ РХ «СМБ» по экономическим вопросам от ДАТА о том, что уплата компенсации произведена за счет средств ОМС, поскольку возмещение морального и физического вреда относится к ст. 290 «Прочие расходы» КОСГУ и включаются в состав тарифа на оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС (л.д. 108); постановлением прокурора г. Саяногорска от 06.04.2023 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Мартюшовой Л.В. по ст. 15.14 КоАП РФ в связи с установлением допущенных ею нарушений требований Бюджетного кодекса РФ в ходе проведения проверки с ДАТА по ДАТА на основании поступившего от помощника прокурора г. Саяногорска рапорта в соответствии с решением прокурора г. Саяногорска от ДАТА о проведении проверки (л.д. 96-99); объяснениями Мартюшовой Л.В., данными ею при вынесении постановления о возбуждении в отношении нее дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.14 КоАП РФ, из которых следует, что при направлении денежных средств ОМС для компенсации морального вреда руководствовалась письмом ФФОМС №-н от ДАТА, которым разрешалось оплачивать компенсацию из средств ОМС (л.д. 99).
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что главный врач ГБУЗ РХ «СМБ» Мартюшова Л.В. в нарушение требований статей 38, 147, 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации направила денежные средства, полученные в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, для выплаты компенсации морального вреда, причиненного некачественным оказанием медицинских услуг, повлекших смерть ребенка, взыскателю по исполнительному документу в размере 400 000 руб., что является нецелевым использованием бюджетных средств в указанной сумме, то есть совершила административное правонарушение, предусмотренное статьей 15.14 КоАП РФ.
В связи с выявленными нарушениями ДАТА прокурором г. Саяногорска в отношении главного врача ГБУЗ РХ «СМБ» Мартюшовой Л.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ (л.д. 97-99), и постановлением о назначении административного наказания № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 от ДАТА главному врачу ГБУЗ РХ «СМБ» Мартюшовой Л.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 руб. (л.д. 3-9).
При рассмотрении дела должностным лицом все фактически значимые обстоятельства были установлены полно и всесторонне, они полностью подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Оценив все фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, должностное лицо пришло к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, и доказанности вины главного врача ГБУЗ РХ «СМБ» Мартюшовой Л.В. в совершении данного правонарушения.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия Мартюшовой Л.В. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и бюджетного законодательства.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5, при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (статьями 4.1 - 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное статьей 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Оснований для признания правонарушения, вмененного Мартюшовой Л.В., малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым, не имеется с учетом характера правонарушения, конкретных обстоятельств дела.
Доводы Мартюшовой Л.В. в жалобе, о том, что ее действия по оплате морального вреда из средств ОМС совершены исключительно в интересах Учреждения, не привели к ухудшению финансового положения Учреждения, а также доводы защитника ФИО6 в судебном заседании о том, что платежным поручением № от ДАТА ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница» исполнила решение Саяногорского городского суда Республики Хакасия от ДАТА, возместило ущерб, причиненный в результате нецелевого использования средств ОМС, в размере 400 000 руб., суд считает несущественными, не являющимися основаниями для признания совершенного Мартюшовой Л.В. административного правонарушения малозначительным, поскольку ее действия существенно нарушают охраняемые общественные отношения, устранение последствий правонарушения исполнением принятого судом решения, равно как и добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения.
Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания, что и было учтено должностным лицом при вынесении постановления от 31.05.2023, с указанием в качестве смягчающего административную ответственность обстоятельства - привлечение Мартюшовой Л.В. к административной ответственности по статьей 15.14 КоАП РФ впервые.
При этом указание в постановлении на наличие в действиях ФИО7 смягчающего административную ответственность обстоятельства суд считает опиской, поскольку должностным лицом рассмотрено 31.05.2023 дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, в отношении Мартюшовой Л.В.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения Мартюшовой Л.В. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено Мартюшовой Л.В. в виде административного штрафа 20000 руб.- в размере установленной статьей 15.14 КоАП РФ минимальной санкции.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
При таких обстоятельствах, суд считает жалобу Мартюшовой Л.В. на постановление о назначении административного наказания № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 КоАП РФ, от 31.05.2023 необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьями 30.2 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление о назначении административного наказания № заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Хакасия ФИО4 от 31.05.2023 в отношении должностного лица Мартюшовой Л. В. оставить без изменений, жалобу должностного лица Мартюшовой Л. В. – без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба или принесено представление в Верховный суд Республики Хакасия через Саяногорский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии настоящего решения.
Судья Т.А. Казакова