Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1025/2023 ~ М-739/2023 от 12.04.2023

УИД 61RS0020-01-2023-000909-40

Дело №2-1025/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

08 июня 2023 года.                             г. Новошахтинск

Новошахтинский районный суд Ростовской области

в составе:

председательствующего судьи Ленивко Е.А.

при секретаре Неизмайловой А.Ю.,

с участием истца Старостиной Ю.В.,

представителя ответчика Гончаровой Л.А., действующей на основании доверенности от 28.04.2023 ...,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старостиной Ю.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Новошахтинска о признании решения органа социальной защиты населения незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

    Истец обратилась в суд с иском к ответчику, в котором просит признать решение Управления социальной защиты населения Администрации города Новошахтинска об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в отношении Старостиной Ю.В. от 31.03.2023 незаконным. Обязать Управление социальной защиты населения Администрации города Новошахтинска назначить государственную социальную помощь на основании социального контракта Старостиной Ю.В. со дня подачи ею заявления и документов, т.е. с 15 марта 2023 года.

    В обоснование своих требований истец указала, что 15 марта 2023 г. она, истец, обратилась к ответчику УСЗН Администрации г. Новошахтинска с заявлением об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта для дальнейшего открытия бизнеса, в котором указала, что главной целью получения такой меры поддержки является открытие бизнеса, оформление ИП по итогам заключения социального контракта и привлечение безработных специалистов для осуществления трудовой деятельности, что поможет выйти из кризисной ситуации и поднять уровень доходов. Так же она указала, что её семья состоит из двух членов семьи, а именно: сама истец и её несовершеннолетний ребёнок, которые являются малообеспеченными гражданами, имеющими среднедушевой доход меньше прожиточного минимума. К заявлению она приложила пакет документов: копию своего паспорта, копию свидетельства о рождении ребенка, копию паспорта транспортного средства, имеющегося во владении у заявителя, копию решения о назначении мер социальной поддержки в виде единого пособия, справку о доходах от самозанятости за 2022-2023 года, справку с места работы, выписку по банковскому счёту о получении алиментов, реквизиты банковского счета, бизнес-план по покраске и ремонту автомобилей, копию свидетельства о расторжении брака, копию ИНН и дополнения на 1 листе к пункту 10 заявления. В день обращения её к ответчику, сотрудник последнего пояснил, чтобы она оставила бизнес-план и ожидала звонка, а само заявление принимать якобы не будут, с чем она была не согласна и потребовала принять от нее заявление с полным пакетом документов, а так же поставить отметку о принятии на втором экземпляре, на что сотрудник ответчика выразил свои недовольства и поставил перед фактом, что ей, истцу, в любом случае будет отказано в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. Она пояснила, что в случае незаконного и необоснованного отказа будет вынуждена обратиться в суд с иском о защите своих прав. После этого сотрудник УСЗН приняла от неё заявление, что подтверждается отметкой на втором экземпляре. Через два дня ответчик позвонил ей и потребовал предоставить дополнительные документы (их копии), такие как: копию свидетельства по месту пребывания на несовершеннолетнего ребенка, копию СНИЛС на заявителя и ребенка, копию договора на обучение по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, копию справки об обучении заявителя из института, копию паспорта отца заявителя и его СНИЛС, а так же копию трудовой книжки и справку о размере пенсии её отца, копию диплома об образовании заявителя, копию свидетельства о смене фамилии (имени), форму программы социальной адаптации (программа) и социальный контракт. Данные документы и копии были предоставлены ею ответчику 20.03.2023, после этого 24.03.2023 на адрес её места жительства выехал ответчик, но поскольку данный визит не согласовывался заранее и ответчик не уведомлял её о посещении ее места жительства, её, истца не оказалось дома, так как это был будний день (пятница) около 10: 30 час. Она о данном визите узнала, поскольку ответчик позвонил ей по телефону и сказал, что находится по её адресу проживания и требует предоставить доступ в жилое помещение для составления акта условий проживания. Она пояснила, что находится за пределами города и в следующий раз просила предупреждать заранее о таких визитах. 05.04.2023 она обнаружила в почтовом ящике письмо (простое) от ответчика, в котором находилось Уведомление, из которого следовало, что ей отказано в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта в связи с тем, что среднедушевой доход выше прожиточного минимума. С данным решением она не согласна и вынуждена была обратится в суд, предварительно обратившись за юридической помощью для составления искового заявления. Из Постановления Правительства Ростовской области от 04.07.2023 №429 следует, что социальный контракт заключается между гражданином (членом малоимущей семьи), имеющим по независящим от него причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, и попавшего в трудную жизненную ситуацию. Предоставить необходимо документы о заработке гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления. Она предоставила ответчику изначально такие документы за период с 01.11.2022 по 31.01.2023 включительно, но ответчик счел неверным данный период и просил донести документы о доходах за период с 01.12.2022 по 28.02.2023, которые она и предоставила. Прожиточный минимум в Ростовской области на данный момент составляет: на душу населения - 13513 руб., для трудоспособного населения - 14729 руб., для пенсионеров - 11621 руб., на детей - 13759 руб. Таким образом, для назначения государственной социальной помощи на основании социального контракта, назначаемой в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2023 №429, необходимо иметь доход менее прожиточного минимума на душу населения, а именно, менее 13513 руб. на одного гражданина, а за расчетный период в три месяца - менее 40539 руб. на одного гражданина. Поскольку у неё семья состоит из двух членов семьи, то их доход за три месяца предшествующие месяцу подачи заявления, должен быть менее 81078 руб. Она предоставила сведения о доходах своей семьи, из которых следует, что среднедушевой доход её семьи не превышает прожиточный минимум по Ростовской области - 81078 руб. (3 месяца). Она полагает, что ответчиком необоснованно указано на то, что она безвозмездно получила доход для оплаты за обучение. Оплату её обучения произвела её мать путем перечисления денежных средств на счет образовательной организации. Её мать совместно с ней не проживает и не имеет общего семейного дохода, соответственно эта сумма не является её, истца полученным доходом. Просит исковые требования удовлетворить.

    Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ей непонятны критерии, по которым ответчик определял её среднедушевой доход. Осмотр её условий производился ответчиком через забор. Если бы у неё были денежные средства, она бы с заявление к ответчику не обращалась. Налоговые вычеты получить она не может. Оплата обучения налогом не облагается. За февраль 2023 года она никаких пособий не получала. Полагает, что даже с учетом пенсии отца, хотя они общий бюджет не ведут, её доход будет ниже прожиточного минимума.

    Представитель ответчика Гончарова Л.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, просила в удовлетворении иска отказать. Дополнительно пояснила, что истец не предоставила квитанции, когда производилась оплата, соответственно расчет по обучению велся за год, как указано по договору. Если оплата за обучение производилась мамой истца, то это безвозмездная помощь. Если учесть предоставленные квитанции, то доход истца будет больше. Ответчиком был сделан межведомственный запрос, пришло уведомление, что гражданин, отец истца, проживает по данному адресу совместно с истцом, поэтому ей было предложено представить документы в отношении отца. Расчет дохода, а также обследование условий производились в соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 04.07.2013г. № 429 «Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта» и Федеральным законом от 05.04.2003 № 44-ФЗ «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», а также с учетом Постановления Правительства РО от 19.12.2022 № 1113 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области на 2023 год».

    Выслушав пояснения сторон, обозрев материалы социального контракта, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

    Согласно ст. 1 Областного закона от 22.10.2004 №174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" под социальным пособием на основании социального контракта понимается денежная сумма, безвозмездно предоставляемая гражданину из малоимущей семьи из расчета на каждого члена малоимущей семьи или малоимущему одиноко проживающему гражданину на условиях, предусмотренных социальным контрактом;

социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения (далее - орган социальной защиты населения), по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину адресную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

В соответствии со ст. 8.2 Областного закона от 22.10.2004 №174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области" социальный контракт заключается с гражданами, указанными в части 2 настоящей статьи, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

Право на получение социального пособия на основании социального контракта имеют малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области, имеющие по не зависящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения.

Форма заявления гражданина на заключение социального контракта и предоставление социального пособия и перечень необходимых для заключения контракта документов, порядок разработки программы социальной адаптации, примерный перечень мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации и включаемых в программу социальной адаптации, порядок заключения и примерная форма социального контракта, порядок оформления, назначения, выплаты социального пособия на основании социального контракта и его размер, порядок проведения мониторинга оказания адресной социальной помощи на основании социального контракта определяются нормативным правовым актом Правительства Ростовской области.

    Согласно п.2,3,10,11,13 Положения о порядке разработки программы социальной адаптации и заключения социального контракта за счет средств областного бюджета, являющегося Приложением N 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 04.07.2013 N 429 "Об оказании адресной социальной помощи на основании социального контракта" социальный контракт заключается между гражданами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, и органом социальной защиты населения муниципального района или городского округа (далее - орган социальной защиты населения) в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации (п.2).

Социальный контракт заключается не чаще одного раза в три года с членом малоимущей семьи, в том числе неполной малоимущей семьи, или малоимущим одиноко проживающим гражданином Российской Федерации, проживающими на территории Ростовской области, имеющими по не зависящим от них причинам среднедушевой доход, размер которого ниже величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения (далее - гражданин), и попавшими в трудную жизненную ситуацию (п.3).

Для заключения социального контракта граждане представляют следующие документы:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, в том числе членов семьи, включая несовершеннолетнего ребенка (детей) старше 14 лет;

свидетельства о рождении детей в возрасте до 14 лет и их нотариально удостоверенный перевод на русский язык в случае, если они выданы компетентным органом иностранного государства и сведения о государственной регистрации рождения ребенка отсутствуют в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния (далее - ЕГР ЗАГС);

документы о заработке гражданина и членов его семьи за три месяца, предшествующие месяцу подачи заявления, указанного в пункте 8 настоящего Положения.

С представленных документов, при необходимости, изготавливаются копии. Гражданин, претендующий на получение адресной социальной помощи, вправе представить копии необходимых документов, заверенные в установленном порядке (п.10).

Для заключения социального контракта органом социальной защиты населения в рамках межведомственного информационного взаимодействия запрашиваются на бумажном носителе или в электронном виде следующие документы и сведения, если они находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг:

о регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации, проживающих совместно с получателем, у органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

о доходах, помимо заработка, гражданина и членов его семьи за три календарных месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, указанного в пункте 8 настоящего Положения, а также о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с федеральным законодательством;

о статусе безработного из органа занятости населения для граждан, имеющих официальный статус безработного;

выписка из похозяйственной книги о наличии (отсутствии) личного подсобного хозяйства;

сведения из Пенсионного фонда Российской Федерации об инвалидности, содержащиеся в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр инвалидов", в случае, если в семье имеются инвалиды;

сведения о государственной регистрации рождения ребенка (детей) в возрасте до 14 лет, содержащиеся в ЕГР ЗАГС (п.11).

Орган социальной защиты населения в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления, документов и сведений, указанных в пунктах 9, 10, 11 настоящего Положения:

Проверяет документы и сведения, указанные в пунктах 10, 11 настоящего Положения.

В случае если члены семьи имеют регистрацию по разным местам жительства (пребывания), но фактически проживают вместе, составляет акт обследования проживания (пребывания) семьи, подтверждающий факт их совместного проживания.

Основаниями для отказа в заключении социального контракта являются:

отсутствие права на заключение социального контракта в соответствии с Областным законом от 22.10.2004 N 174-ЗС "Об адресной социальной помощи в Ростовской области";

Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512.

Согласно данному Перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи или одиноко проживающим гражданином в денежной и натуральной форме.

В доходе семьи или одиноко проживающего гражданина не учитываются:

государственная социальная помощь, оказываемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной социальной помощи в виде денежных выплат и натуральной помощи;

единовременные страховые выплаты, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью человека, его личному имуществу и имуществу, находящемуся в общей собственности членов его семьи, а также ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.

В статье 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 года N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" указано, что в состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.

В судебном заседании установлено, что 13.03.2023 Старостина Ю.В., истец, обратилась в УСЗН Администрации города Новошахтинска (ответчику) с бизнес-планом для заключения социального контракта на осуществление предпринимательской деятельности - «Открытие автомастерской». УСЗН принял бизнес-план для ознакомления и для корректировки в дальнейшем, а также по требованию истца принял от неё полный пакет документов, выдал бланки для заполнения и перечень необходимых документов.

15 марта 2023 г. Старостина Ю.В. предоставила в УСЗН заявление и пакет документов для заключения социального контракта, которые были приняты, заявление зарегистрировано, 2-й экземпляр с отметкой о принятии был отдан истцу на руки, а также разъяснено, что о принятом решении комиссии будет уведомлена.

При обработке предоставленного истцом пакета документов, была установлена необходимость предоставления дополнительного перечня документов, о чем Старостина Ю.В. была уведомлена по телефону. Документы ею были представлены, а также был представлен измененный бизнес-план, в связи с тем, что истец не могла определиться в принятом ею решении в осуществлении предпринимательской деятельности.

В соответствии с п.2 Методических рекомендаций по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утвержденных Приказом Минтруда России от 03.08.2021 N 536, орган социальной защиты населения рассматривает заявление граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта в порядке очередности исходя из даты регистрации заявления, в течение 10 календарных дней со дня поступления заявления в орган социальной защиты населения. Заявления граждан, проживающих в семьях с детьми, рассматриваются в приоритетном порядке.

В случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) орган социальной защиты населения должен в срок, установленный первым абзацем настоящего пункта, уведомить гражданина о проведении такой проверки. Указанное решение должно быть принято не позднее чем через 30 календарных дней после подачи заявления с учетом проведенной проверки (комиссионного обследования) материально-бытового положения.

С целью оценки ситуации для возможности проведения истцом предпринимательской деятельности, обследования помещения, где будет осуществляться предпринимательская деятельность, изложенная в бизнес-плане заявителя, комиссия УСЗН 23.03.2023 выехала по указанному истцом адресу. Истец о выезде комиссии извещена не была. Из акта обследования материально бытовых условий от 23.03.2023 следует, что провести проверку сведений, указанных заявителем в заявлении об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта при посещении места проживания в полном объеме не удалось в связи с отсутствием заявителя. Во дворе был мужчина, который зашел в дом и больше не выходил. Согласно визуальному осмотру с улицы гараж, в котором заявитель имела намерение осуществлять предпринимательскую деятельность, не высокий и не больших размеров. Дом, гараж и прилегающая территория находятся в хорошем, ухоженном состоянии.

Поскольку заявление Старостиной Ю.В. подано в марте 2023 г., соответственно УСЗН обоснованно были затребованы у неё сведения за три месяца, предшествующих месяцу подачи заявления, т.е. с декабря 2022 г. по февраль 2023 г. включительно, в том числе и в отношении её отца С.В.В., являющегося собственником жилого дома, в котором она с сыном с его согласия совместно проживает. Доказательств того, С.В.В. не является членом её семьи и не ведет совместно с ними хозяйство истцом не представлено.

Среднедушевой доход семьи истца был правильно определен ответчиком в соответствии с п.19 Методических рекомендаций на основании информации, содержащейся в представленных истцом Старостиной Ю.В. документах и полученной по системе межведомственного электронного взаимодействия, и согласно расчету превысил прожиточный минимум, установленный Постановлением Правительства РО от 19.12.2022 № 1113 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в Ростовской области на 2023 год».

Доводы истца о том, что сумма оплаты за обучение, осуществленная матерью истца путем перечисления денежных средств на счет образовательной организации, не подлежит учету при определении среднедушевого дохода, не могут быть приняты во внимание, поскольку данные денежные средства в соответствии с вышеуказанным Перечнем видов доходов, подлежит учету в виде безвозмездно полученных, подаренных денежных средств, так как они сократили расходы истца на обучение, которые она должна была понести.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что Протоколом заседания комиссии по назначению адресной социальной помощи от 31.03.2023 ... ответчик обоснованно с учетом вышеприведенных правовых норм отказал истцу в назначении адресной социальной помощи на основании социального контракта по причине того, что среднедушевой доход семьи (14346,55 руб.), превышает среднюю величину прожиточного минимума, установленного по Ростовской области (13513 руб.).

С учетом вышеизложенного оснований для удовлетворения исковых требований о признании вышеуказанного решения ответчика незаконным и возложении на него обязанности заключить с истцом социальный контракт со дня подачи ею заявления и документов – с 15.03.2023, у суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    В удовлетворении иска Старостиной Ю.В. к Управлению социальной защиты населения Администрации г. Новошахтинска о признании решения органа социальной защиты населения незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Новошахтинский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

                    Судья

Решение изготовлено 16.06.2023.

2-1025/2023 ~ М-739/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Старостина Юлия Витальевна
Ответчики
Управление социальной защиты населения Администрации г. Новошахтинска
Суд
Новошахтинский районный суд Ростовской области
Судья
Ленивко Елена Анатольевна
Дело на сайте суда
novoshahtinsky--ros.sudrf.ru
12.04.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.04.2023Передача материалов судье
14.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2023Подготовка дела (собеседование)
11.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.06.2023Судебное заседание
08.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.08.2023Дело оформлено
14.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее