№ 2-3371/2023
УИД 44RS0001-01-2023-003061-60
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 октября 2023 года г.Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Серобабы И.А. при секретаре судебного заседания Секановой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Антроповского района в интересах несовершеннолетнего Яндиева Ислама Магомет-Башировича к Департаменту здравоохранения Костромской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, взыскании денежных средств, затраченных на их приобретение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Антроповского района Костромской области обратился в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском в интересах несовершеннолетнего Яндиева И.М.-Б. с требованиями к ответчику о возложении обязанности обеспечить материального истца лекарственными препаратами и взыскании денежных средств, затраченных на приобретение лекарственных препаратов.
В обоснование заявленных требований сторона указывает, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки по обращению Мальсаговой М.А., действующей в качестве законного представителя несовершеннолетнего Яндиева И.М.-Б., установлено, что последний является ребенком-инвалидом, состоит на учете в ОГБУЗ «Антроповская центральная районная больница» с диагнозом «...», в связи с чем нуждается в рекомендованных лечащим врачом препаратах «Гианеб», «Колистин», «Нексиум», «Сумамед», «Ципрофлоксацин», и лечебном питании «Нутриэн стандарт» с СЦТ или «Ликвиджен». Полагая, что обеспечение назначенных Яндиеву И.М.-Б. лекарственных средств и лечебного питания относится к компетенции ответчика, прокурор просил суд взыскать с Департамент здравоохранения Костромской области в пользу Яндиева Ислама Магомет-Башировича денежные средства в размере ... руб., затраченные на приобретение лекарственного препарата «Сумамед» и «Ципрофлоксацин», а также возложить на Департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать обеспечение Яндиева И.М.Б., <дата> года рождения, бесплатно лекарственными препаратами «Колистин» (препарат замене не подлежит), «Нексиум», «Сумамед» (препарат замене не подлежит), медицинским изделием «Гианеб», лечебным питанием «нутриен-стандарт» с СЦТ или «Ликвиджен» в соответствии с медицинским показаниями до минования надобности. Решение суда просит обратить к немедленному исполнению.
В ходе рассмотрения исковых требований прокурор неоднократно уточнял заявленные требования, в окончательной их редакции, принятой к производству суда, просил взыскать с Департамент здравоохранения Костромской области в пользу законного представителя Яндиева Ислама Магомет-Башировича, <дата> года рождения, - Мальсаговой Мадан Аслановны, денежные средства в сумме ... рублей, затраченные на приобретение лекарственного препарата «Сумамед» и «Ципрофлоксацин», возложить на Департамент здравоохранения Костромской области обязанность организовать обеспечение Яндиева И.М.Б., <дата> года рождения, бесплатно лекарственными препаратами «Колистин» (препарат замене не подлежит), «Сумамед» (препарат замене не подлежит), медицинским изделием «Гианеб», лечебным питанием «нутриен-стандарт» с СЦТ (среднецепочечные триглицериды) в соответствии с медицинским показаниями до минования надобности, а также обратить судебный акт в части обеспечения материального истца лекарственными средствами и лечебным питанием к немедленному исполнению.
Заместитель прокурора Антроповского района Лисицин А.С., ранее участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи заявленные требования в уточненной редакции поддержал.
Законный представитель материального истца Яндиев И.М.-Б. - Мальсагова М.А., ранее принимавшая участия в судебном заседании, требования прокурора поддержала.
Представитель ответчика Пекишев П.В. просил отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме. В отзыве на исковое заявление и дополнениях к нему представитель ответчика указал, что в соответствии с п. 19 Порядка, утвержденного совместным приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 установлено, что в случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Согласно данным единой региональной системы, все рецепты, выписанные Яндиеву И.М.-Б. в ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ», обслужены, что подтверждается предоставленными счетами на пациента Яндиева И.М.-Б. за 2022 год, истекший период 2023 года. Таким образом, полагает, что отсутствует предмет спора, поскольку Департаментом здравоохранения Костромской области организовано обеспечение Яндиева И.М.-Б. льготными лекарственными препаратами в соответствии с действующим законодательством.
Третьи лица явку представителей в судебное заседание не обеспечили, ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, оставив разрешение спора на усмотрение суда, ГУП «Костромская областная аптечная база» ходатайствовали о проведении судебного заседания в свое отсутствие, правовую позицию по существу дела не обозначили.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав представителя ответчика, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с положениями ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Данное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
Принимая во внимание заявленные прокурором фактические обстоятельства, представленное в материалы дела письменное обращение Мальсаговой М.А., адресованное прокурору Антроповского района, основанием которого являются доводы о защите нарушенного права на обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (л.д.27), суд признает за истцом право на предъявление настоящего искового заявления в порядке ст.45 ГПК РФ.
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7). Каждый имеет право на жизнь (ч. 1 ст. 20).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18).
В силу ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона № 323-ФЗ).
По правилам ст. 43 Федерального закона №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 323-ФЗ).
В силу п. 9 ст. 6.1 и пп. 1 п. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В состав набора социальных услуг включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона № 323-ФЗ).
В силу п. 21 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами.
Заболевание муковисцидоз (Е84.0 кистозный фиброз с легочными проявлениями) включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний, размещенный на официальной сайте Минздрава России в сети Интернет.
Согласно ст. 44 Федерального закона № 323-ФЗ, редкими (орфанными) заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения (ч. 1). Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (ч. 2). Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в ч. 2 настоящей статьи, утверждается Правительством РФ (ч. 3). Организация обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного) X (Стюарта-Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей лекарственными препаратами осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ. Обеспечение лекарственными препаратами указанных лиц осуществляется по перечню лекарственных препаратов, утверждаемому Правительством РФ и формируемому в установленном им порядке (ч. 7). В целях обеспечения лиц, указанных в ч. 7 настоящей статьи, лекарственными препаратами уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, осуществляет ведение Федерального регистра лиц, больных указанными заболеваниями (ч. 8). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют ведение регионального сегмента федерального регистра, указанного в ч. 8 настоящей статьи, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ч. 9).
В соответствии с Правилами организации обеспечения лекарственными препаратами лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, утвержденными постановлением Правительства РФ от 26.11.2018 № 1416, источником финансирования организации обеспечения больных лекарственными препаратами являются бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете Минздраву РФ и перечисляемые ФКУ «Федеральный центр планирования и организации лекарственного обеспечения граждан» для организации и проведения закупок лекарственных препаратов (п. 2). Право больного на обеспечение лекарственными препаратами возникает со дня включения сведений о нем в региональный сегмент Федерального регистра лиц, больных указанными заболеваниями (п. 3). Организация обеспечения Федеральным центром за счет средств федерального бюджета больных лекарственными препаратами осуществляется с учетом стандартов медицинской помощи, клинических рекомендаций (протоколов лечения) и средней курсовой дозы лекарственных препаратов (п. 4). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья не позднее 1 ноября текущего года представляют в Федеральный центр заявки на поставку лекарственных препаратов по форме, утвержденной Минздравом РФ, с приложением обоснований по их объему, а также перечень организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской и (или) фармацевтической деятельности в субъектах Российской Федерации, в целях поставки организациям-получателям лекарственных препаратов (п. 5).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р утверждены перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, согласно приложению N 1, перечень лекарственных препаратов, предназначенных для обеспечения лиц, больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта - Прауэра), лиц после трансплантации органов и (или) тканей, согласно приложению № 3.
Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890, лицам с заболеванием «муковисцидоз» предусмотрено бесплатное предоставление ферментов, инвалидам I группы, неработающим инвалидам II группы, детям – инвалидам в возрасте до 18 лет всех лекарственных средств и средств медицинской реабилитации.
Кроме того, распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.12.2022 №3731-р утвержден Перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2023 год.
Согласно указанному Перечню к специализированным продуктам лечебного питания относятся, в том числе, «Нутриэн стандарт».
Таким образом, указанным постановлением Правительства Российской Федерации закреплено право детей-инвалидов на обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами, специализированными продуктами лечебного питания бесплатно.
В силу требований ч. 1 ст. 81 Федерального закона №323-ФЗ, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Как следует из положений п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ, в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 №2497 установлено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно разделу VII Федеральной программы, территориальная программа в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой.
В абзаце 5 раздела I (Общие положения) Федеральной программы содержится предписание о необходимости принимать территориальную программу в соответствии с Федеральной программой.
Положениями ч. 2 ст. 83 Федерального закона №323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования).
В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 №546 (далее – Положение), Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.
В соответствии с п. 25 Положения Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет организацию обеспечения граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения при амбулаторном лечении бесплатно и со скидкой 50% за счет средств областного бюджета, в том числе своевременное обеспечение оплаты лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из положений п. 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.
Из анализа приведенных норм следует, что федеральный законодатель, устанавливая льготное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения, определил обязанность субъекта Российской Федерации осуществлять финансирование за счет бюджетов субъектов Российской Федерации данной государственной гарантии в соответствии с соответствующим перечнем, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, который субъект Российской Федерации может только дополнить. Иных полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения лекарственными препаратами граждан федеральным законодательством не предусмотрено.
Судом установлено, что прокурором Антроповского района проведена проверка в целях установления фактов нарушения законодательства о здравоохранении, в том числе об обеспечении лекарственными препаратами и лечебным питанием по обращению законного представителя несовершеннолетнего Яндиева И.М.-Б. – Мальсаговой М.А.
Яндиев И.М.-Б., <дата> года рождения, является ребенком-инвалидом (справка Бюро медико-социальной экспертизы № серия МСЭ - 2018 № л.д. 7-8), включен в Федеральный регистр больных ..., в связи с чем, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения лекарственными препаратами, согласно Перечню, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 № 2053-р.
Согласно выписному эпикризу ОГБУЗ ЯО «Центральная городская больница», из медицинской карты стационарного больного №, пациенту Яндиеву И.М.-Б. прописаны следующие рекомендации: «Гианеб» (ингаляции по 5 мл. утром и вечером), «Колистин» (ежедневные ингаляции) по 2 млн. единиц 2 раза в день постоянно (препарат замене на дженерики не подлежит), «Нексиум» 20 мг утром и вечером длительно, «Сумамед» интермиттирующий курс 500 мг 1 раз в три дня (препарат замене не подлежит), «Ципрофлокасацин» на фоне респираторных инфекций 750 мг. 2 раза в день, смесь «нутриэн стандарт» с СЦТ по 200 мл. в сутки или «Ликвиджен» по 30 мл.
В период с <дата> по <дата> несовершеннолетний Яндиев И.М.-Б. находился па лечении в отделении пульмонологии ОГБУЗ ЯО «Центральная городская больница», по результатам нахождения в медицинской организации несовершеннолетнему Яндиеву И.М.-Б. рекомендованы смесь «Нутриэн стандарт» с СЦТ (среднецепочечные триглицериды) по 200 мл. в сутки, «Сумамед» интермиттирующий курс 500 мл 1 раз в три дня (препарат замене не подлежит), показаны ингаляции препарата «Гианеб» (7% натрия хлорид+гиалуроновая кислота) 5 мл. 2 раза в сутки, ежедневно, постоянно.
Согласно информации ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» Яндиев И.М.-Б. препаратами «Колистин», «Нексиум», «Сумамед», медицинским изделием «Гианеб» в 2023 году не обеспечен, лечебное питание «Нутриэн стандарт» с СЦТ в 2023 году также не выдавалось, рецепт на смесь для лечебного питания «Нутридринк» последний раз выписан <дата>.
Разрешая заявленные требования, суд учитывает следующее.
Постановлением Администрации Костромской области 30.12.2023 N 680-а утверждена «Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».
В соответствии с данной программой за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Доводы ответчика суд находит основанными на неправильном толковании норм материального права.
Поскольку в рамках рассмотрения дела подтвержден факт нарушения прав истца вследствие необеспечения лекарственными препаратами и лечебным питанием согласно медицинским показаниям, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Суд исходит из того, что Яндиев И.М.-Б., состоящий на учете с диагнозом «...», вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатно лекарственными препаратами «Колистин», «Сумамед», медицинским изделием «Гианеб» и лечебным питанием «нутриен-стандарт» с СЦТ в соответствии с медицинским показаниями в необходимом объеме до минования надобности.
Нуждаемость истца в обеспечении указанным лекарственными средствами медицинским учреждением по месту жительства истца подтверждена, в том числе, решениями врачебной комиссии, копии которых представлены в материалы дела.
Следовательно, имеет место неисполнение Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению материального истца бесплатно необходимыми лекарственными препаратами, а также о нарушении прав Яндиева И.М.-Б. на бесплатную медицинскую помощь, в результате чего последний был лишен возможности в полном объеме использовать предоставленное ему право на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, необходимыми ему по жизненным показаниям.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере (п. 1).
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (п. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Вследствие невыполнения Департаментом здравоохранения Костромской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатно необходимым лекарственными препаратами Яндиеву И.М.-Б. в лице законного представителя Мальсаговой М.А. причинен ущерб в связи с самостоятельной закупкой необходимых лекарственным препаратов.
В связи с необеспечением медицинскими препаратами в полном объеме законный представитель Яндиева И.М.-Б. за свой счет приобрела лекарственный препарат «Сумамед» в количестве 9 упаковок стоимостью по ...., в подтверждение чего предоставлена копия чека от <дата> на сумму ....
Указанные обстоятельства прокурор и представитель ответчика в судебном заседании не оспаривали, суд полагает, что они объективно подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, сумма затрат в размере .... на приобретение лекарственного препарата «Сумамед», нуждаемость в котором установлена в судебном заседании, подлежит взысканию с ответчика.
По утверждению прокурора, законным представителем материального истца был приобретен лекарственный препарат «Ципрофлоксацин» в количестве 10 упаковок стоимостью по .... на общую сумму ...., в материалы дела представлен кассовый чек от <дата>.
Согласно справки ОГБУЗ «Антроповская ЦРБ» от <дата> № препарат «Ципрофлоксацин» материальному истцу не выписывался, в связи с отсутствием показаний.
Как следует из материалов дела, «Ципрофлоксацин» был рекомендован Яндиеву И.М.-Б. на фоне респираторных инфекций, сведения об амбулаторном обращении Яндиева И.М.-Б. в медицинское учреждение с соответствующим заболеванием в материалы дела не представлены.
Из письменных пояснений законного представителя Яндиева И.М.-Б. от <дата> следует, что Мальсагова М.А. не обращалась в декабре 2022 года в лечебное учреждения с целью приобретения препарата «Ципрофлоксацин», данный препарат материальному истцу не выписывался, в выписке данного препарата Яндиеву И.М.-Б. не было отказано.
При таких обстоятельствах, суд, применительно к положениям ст. ст. 15, 1064 ГК РФ приходит к выводу, что в части требований о возмещении убытков, связанных с возмещением расходов на приобретение лекарственного препарата «Ципрофлоксацин» на общую сумму .... не представлено доказательств, подтверждающих вину ответчика, как необходимого условия наступления гражданско-правовой ответственности
В связи с изложенным, исковые требования прокурора Антроповского района подлежат удовлетворению частично, суд признает необходимым обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Яндиева Ислама Магомет-Башировича бесплатно лекарственными препаратами «Колистин» (препарат замене не подлежит), «Сумамед» (препарат замене не подлежит), медицинским изделием «Гианеб», лечебным питанием «нутриен-стандарт» с СЦТ (среднецепочечные триглицериды) в соответствии с медицинским показаниями до минования надобности, а также взыскать с ответчика в пользу Яндиева Ислама Магомет-Башировича, <дата> года рождения, в лице законного представителя Мальсаговой Мадан Аслановны, денежные средства в сумме ...., затраченные на приобретение лекарственного препарата «Сумамед».
В соответствии с ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Поскольку лекарственные препараты и лечебное питание, обязанность по обеспечению истца которыми возложена на ответчика, необходимы ему по жизненным показаниям, замедление исполнения решения может привести к негативным последствиям для жизни и здоровья истца.
При таких обстоятельствах требования об обращении решения к немедленному исполнению суд находит обоснованными.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Антроповского района в интересах несовершеннолетнего Яндиева Ислама Магомет-Башировича удовлетворить частично.
Обязать Департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Яндиева Ислама Магомет-Башировича, <дата> года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт ... выдан <дата> УМВД России по Костромской области, бесплатно лекарственными препаратами «Колистин» (препарат замене не подлежит), «Сумамед» (препарат замене не подлежит), медицинским изделием «Гианеб», лечебным питанием «нутриен-стандарт» с СЦТ (среднецепочечные триглицериды) в соответствии с медицинским показаниями до минования надобности.
Взыскать с Департамент здравоохранения Костромской области в пользу Яндиева Ислама Магомет-Башировича, <дата> года рождения, место рождения: <адрес>, паспорт ..., выдан <дата> УМВД России по Костромской области в лице законного представителя Мальсаговой Мадан Аслановны, <дата> года рождения, место рождения: <адрес> ЧИАССР, паспорт ..., выдан <дата> ТП УФМС России по Костромской области п. Антропово, денежные средства в размере ....
В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Решение в части обеспечения Яндиева Ислама Магомет-Башировича лекарственными препаратами «Колистин» (препарат замене не подлежит), «Сумамед» (препарат замене не подлежит), медицинским изделием «Гианеб», лечебным питанием «нутриен-стандарт» с СЦТ (среднецепочечные триглицериды) обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья И.А. Серобаба
Мотивированное решение изготовлено 13.10.2023.