Дело № 21-243/2023
Судья: Семенов В.П.
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе по делу об административном правонарушении
29 июня 2023 года г. Чебоксары
Судья Верховного Суда Чувашской Республики Максимова И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу должностного лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике, вынесшего постановление по делу, Кожакова М.Ю., на решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики,
установил:
постановлением главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору ГУ МЧС по Чувашской Республике № от 22 июля 2022 года МУП ЖКХ Красноармейского района (МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа) Чувашской Республики признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350000 рублей (л.д. 38-39 т. 1).
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д. 61-63 т.1).
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 15 ноября 2022 года решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 21 сентября 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.183-187 т. 1).
Решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 января 2023 года постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (л.д.45-52 т.2).
Решением судьи Верховного Суда Чувашской Республики от 30 марта 2023 года решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 23 января 2023 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд (л.д.106-111 т. 2).
При новом рассмотрении жалобы решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2023 года постановление главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору от 22 июля 2022 года отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 207-216 т. 2).
В жалобе, поданной в Верховный Суд Чувашской Республики, должностное лицо, вынесшее постановление по делу, Кожаков М.Ю. просит отменить судебный акт, признать вынесенное постановление законным и обоснованным. В обоснование жалобы указывает, что водопроводные сети села Красноармейское, являются, в том числе противопожарными, переданы МУП ЖКХ Красноармейского района, следовательно, обязанность по выявлению повреждений (неисправностей) сооружений водопроводных сетей, а также их своевременное устранение, лежит на предприятии. Согласно договору от 6 апреля 2022 года о закреплении муниципального имущества Красноармейского муниципального округа за МУП ЖКХ Красноармейского района водозаборные колонки не были переданы, но они являются неотъемлемой частью холодного водоснабжения, как и пожарные гидранты, за содержание которых ответственность несет Предприятие. В решении судья ссылается на схему холодного водоснабжения с. Красноармейское, которая является не читаемой, несмотря на это делает вывод, что на схеме видны места расположения водозаборных колонок. Суд не учел, что согласно перечню закрепленных источников противопожарного водоснабжения, обеспечение свободного проезда к которым производится организациями, обслуживающими жилой фонд, административные, производственные и общественные здания независимо от форм собственности, утвержденного постановлением администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 08 апреля 2022 года № 311, приложение № 1 к постановлению главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года № 321 и сводному акту проверки пожарных гидрантов (водоёмов) от 01 июня 2022 года расстояние от здания школы до пожарных гидрантов (44 и 67 м.) не фигурируют, какая - либо привязка к местности отсутствует.
В судебном заседании главный государственный инспектор Красноармейского района по пожарному надзору Кожаков М.Ю. жалобу поддержал, пояснил, что решение вынесено без учета всех доказательств, имеющихся в деле.
Защитник МУП ЖКХ Красноармейского района (МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа) Алексеев Б.В. просил оставить решение судьи без изменения, ссылаясь на решение Арбитражного Суда Чувашской Республики от 4 октября 2022 года, оставленное без изменения Постановлением Первого Арбитражного апелляционного суда от 23 ноября 2022 года, согласно которому из материалов дела не следует, что Предприятию на каком- либо праве переданы пожарные гидранты с. Красноармейское.
Рассмотрев жалобу, проверив дело в полном объеме, выслушав пояснения главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору Кожакова М.Ю., заместителя начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Чебоксары УНД и ПР ГУ МЧС по Чувашской Республике Косачева К.Ю., поддержавших жалобу, возражения защитника МУП ЖКХ Красноармейского района Алексеева Б.В., прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32 и 11.16 указанного Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 указанной статьи влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Статьей 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем.
В соответствии с абзацем 2 пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479 руководитель организации обеспечивает исправность, своевременное обслуживание и ремонт наружных водопроводов противопожарного водоснабжения, находящихся на территории организации, и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения и организует проведение их проверок в части водоотдачи не реже 2 раз в год (весной и осенью) с внесением информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
Обязанность содержать пожарные гидранты лежит на лице, в границах эксплуатационной ответственности которого они находятся (пункт 1 части 2 статьи 68 Технического регламента о пожарной безопасности).
Согласно части второй статьи 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В силу части первой статьи 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, лица, перечисленные в данной норме, в том числе лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Из материалов дела следует, что 22 июня 2022 года в 14 час. 19 мин. по адресу: <адрес>, в подвале муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Красноармейского муниципального округа произошел пожар. Для подачи воды к месту пожара были использованы пожарные гидранты на территории МБОУ «<данные изъяты>». Пожарный гидрант, расположенный в 43.81 метрах от здания школы, находился в неисправном состоянии, чем нарушены требования пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
Факт нахождения пожарного гидранта № 1 в неисправном состоянии подтверждается протоколом испытаний наружного противопожарного водопровода ФГБУ «<данные изъяты>» по Чувашской Республике - Чувашии» № от 24 июня 2022 года (л.д. 20-21 т. 1).
В соответствии с Уставом, утвержденным постановлением Главы Красноармейского района от 17 июля 2009 года № 404, муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства Красноармейского района является коммерческой организацией, предприятие создано для осуществления деятельности в целях решения социальных задач, связанных с управлением жилищно-коммунальной сферы. Для осуществления указанных целей предприятие осуществляет. В том числе водоснабжение потребителей (л.д.85).
Согласно постановлению главы администрации Красноармейского сельского поседения Чувашской Республики от 21 января 2014 года №, МУП ЖКХ Красноармейского района наделено статусом гарантирующей организации, оказывающей услуги в сфере холодного водоснабжения и водоотведения (л.д. 220-221).
Постановлением главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 06 апреля 2022 года № 292, муниципальное имущество муниципального округа, в том числе водопроводные сети по улице Ленина села Красноармейское, переданы МУП ЖКХ Красноармейского района (приложения №№ 1, 2 к указанному постановлению).
Согласно постановлению главы администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики № 321 от 11 апреля 2022 года «Об утверждении источников противопожарного водоснабжения», балансодержателем пожарных гидрантов в селе Красноармейское, в том числе на территории <данные изъяты>, является МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики (л.д. 95, 97-114).
Указанные обстоятельства явились основанием для привлечения МУП ЖКХ Красноармейского района к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного состава, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришел к выводу об отсутствии вины Предприятия в нарушении требований пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
Данный вывод мотивирован тем, что постановлением администрации Красноармейского муниципального округа от 6 апреля 2022 года № 292, договором от 6 апреля 2022 года, схемой водоснабжения подтверждается, что за МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа на праве хозяйственного ведения закреплены принадлежащие указанному муниципальному образованию водопроводные сети, расположенные в с. Красноармейское, в том числе, проходящие по улице Ленина с. Красноармейское. Из договора от 6 апреля 2022 года о закреплении муниципального имущества Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на праве хозяйственного ведения за МУП ЖКХ Красноармейского района не следует, что администрацией Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики вместе с водопроводными сетями Предприятию передавались пожарные гидранты. Они в качестве самостоятельных объектов имущества в указанном договоре не выделены (л.д.52- 60 т.1). Ссылаясь на положения ст. 135 ГК РФ, судья признал, что по договору от 6 апреля 2022 года о закреплении муниципального имущества Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики на праве хозяйственного ведения МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа были переданы, находящиеся на водопроводной сети устройства для водозабора, в том числе пожарные гидранты, признанные согласно постановлению от 11 апреля 2022 года № 321 источниками наружного противопожарного водоснабжения. Указанным постановлением за МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа под ответственность на территории МБОУ «<данные изъяты>» были закреплены не 2 гидранта, а только 1 гидрант, обозначенный в перечне под позицией № 11 (<адрес>) (<данные изъяты>) (л.д. 95-114 т.1, л.д. 131-142 т.2). Из схемы водоснабжения и водоотведения Красноармейского сельского поселения Красноармеского района, утвержденной постановлением Красноармейского сельского поселения от 20 марта 2014 года № 053 «Oб утверждении схемы водоснабжения и водоотведения Красноармейского сельского поселения Красноармейского района Чувашской Республики» видно, что данная схема содержит места расположения водозабор, но не содержит никаких сведений о расстановке пожарных гидрантов наружной водопроводной сети в с. Красноармейское (л.д.207-219 т. 1, л.д. 143-152 т.2). Согласно суточному акту проверки пожарных гидрантов с 19 апреля по 20 мая 2022 года и сводному акту проверки пожарных гидрантов от 1 июня 2022 года по состоянию на 1 июня 2022 года на территории Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики неисправных пожарных гидрантов, в том числе на территории «<данные изъяты>», не имеется (л.д.82-84 т.1). Из данных актов следует, что переданный постановлением администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года № 321 под ответственность МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа для надлежащего содержания пожарный гидрант, обозначенный в перечне под позицией № 11 на (<адрес>) (<данные изъяты>) ПГ №11, (в суточном акте проверки гидрантов (водоемов) с 19 апреля по 20 мая 2022 года также обозначен позицией № 11 (<адрес>) ПГ №11), во время проверки был исправен. Наличие каких-либо неисправных гидрантов, в том числе на территории МБОУ «<данные изъяты>», во время этих проверок не установлено (л.д.82-84 т.1).
Из п. 3.3.1 договора от 10 января 2022 года № на водоснабжение, заключенного между МУП ЖКХ Красноармейского района и МБО «Красноармейская СОШ», следует, что МБОУ «<данные изъяты>» обязалось содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарного водоснабжения, принадлежащие ему, или находящиеся в границах его эксплуатационной ответственности (л.д. 245-253 т.1, л.д.1 т.2). Из указанного договора следует, что границей эксплуатационной ответственности МБОУ «<данные изъяты>» по системе водоснабжения является - первая (1-ая) запорная арматура при вводе в здание данной общеобразовательной организации (п.5.1 договора от 10 января 2022 года № на водоснабжение). По сообщению администрации Красноармейского муниципального округа от 12 мая 2023 года № иных актов установления границ эксплуатационной ответственности по сетям водоснабжения с. Красноармейское в документах и архивах Красноармейского муниципального округа не имеется (л.д. 130 т. 2).
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, в том числе показания свидетелей, судья установил, что устройство, признанное в протоколе об административном правонарушении и в постановлении по делу об административном правонарушении неисправным гидрантом, находящимся на территории МБОУ «<данные изъяты> <данные изъяты>» на расстоянии 43,81 м от здания указанной школы, находящееся, начиная с 2008 года в нерабочем состоянии, в качестве устройства, позволяющего подключать оборудование, обеспечивающее подачу воды для тушения пожара, т.е. в качестве пожарного гидранта, переданного в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа, не рассматривался и не признавался, о чем свидетельствует тот факт, что в постановлении № 321 «Об утверждении перечня источников противопожарного водоснабжения» данное устройство по состоянию на 22 июня 2022 года в качестве источника наружного противопожарного водоснабжения не был признан и в перечень источников наружного противопожарного водоснабжения за содержание и обеспечение исправности которого возлагалась ответственность на МУП ЖКХ Красноармейского района не был включен.
Судья районного суда указал, что Администрация Красноармейского муниципального округа, как собственник имущества, переданного в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа, реализуя свои права собственника, в пределах своих полномочий нерабочее устройство, по своей конструкции соответствующее подземному пожарному гидранту, в течение длительного времени (начиная с 2008 года), еще до передачи водопроводной сети в хозяйственное ведение МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа, не считал и не признавал в качестве пожарного гидранта, т.е. источника водоснабжения, соответственно за его содержание и обеспечение исправности ответственность на МУП ЖКХ Красноармейского муниципального округа не возложил. То, что в результате своих действий администрация Красноармейского муниципального округа до 29 сентября 2022 года не обеспечила соблюдение нормативных требований по противопожарной безопасности о наличии на территории МБОУ «<данные изъяты>» не менее 2 пожарных гидрантов, выходит за пределы прав и обязанностей Предприятия и не свидетельствует о нарушении им положений пункта 48 Правил противопожарного режима в Российской Федерации. Исследованными доказательствами подтверждается, что источник наружного противопожарного водоснабжения - пожарный гидрант, находящийся на расстоянии 67 м от здания МБОУ «<данные изъяты>», обозначенный в постановлении администрации Красноармейского муниципального округа Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года № 321, и в актах проверки пожарных гидрантов (пожарных водоемов), расположенных на территории Красноармейского муниципального округа под условным № 11, а в протоколе от 28 июня 2022 года № испытания наружного противопожарного водопровода под условным № 2, за содержание и обеспечение исправности которого несет ответственность МУП ЖКХ Красноармейского района, был исправным, из него 22 июня 2022 года осуществлялось тушение пожара, возникшего в подвале школы.
При таких обстоятельствах судья районного суда сделал вывод об отсутствии в действиях Предприятия состава административного правонарушения и прекратил производство по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому данное обстоятельство является исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации, составляет 1 год со дня совершения административного правонарушения.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района настоящего дела об административном правонарушении, имели место 22 июня 2022 года.
В настоящее время, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истек.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом того, что при новом рассмотрении дела решением судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2023 года постановление главного государственного инспектора Красноармейского района по пожарному надзору № 18 от 22 июля 2022 года отменено, производство по данному делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях МУП ЖКХ Красноармейского района состава вмененного административного правонарушения, а срок давности привлечения названного лица к административной ответственности на момент рассмотрения настоящей жалобы истек, то возможность возобновления производства по делу и правовой оценки действий лица на предмет доказанности вменяемого состава административного правонарушения утрачена. Иное ухудшало бы положение лица, в отношении которого производство по делу об административном правонарушении было прекращено, что недопустимо.
При таких обстоятельствах оснований для отмены и изменения решения судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2023 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
решение судьи Красноармейского районного суда Чувашской Республики от 19 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП ЖКХ Красноармейского района Чувашской Республики оставить без изменения, жалобу должностного лица ГУ МЧС России по Чувашской Республике, вынесшего постановление по делу, Кожакова М.Ю. без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Чувашской Республики И.А. Максимова