Дело № 2-371/2021
УИД 21RS0011-01-2021-000506-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 октября 2021 года г. Мариинский Посад
Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики
в составе судьи Потемкина О.А.,
при секретаре Смирновой Е.В.,
с участием
истца Егорова А.В.,
представителя истца - адвоката Адвокатской палаты Чувашской Республики Будниковой С.В., предоставившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ,
ответчика - администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Красновой А.А., действующей подоверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в помещении суда в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова А.В. к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей,
установил:
Егоров А.В. обратился в суд с иском к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иск обоснован тем, что после лишения родителей - ФИО2 и ФИО6 родительских прав согласно решению Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ он (истец) относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, зарегистрирован по адресу: Чувашская Республика, <адрес>. Постановлением администрации Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики данный многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Он достиг возраста 18 лет, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по Мариинско-Посадскому району. Однако в нарушение требований закона по настоящее время не обеспечен жильем из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Полагая, что ответчиком не приняты надлежащие меры к обеспечению жилым помещением, тем самым нарушены его жилищные права со стороны органа местного самоуправления.
Истец Егоров А.В. и его представитель - адвокат Будникова Е.В. исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, вновь привели их суду, просили иск удовлетворить.
При этом на дополнительные вопросы истец Егоров А.В. пояснил, что зарегистрирован по адресу:Чувашская Республика, <адрес>, но фактически проживает в <адрес>, воспитывается в приемной семье ФИО3 Решением суда его родители лишены родительских прав. Какого-либо жилья он не имеет, на праве собственности объектов недвижимости за ним не зарегистрировано. После окончания школы поступил в Новочебоксарский политехнический техникум №, где обучается по специальности «сварщик». В настоящее время в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспечения жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, состоит под №.
Представитель администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики Краснова А.А. в судебном заседании иск не признала, пояснила суду, что истец Егоров А.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для обеспеченияспециализированным жилым помещением по договору найма. Вместе с тем, считает, что оснований для предоставления Егорову А.В. жилого помещения во внеочередном порядке не имеется, поскольку предоставление жилого помещения в нарушение очередности повлечет за собой нарушение прав и законных интересов других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями, которые в списке очередности находятся перед ним. Просила также учесть, что пределы ответственности администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам, ограничены объемом финансовых средств (субвенций), предусмотренных в бюджете Чувашской Республики на исполнение делегированных полномочий. При отсутствии соответствующего финансирования обязанность органа местного самоуправления предоставить жилье детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет средств местного бюджета не предусмотрена. Подтвердила, что по запросу администрации района Управлением Росреестра по Чувашской Республике представлены сведения о том, что в Едином государственном реестре недвижимости отсутствует информация о правах Егорова А.В. на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Представила суду письменный отзыв от 21.10.2021 на иск Егорова А.В. с аналогичными доводами, который приобщен к материалам дела.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики, Министерство финансов Чувашской Республики, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, письменного отзыва (возражений) на иск не представили.
С учетом мнения стороны истца, на основании положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дела в отсутствие ответчика и третьих лиц.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав письменные доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно свидетельству о рождении №, выданного отделом ЗАГС администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, Егоров А.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении №. Его родителями указаны: отец - ФИО1 (записан со слов матери), мать- ФИО2.
Заочным решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, в том числе Егорова А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В соответствии с договором социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ администрацией Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики передано нанимателю ФИО2 и членам ее семьи: дочерям- ФИО4 и ФИО5, сыну- Егорову А.В., в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из одной комнаты в общежитии (доме) общей площадью 18 кв.м, в том числе жилой 18 кв.м, по адресу: <адрес>.
Из акта обследования помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Первочурашевского сельского поселения Мариинско-Посадского района Чувашской Республики, следует, что жилой дом двухэтажный кирпичный 1986 года постройки по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, признан аварийным, не подлежащим капитальному ремонту и реконструкции.
Согласно договору о передаче детей на воспитание в приемную семью от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ, Егоров А.В. передан в приемную семью ФИО3, проживающей в <адрес>, сроком до достижения приемными детьми совершеннолетия.
Постановлением главы администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики № от ДД.ММ.ГГГГ Егоров А.В., проживающий по адресу: <адрес>, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечениюблагоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированныхжилых помещений.
Из письма заместителя главы администрации- начальника отдела образования и молодежной политикиадминистрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики от 24.08.2021 № следует, что Егоров А.В. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечениюблагоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, по состоянию на 01.07.2021 состоит под №.
Иные доказательства и дополнительные пояснения, имеющие значение для разрешения спора, по предложению суда сторонами не представлены. Участвующие в деле лица предупреждены судом о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, предусмотренных ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ. Вследствие чего, суд выносит решение на основании предоставленных доказательств по делу согласно ст. 59 ГПК РФ по заявленным требованиям (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (часть 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Положения абз. 3 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ) закрепляют для целей данного Закона понятие "дети, оставшиеся без попечения родителей" и определяют круг лиц, которые относятся к данной категории.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, признаются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке.
В силу абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании положений п. 1 ст. 8 названного выше федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом этого пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом данного пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом этого пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно пункту 3 указанной стати (в редакции, действующей до 01.01.2019 года) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее- Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).
Вопросы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются Законом Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений".
Частью 2 ст. 23.1 указанного Закона от 17.10.2005 N 42 установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Кабинетом Министров Чувашской Республики.
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 25.07.2013 N 292 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений) утвержден Порядок предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок), который определяет порядок однократного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - специализированное жилое помещение) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях, которые находятся на территории Чувашской Республики, признается невозможным в соответствии с разделом III настоящего Порядка (пункт 1.1).
Предоставление указанным в пункте 1.1 настоящего Порядка детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированных жилых помещений осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению специализированными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 1 Закона Чувашской Республики "О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями" (пункт 1.2).
Пунктом 1.4 Порядка предусмотрено, что органы местного самоуправления до 1 февраля и до 1 августа каждого года представляют сформированные на основании поданных лицами, указанными в пунктах 4 и 5 Правил (далее также - заявитель), заявлений о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями (далее соответственно- заявление о включении в список, список), списки по состоянию соответственно на 1 января и на 1 июля текущего года в Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Минстрой Чувашии), являющееся уполномоченным органом исполнительной власти Чувашской Республики по формированию сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, по Чувашской Республике (далее - сводный список).
В соответствии с ч. 12 ст. 23.1 Закона Чувашской Республики от 17.10.2005 N 42 "О регулировании жилищных отношений" полномочия по обеспечению лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, жилыми помещениями являются государственными полномочиями Чувашской Республики.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики наделяются государственными полномочиями Чувашской Республики по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда лиц, указанных в абзаце первом части 2 настоящей статьи, в соответствии с законом Чувашской Республики о наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.
Формирование списков осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики в соответствии с переданными законом Чувашской Республики государственными полномочиями Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству (часть 1 ст. 23.2 Закона от 17.10.2005 N 42).
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах.
Суд считает установленным, что истец Егоров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, его мать - ФИО2 решением Мариинско-Посадского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, сведения об отце внесены в актовую запись со слов матери. ФИО6 также лишен родительских прав указанным решением суда. Истец Егоров А.В. передан в приемную семью ФИО3, проживающей в <адрес>. По месту регистрации истца многоквартирный жилой дом по адресу: Чувашская Республика, <адрес>, признан аварийным, не подлежащим капитальному ремонту и реконструкции. Какое-либо недвижимое имущество у истца Егорова А.В. на праве собственности отсутствует, что подтверждено стороной ответчика. В установленном законом порядке 06.04.2018 Егоров А.В. был включен ответчиком в соответствующий список по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, по состоянию на 01.07.2021 он (истец) значится в списке под №. 21.07.2021 Егоров А.В. достиг возраста 18 лет. На момент рассмотрения дела жилое помещение ему не предоставлено. Истец Егоров А.В. какого-либожилого помещенияна праве собственности либо на праве социального найма не имеет, факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий и право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", стороной ответчика и третьими лицами не оспаривается. Егоров А.В., включенный в список и достигший совершеннолетия, до настоящего времени жильем не обеспечен. Принимая во внимание вышеприведенные положения действующего законодательства и установленные по делу обстоятельства, а именно то, что Егоров А.В. является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг совершеннолетия, не имеет в собственности жилого помещения, а жилой дом, где ему предоставлена комната по договору социального найма № от 20.02.2016, признан аварийным, не подлежащим капитальному ремонту и реконструкции, он (истец) в надлежащем порядке включен в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих льготному обеспечению жильем, состоит в нем по настоящее время, однако на момент разрешения спора благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не обеспечен, с учетом чего, суд приходит к выводу, что иск Егорова А.В. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Приведенные стороной ответчика - администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики суд находит необоснованными и несостоятельными.
Федеральное законодательство, а также нормативно-правовые акты Чувашской Республики не устанавливают очередность для реализации данной категорией граждан права на представление им благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, в том числе очередность внутри списка таких граждан. Согласно вышеизложенным положениям п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Доводы ответчика о том, что истец будет обеспечен жилым помещением по мере поступления денежных средств из бюджета Чувашской Республики судом также отклоняются, поскольку исполнение обязанности по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, не ставится действующим законодательством в зависимость от взаимодействия бюджетов органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ. Отношения по предоставлению дополнительных денежных средств между уровнями бюджетной системы, возникающей между органами местного самоуправления и органами государственной власти, не влияют на реализацию прав граждан по предоставлению жилых помещений. Следует иметь в виду, что формирование субъектом Российской Федерации сводного списка указанной категории лиц означает констатацию в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объема субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не означает, что установлена очередность указанным списком на предоставление жилого помещения. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием отказа в обеспечении жильем указанной категории граждан в порядке, определенном федеральным законодательством. Суд считает необходимым отметить, что поскольку в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не содержится указания на срок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда гражданам данной категории, то предполагается немедленная реализация права после его возникновения. Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством исключительно после присвоения гражданину определенного статуса лица, в том числе статуса ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
В силу п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, сторона ответчика освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск Егорова А.В. к администрации Мариинско-Посадского района Чувашской Республики удовлетворить.
Возложить на администрацию Мариинско-Посадского района Чувашской Республики обязанность предоставить Егорову А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений общей площадью не ниже установленных социальных норм.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи жалобы через Мариинско-Посадский районный суд Чувашской Республики.
Судья О.А. Потемкин
Мотивированное решение составлено 27 октября 2021 года