Дело № 2-787/2023
УИД 35RS0010-01-2022-015977-38
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Вологда 10 марта 2023 года
Вологодский городской суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Папушиной Г.А.,
при секретаре Бабушкиной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование» к Округиной Г. А., страховому акционерному обществу «ВСК» о возмещении ущерба в порядке суброгации,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование» (далее - ООО СК «Сбербанк страхование») обратилось в суд с иском к Округиной Г.А. о возмещении ущерба в порядке суброгации.
Требование мотивировало тем, что 20 февраля 2022 года по адресу: <адрес>, произошел залив, в результате которого было повреждено жилое помещение. На момент залива, имущественная ответственность собственника квартиры, расположенной по адресу: <адрес> была застрахована в ООО СК «Сбербанк страхование». Согласно акту № от 21 февраля 2022 года залив квартиры произошел в результате виновных действий собственника квартиры, расположенной по адресу: <адрес> - Округиной Г.А. ООО СК «Сбербанк страхование» признало случай страховым и произвело выплату страхового возмещения в размере 72 007 рублей 71 копейку.
Просит взыскать с ответчика ущерб в размере 72 007 рублей 71 копейку, расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 360 рублей 23 копейки.
Определением суда от 14 декабря 2022 года, внесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено страховое акционерное общество «ВСК» (далее – САО «ВСК».)
Определением суда от 06 февраля 2023 года, внесенным в протокол предварительного судебного заседания, к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Округин М.В., общество с ограниченной ответственностью «Родные озера», САО «ВСК» исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора и привлечено в деле в качестве соответчика.
Истец ООО СК «Сбербанк страхование» о дате и времени рассмотрения дела извещено, своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель ответчика Округиной Г.А. по доверенности Новоселова М.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что ответственность Округиной Г.А. в момент залива была застрахована в САО «ВСК».
Представитель ответчика САО «ВСК» по доверенности Хабеева В.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, просила отказать. Пояснила, что страховая компания по заявлению истца произвела выплату с учетом износа согласно Правилам страхования, свои обязательства выполнила.
Третьи лица ООО УК «Родные озера», Округин М.В. в судебное заседание не явились, о дате и времени заседания извещены.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, проанализировав собранные по делу доказательства, пришел к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации, если договором имущественного страхования не предусмотрено иное, к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования.
Таким образом, суброгация является одной из форм перехода прав кредитора к другому лицу (перемена лица в обязательстве), на что прямо указано в пункте 4 части 1 статьи 387 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть страховщик на основании закона занимает место кредитора в обязательстве, существующем между пострадавшим и лицом, ответственным за убытки. Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки (пункт 2 статьи 965 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм, право требования в порядке суброгации вытекает не из договора имущественного страхования, а переходит к страховщику от страхователя, в связи с чем перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между потерпевшим и лицом, ответственным за убытки.
Под убытками, в силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Бремя содержания имущества включает в себя, в том числе обязанность содержать свое имущество в состоянии, исключающем причинение вреда имуществу других лиц.
Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, понимается обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с его назначением состоянии.
Права и обязанности собственника жилого помещения закреплены в статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации. Так в соответствии с частью 4 указанной статьи собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Таким образом, основанием для удовлетворения требований о взыскании ущерба является факт его причинения, наличие причинной связи между понесенными убытками и противоправным (виновным) поведением лица, причинившего вред, документально подтвержденный размер ущерба.
Из материалов дела следует и установлено судом, что 20 февраля 2022 года по адресу: <адрес> произошел залив квартиры.
Имущественная ответственность собственника пострадавшей квартиры от залива застрахована в ООО СК «Сбербанк страхование», что подтверждается полисом страхования имущества и гражданской ответственности физических лиц перед третьими лицами при эксплуатации жилого помещения серии № от 03 марта 2020 года.
В рамках данного полиса застрахована внутренняя отделка и инженерное оборудование квартиры/жилого дома (включая внутреннюю отделку и инженерное оборудование застекленных балконов, лоджий, террас, веранд) и движимое имущество в квартире/жилом доме (включая движимое имущество, находящееся на застекленных балконах, лоджиях, террасах, верандах).
При этом к внутренней отделке и инженерному оборудованию относятся дверные и оконные блоки (включая остекление), полы (исключая межэтажные перекрытия), легкие внутренние перегородки (из гипсокартона, ДСП, ДВП и т.п.), слой отделочных материалов, нанесенных или прикрепленных к поверхности пола, потолка и стен, сантехническое и инженерное оборудование, электропроводка, электрические счетчики, электроустановочные и иные аналогичные изделия; к движимому имуществу относятся мебель (встроенная, корпусная), бытовая техника, вычислительная техника, оргехника, периферийные устройства, теле и аудиоаппаратура, средства городской телефонной связи, одежда, обувь, спортивно-туристический инвентарь, постельные принадлежности, предметы интерьера, личные вещи, детские коляски и игрушки (п. 4.2 полиса).
Согласно пунктам 4.9 договора лимит страхового возмещения по одной единицы застрахованного движимого имущества составляет 25 000 рублей. Страховое возмещение по движимому имуществу определяется в размере причиненного реального ущерба (с учетом износа), без учета соотношения страховой суммы и страховой стоимости имущества, в пределах страховой суммы и с учетом лимита страхового возмещения на единицу застрахованного движимого имущества. Страховое возмещение по каждому из поврежденных, погибших или утраченных элементов внутренней отделки и инженерного оборудования устанавливается в размере восстановительных расходов без учета износа и без учета отношения страховой суммы к страховой стоимости, но не выше удельного веса, установленного по каждому элементу.
Согласно акту обследования № от 21 февраля 2022 года причиной залива послужило ненадлежащая эксплуатация внутриквартирного сантехнического оборудования жильцами квартиры № по вышеуказанному адресу. Причина залива сторонами не оспаривается.
Из локального сметного расчета № следует, что стоимость поврежденного движимого имущества (шкаф) составляет 3 626 рублей 17 копеек, с учетом износа - 3 544 рубля 11 копеек. Стоимость восстановительного ремонта квартиры составляет 68 463 рубля 60 копеек, с учетом износа – 66 279 рублей 37 копеек.
Признав случай страховым и во исполнение обязательств по договору добровольного страхования ООО СК «Сбербанк страхование» выплатило стоимость восстановительного ремонта ФИО1 в размере 72 007 рублей 71 копейка (68 463,60+3 544,11), что подтверждается платежным поручением от 14 апреля 2022 года №.
Собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по вине которой произошел залив, является Округина Г.А.
Между САО «ВСК» и Округиным М.В. (страхователь) на момент залива был заключен договор страхования гражданской ответственности № со сроком действия с 01 мая 2021 года по 30 апреля 2022 года. Выгодоприобретатель – по закону.
Согласно пункту 11.5.12.1 Правил страхования № 51 суммы возмещения вреда, причиненного в виде утраты или повреждения имущества потерпевшего включая:
А) действительную стоимость погибшего имущества на момент причинения вреда за вычетом стоимости остатков, пригодных для дальнейшего использования;
Б) расходы по ремонту (восстановлению) поврежденного имущества до того состояния, в котором оно было до страхового случая, включая расходы на дезинфекцию. В расходы по ремонту (восстановлению) включая необходимые и целесообразные затраты на приобретение материалов, запасных частей (за вычетом износа заменяемых в процессе восстановления материалов и запасных частей) и оплату работ по ремонту (восстановлению) (оплате услуг специализированных, сервисных, ремонтных организаций (служб) по демонтажу, ремонту, монтажу поврежденного имущества, доставке нового имущества в замен утраченного. Если затраты на ремонт (восстановление) поврежденного имущества превышают его действительную стоимость на момент причинения ущерба, то имущество считается погибшим. При невозможности привести поврежденное имущество в состояние, в котором оно было до наступления страхового случая, сумма возмещения вреда определяется суммой, на которую уменьшилась действительная стоимость имущества в результате наступления страхового случая.
На основании платежного поручения № от 14 февраля 2023 года САО «ВСК» произведена страховая выплата в пользу ООО СК «Сбербанк страхование» в размере 69 823 рубля 48 копеек (66 279, 37+3544,11).
Учитывая, что САО «ВСК» произвело выплату страхового возмещения истцу в соответствии с правилами страхования в полном объеме, оснований для взыскания ущерба в большем размере с САО «ВСК» суд не находит.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлен факт причинения застрахованному имуществу потерпевшего ущерба вследствие залития из квартиры ответчика, суд приходит к выводу, что ответственность за причинение ущерба в оставшейся части должна быть возложена на Округину Г.А. как собственника вышерасположенной квартиры в пределах выплаченного страхового возмещения, размер которого ее не оспорен.
При указанных обстоятельствах, с Округиной Г.А. в пользу истца подлежит взысканию материальный ущерб в размере 2 184 рублей 23 копейки (72 007,23- 69 823,48).
Согласно статье 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
взыскать с Округиной Г. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт серии № <данные изъяты>, в пользу общества с ограниченной ответственностью Страховая компания «Сбербанк страхование» материальный ущерб в порядке суброгации в размере 2 184 рублей 23 копеек, расходы по уплате государственной пошлины в размере 400 рублей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
В удовлетворении исковых требований к страховому акционерному обществу «ВСК» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вологодский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Г.А.Папушина
Мотивированное решение изготовлено 17.03.2023.