Дело №2-738/2022
УИД 04RS0020-01-2022-001066-08
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 мая 2022 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Атрашкевич В.В., при секретаре Пулатовой Ж.С. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Ногина В.Н. к Администрации МО «Северо-Байкальский район» о признании решения жилищной комиссии незаконным, обязании предоставить социальную выплату
УСТАНОВИЛ:
Ногин В.Н. в лице представителя по доверенности Руселевич В.Ф. обратился в суд с иском к Администрации МО «Северо-Байкальский район» указывая в обоснование заявленных требований, что с 1990 года проживал в многоквартирном щитовом доме по адресу <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м., жилое помещение было предоставлено предприятием в котором работал истец, договор социального найма не представили, ордер не выдавали
Решением жилищной комиссии по вопросам переселения граждан № от ДД.ММ.ГГГГ Ногину В.Н. было отказана в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья в связи с отсутствием документа на занимаемое жилое помещение.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ за Ногиным В.Н. было признано право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в администрацию МО ГП «<адрес>» с заявлением о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья в другом муниципальном образовании Республики Бурятия как наниматель жилого помещения, признанного не пригодным для проживания и состоящего в очереди на переселение.
ДД.ММ.ГГГГ решением № Жилищной комиссии по вопросам переселения граждан Ногину В.Н. повторно было отказано в предоставлении социальной выплаты в связи с тем, что в деле отсутствует кадастровый паспорт и (или) иной документ технического учета, подтверждающий размер площади занимаемого жилого помещения, права на которое не зарегистрировано в ЕГРН. Однако в первом решении жилищной комиссии на отсутствие такого документа указано не было, при этом в адресном перечне домов, жилые помещения которые признаны ветхим или аварийным указана площадь квартиры, в которой истец зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ – 37,5 кв.м.
Отказ № от ДД.ММ.ГГГГ и отказ № от ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссии АМО «Северо-Байкальский район» в предоставлении социальной выплаты нарушают права истца как нанимателя жилого помещения по адресу <адрес>, данные по которому с указанием площади были внесены в адресный перечень Администрацией МО «Северо-Байкальский район». Принимая во внимание, что Ногин В.Н. собственником спорного жилья не является, обязанностей по изготовлению и сохранению технического паспорта на жилое помещение, находящегося в муниципальной собственности у него не имеется, соответственно отсутствие у Администрации МО «Северо-Байкальский район» технических документов на жилое помещение не могло являться основанием для отказа в предоставлении истцу социальной выплаты.
Просит суд признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ Жилищной комиссии по вопросам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания Администрации МО «Северо-Байкальский район» «Об отказе Ногину В.Н. в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья нанимателем жилого помещения на территории Республики Бурятия» незаконным
Обязать Администрацию МО «Северо-Байкальский район» предоставить в 2022 году Ногину В.Н. социальную выплату для приобретения жилья на территории Республики Бурятия как нанимателю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м. в соответствии с очередностью расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и эилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории МО «Северо-Байкальский район», МО «Муйский район», МО «г. Северобайкальск», утвержденной Распоряжением Правительства республики Бурятия от 02 августа 2016 г. № 489-р ( с изменениями на 19.04.2022 г.).
В предварительном судебном заседании судом был разрешен вопрос о возможности по завершении предварительного судебного заседания открытия судебного заседания в соответствии с ч. 2 ст. 153 ГПК РФ.
Представитель истца Руселевич В.Ф., представитель третьего лица Администрации МО ГП «п. Кичера» Голикова Н.Д. не возражали против открытия судебного заседания.
Представителем Администрации МО «Северо-Байкальский район» и Жилищной комиссии по доверенностям Горбачевой Ж.В. представлены в суд заявления, согласно которым она просила рассмотреть гражданское дело по существу в её отсутствие.
Представителем Министерства строительства и модернизации ЖКК Республики Бурятия Базаровым В.Н. представлено в суд заявление, в котором оп просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.
ДД.ММ.ГГГГ судом в предварительном судебном заседании соответствии с ч.2 ст. 153 ГПК РФ, вынесено определение переходе к рассмотрению дела по существу.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Руселевич В.Ф. исковые требования по изложенным в иске доводам поддержал, суду пояснил, что решением суда за Ногиным В.Н. было признано право пользования квартирой, в администрации имеется адресный перечень домов, признанных не пригодными для проживания с указанием площади жилого помещения 37,5 кв.м. На нанимателе жилья не лежит обязанность сохранять технический паспорт жилья, Ногин В.Н. проживал в квартире с 1990 года, в дальнейшем в связи с тем, что в связи с авариным состоянием проживать было не возможно, выехал из жилья. В соответствии с очередностью предоставления жилья очередность предоставления выплаты должна наступить в 2022 г. без разрешения вопроса об обязании предоставить выплату права Ногина В.Н. восстановлены не будут.
Представитель третьего лица- глава Администрации МО ГП «п. Кичера» Голикова Н.Д. в судебном заседании полагала заявленные исковые требования обоснованными, суду пояснила, что Ногин В.Н. иного жилья не имеет, проживал в спорном жилье, технического паспорта на квартиру не имелось. Комиссией созданной распоряжением Администрации МО «Северо-Байкальский» район были составлены акт и заключение о признании дома не пригодным для проживания и при составлении перечня таких домов определена площадь 37,5 кв.м. В доме имелось две квартиры, каждая 37,5 кв.м., построенные по <адрес> дома являлись стандартными, имели одинаковую планировку и площадь.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам выплат в связи с признанием жилого помещения не пригодным для проживания.
В соответствии с ч.3 ст. 16 Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
На территории Северо-Байкальского района Республики Бурятия в рамках государственной программы Республики Бурятия "Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия", утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424 проводятся мероприятия по Переселению граждан из жилых помещений, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции
Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании акта и заключения межведомственной комиссии Администрации МО «Северо-Байкальский район» № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом по адресу <адрес> был признан не пригодным для проживания.
Как установлено из пояснений участников процесса, исследованных материалов дела, дом по <адрес> являлся двухквартирным, на основании составленных межведомственной комиссией документов <адрес> указанного дома была включена в перечень жилых помещений, признанных не пригодными для проживания и подлежащих расселению в рамках Программы утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 N 424
Распоряжением Правительства РБ от 02.08.2016 N 489-р жилое помещение по адресу <адрес> включено в список № очередности расселения многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали на территории МО "Северо-Байкальский район", и в настоящее время числится в указанном списке под номером очередности – 5.
Подпрограммой 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия» Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением правительства Республики Бурятия № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено предоставление социальных выплат нанимателям жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания находящихся в зона Байкало-Амурской магистрали.
Порядок, условия предоставления, распределения и расходования субсидий, выделяемых из республиканского бюджета местным бюджетам на реализацию основного мероприятия "Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, и из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, расположенных в зоне Байкало-Амурской магистрали" предусмотрен Приложением № к Программе.
Согласно п. 2.1 п. 2.2. Порядка, предоставление социальных выплат собственникам жилых помещений, признанных аварийным и непригодным для проживания жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться, осуществляется в соответствии с очередностью расселения.
Муниципальное образование, исходя из установленных соглашением между Министерством и муниципальным образованием лимитов финансирования и в соответствии с очередностью расселения, в течение пятнадцати календарных дней с момента заключения указанного соглашения уведомляет граждан (получателей социальной выплаты) о необходимости подачи заявления по месту проживания ежегодно в срок до 30 апреля текущего финансового года по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку с приложением следующих документов:
(в ред. Постановления Правительства РБ от 13.01.2022 N 15)
- документов, удостоверяющих личность гражданина (получателя социальной выплаты);
- документов, подтверждающих родственные отношения гражданина (получателя социальной выплаты) и лиц, указанных им в качестве членов семьи (свидетельство о браке (свидетельство о расторжении брака, записи актов гражданского состояния), свидетельство о рождении (страницы паспорта гражданина Российской Федерации с внесенными сведениями о детях и семейном положении), свидетельство об усыновлении);
- документов, подтверждающих признание членами семьи гражданина (получателя социальной выплаты) иных лиц, указанных им в качестве членов семьи;
- абзац утратил силу. - Постановление Правительства РБ от 13.01.2022 N 15;
- обязательства о безвозмездном отчуждении гражданином (получателем социальной выплаты) принадлежащего ему на праве собственности или ему и членам его семьи на праве общей собственности и свободного от обязательств жилого помещения и земельного участка, на котором расположено указанное жилое помещение (в случае, если земельный участок находится в собственности гражданина), в муниципальную собственность, оформленного согласно приложению N 4 к Порядку;
- согласия на переселение в другое муниципальное образование (для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, изъявивших такое желание);
- согласия на обработку персональных данных;
- документа, удостоверяющего личность представителя гражданина, и документа, подтверждающего полномочия представителя гражданина (в случае представления заявления и документов представителем гражданина);
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 13.01.2022 N 15)
- документов, удостоверяющих факт постоянного проживания в жилом помещении гражданина (получателя социальной выплаты) и членов его семьи на дату подачи заявления: отметка в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации постоянного места жительства в жилом помещении, или вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее факт постоянного проживания в жилом помещении, или свидетельство о регистрации постоянного места жительства, выданное уполномоченными органами (для лиц до 14 лет);
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 13.01.2022 N 15)
- для собственников жилых помещений (жилых помещений и земельных участков, на которых они расположены), непригодных для проживания, правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности гражданина и членов его семьи (при наличии у членов семьи права собственности) на жилое помещение, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) (представляются в случае, если право собственности на жилое помещение возникло до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним");
(абзац введен Постановлением Правительства РБ от 13.01.2022 N 15)
- кадастрового паспорта и (или) иного документа технического учета, подтверждающего размер площади занимаемого жилого помещения, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН.
Муниципальные образования запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие документы:
а) в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав:
- выписку из Единого государственного реестра недвижимости о правах гражданина о наличии (отсутствии) ограничений (обременений) на недвижимое имущество, в отношении которого представляется обязательство о безвозмездном отчуждении (сдаче). Указанные сведения граждане (получатели социальной выплаты) вправе представлять по собственной инициативе;
- выписку о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества;
б) в органе по контролю в сфере миграции:
- документ, содержащий сведения о регистрации членов семьи гражданина (получателя социальной выплаты) по месту жительства в жилом помещении совместно с ним.
Копию правоустанавливающего документа на занимаемое жилое помещение (договор социального найма жилого помещения), а также документ, содержащий сведения о регистрации по месту жительства, граждане вправе самостоятельно представить в администрацию муниципального образования.
Муниципальные образования проводят сверку представленных получателем социальной выплаты сведений, в том числе о составе (членах) семьи, путем направления запросов в соответствующие органы.
Муниципальные образования несут ответственность за достоверность сведений получателей социальной выплаты и обоснованность принятых ими решений о предоставлении социальной выплаты и за распределен
В соответствии с п. 2.4 Порядка, по результатам рассмотрения представленных гражданами документов жилищная комиссия муниципального образования в течение пятнадцати календарных дней со дня их получения оформляет решение о предоставлении либо решение об отказе в предоставлении гражданину социальной выплаты и направляет уведомление о принятом решении гражданину в течение пяти календарных дней со дня принятия соответствующего решения.
Основаниями для отказа в предоставлении гражданину социальной выплаты являются в том числе непредставление гражданином полного пакета документов.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ за Ногиным В.Н. было признано право пользования жилым помещением по адресу <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ Ногин В.Н., как наниматель не пригодного для проживания жилья, состоящего в программе по переселению, обратился в администрацию МО ГП «п. Кичера» с заявлением о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья в другом муниципальном образовании, приложив к заявлению копии паспорта, СНИЛС, обязательство о безвозмедном отчуждении, согласие на обработку персональных данных, копию решения суда от 15.10.2021г., заявление о согласии переселения.
При рассмотрении учетного дела Ногина В.Н. жилищной комиссией по вопросам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья Администрации МО «Северо-Байкальский район» было принято решение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу было отказано в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья как нанимателю жилого помещения на территории республики Бурятия.
Основанием для принятия указанного решения являлось отсутствие документа: кадастрового паспорта и (или) иного документа технического учета, подтверждающего размер площади занимаемого жилого помещения, права на которое не зарегистрированы в ЕГРН.
Из материалов дела следует, что кадастрового паспорта и (или) иного документа технического учета, на жилое помещение по <адрес> в администрации <адрес> не имеется и технических документов на жилое помещение в архиве БТИ.
На настоящее время жилого помещения не существует, единственным документом, подтверждающим площадь жилья является адресный перечень домов, жилые помещения которых признаны ветхим или аварийным жильем, подлежащим сносу по МО «Северо-Байкальский район», в котором площадь квартиры определена в размере 37,5 кв.м.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Ногин В.Н. собственником спорного жилья не являлся, обязанностей по изготовлению и сохранению технического паспорта, на жилое помещение, находящегося в муниципальной собственности у Ногина В.Н. не имелось, соответственно отсутствие у Администрацией МО ГП «п. Кичера» и в органах БТИ технических документов на жилое помещение не могло являться основанием для отказа в предоставлении истцу социальной выплаты. В связи с изложенным, заявленные требования о признании решения жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд считает возможным определить площадь спорного жилого помещения исходя из единственного документа, подтверждающего данные обстоятельства, а именно, согласно перечня, составленного Администрацией МО «Северо-Байкальский район».
При этом суд также учитывает, что в соответствии с п. 2.10 Порядка предоставления субсидий, расчет суммы социальной выплаты производится не из площади занимаемого жилого помещения, а исходя из количества состава семьи и средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья на территории республики Бурятия и норматива площади жилого помещения.
Порядок и сроки предоставления выплаты определены на настоящее время Порядком предоставления муниципальными образованиями социальных выплат на приобретение жилых помещений собственникам жилых помещений, признанных ветхим и аварийным жильем, или нанимателям таких жилых помещений по договорам социального найма, изъявившим желание переселиться (Приложение № I Постановления Правительства РБ от 02.08.2013 N 424 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия».
Указанный порядок не предусматривает возможности принятия жилищной комиссией повторного решения в случае отмены судом ранее принятого решения об отказе в предоставлении социальной выплаты.
Принимая во внимание, что иных оснований для отказа в предоставлении выплаты Ногину В.Н. кроме как отсутствие технических документов на жилое помещение не установлено, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о возложении на Администрацию МО «Северо-Байкальский район» обязанности предоставить ему социальную выплату.
Вместе с тем, поскольку указанный выше порядок предусматривает необходимость совершения действий по предоставлению выплаты как Администрацией, так и получателем выплаты, суд приходит к выводу о необходимости установить срок исполнения решения до ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок по мнению суда является разумным, позволяющим принять меры надлежащие для исполнения решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать решение № от ДД.ММ.ГГГГ Жилищной комиссии по вопросам переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, и жилых помещений, признанных непригодными для проживания Администрации МО «Северо-Байкальский район» «Об отказе Ногину В.Н. в предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья нанимателем жилого помещения на территории Республики Бурятия» незаконным.
Обязать Администрацию МО «Северо-Байкальский район» в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить Ногину В.Н. социальную выплату для приобретения жилья на территории Республики Бурятия как нанимателю жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 37,5 кв.м. в соответствии с очередностью расселения многоквартирных домов, утвержденной Распоряжением Правительства республики Бурятия от 02 августа 2016 г. № 489-р.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в мотивированной форме принято 01 июня 2022 года.
Судья: В.В.Атрашкевич