Материал № 12-300/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Ногинск Московской области 22 апреля 2021 года
Ногинский городской суд Московской области в составе судьи Никитиной А.И.,
рассмотрев в заседании жалобу должностного лица, направившего дело на рассмотрение судье, заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Кондаурова Д.В., на постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> Румянцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в отношении Старикова Д. В.,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> Румянцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ Стариков Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 2000 рублей без конфискации орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Не оспаривая по существу указанный выше судебный акт, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение судье, заместитель начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Кондауров Д.В., обратился в Ногинский городской суд <адрес> с жалобой на постановление мирового судьи, в которой просит его изменить в части решения об изъятых орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов - трех рыболовных сетей из синтетического материала (лески), которые просит конфисковать с последующим уничтожением, как изъятые из оборота на территории Российской Федерации.
В заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Стариков Д.В., заинтересованное лицо - должностное лицо отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, своевременно извещенные о времени рассмотрения жалобы, в суд не явились, не настаивали на рассмотрении жалобы с их участием, в связи с чем судья считает возможным рассмотреть жалобу должностного лица, направившего дело на рассмотрение судье, заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Кондаурова Д.В., на постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> Румянцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Старикова Д.В., в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив в полном объеме материалы дела и доводы жалобы должностного лица, направившего дело на рассмотрение судье, заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Кондаурова Д.В., прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Исходя из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Названные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Старикова Д.В. выполнены в полной мере.
В соответствии с разъяснениями пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство», квалификации по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ подлежат действия (бездействие) лиц, нарушивших правила, регламентирующие рыболовство во внутренних водах Российской Федерации (на водных объектах рыбохозяйственного значения, включая Каспийское море), не являющихся внутренними морскими водами.
Статья 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов. Так, в соответствии с указанной нормой любительское и спортивное рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях.
В пункте 6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство» Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что к нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например: несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).
Утверждение (издание) Правил рыболовства как отдельного нормативного правового акта предусмотрено ст. 43.1 Закона о рыболовстве. Правила рыболовства утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства для каждого рыбохозяйственного бассейна. Правила рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна утверждены приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила рыболовства).
На основании подпункта «а» пункта 29 Правил рыболовства при любительском и спортивном рыболовстве запрещается применение сетей всех типов; ловушек всех типов и конструкций (мереж, вентерей, верш, "морд", "заколов"), за исключением раколовок; пассивных орудий добычи (вылова) ("закидушек", "поставушек", "тычков" и других) на реках, являющихся местом обитания лососевых видов рыб; огнестрельного и пневматического оружия, арбалетов и луков; удочек (в том числе донных удочек) и спиннинговых снастей всех систем и наименований с общим количеством крючков (одинарных, двойных или тройных) более 10 штук у одного гражданина; тралящих и драгирующих орудий добычи (вылова); сетных отцеживающих и объячеивающих орудий добычи (вылова) и приспособлений (бредней, неводов, волокуш, наметок, подъемников, кругов, "телевизоров", "экранов", "хваток", "буров", "черепков", "накидок", "косынок", "саков", "котцов", "крылаток", "немок", "возьмилок", "режаков", "оханов" и других), за исключением подъемников ("пауков") и черпаков не более одной штуки у одного гражданина, размером (длина, ширина, высота) не более 100 см, и размером (шагом) ячеи не более 10 мм (в том числе используемых с приманкой) для добычи (вылова) живца (наживки), кроме особо ценных и ценных видов рыб; колющих орудий добычи (вылова) (остроги и другие), за исключением любительского и спортивного рыболовства, осуществляемого с использованием специальных пистолетов и ружей для подводной охоты; сомовников; капканов; крючковых самоловных снастей.
Согласно ст. 52 Закона о рыболовстве лица, совершившие правонарушения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нарушение Правил рыболовства представляет собой нарушение правил, регламентирующих рыболовство, и охватывается объективной стороной правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч.2 ст.8.37 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, Стариков Д.В. ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 10 минут производил незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, запрещенным орудием добычи (вылова) – 2-мя рыболовными сетями (леска) б/у длинной 4 метра, высотой 1 метр, ячея 30 мм х 30 мм каждая, с берега в песенном карьере «Кудиновский» вблизи <адрес>. Черепково, Богородского г.о. <адрес>, чем нарушил п. «а» ст. 29 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства № от ДД.ММ.ГГГГ.
Факт совершения Стариковым Д.В. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, и его виновность подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Старикова Д.В., в котором должным образом описано событие административного правонарушения. Указанный протокол подписан Стариковым Д.В., который указал, что с протоколом согласен, (л.д. 6-7); протоколом изъятия 1260/5 от ДД.ММ.ГГГГ, по данным которого были изъяты: сеть леска L-4 м, h -1 м, ячея 30ммx30мм - 2 шт; картой-схемой к протоколу об административном правонарушении (л.д.9-10); фотофиксация правонарушения (л.д. 10-11); актом о приеме на хранение сети леска L-4м h -1м, ячея 30ммx30мм - 2 шт (л.д. 12-13); расчетом, согласно которому ущерб, причиненный государственным водным биологическим ресурсам гражданином Стариковым Д.В. составляет 2000 (три тысячи) рублей (л.д. 15); определением о передаче протокола об административном правонарушении и материалов дела на рассмотрение по подведомственности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14), которым в совокупности с другими материалами дела дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, суд обоснованно пришел выводу, что Стариков Д.В. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.37 ч. 2 КоАП РФ, поскольку он нарушил правила, регламентирующие рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.
При рассмотрении дела в соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ на основании анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место его совершения.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену обжалуемые постановление и решение, не установлено.
Однако суд приходит к выводу о необходимости изменения вынесенного по делу акта, в связи с нижеследующим.
Частью 2 ст. 8.37 КоАП РФ установлено, что нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.
В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.
Орудиями добычи (вылова) водных биологических ресурсов, изъятыми у гражданина Старикова Д.В., согласно материалам дела, являются рыболовная сети с сетным полотном из синтетического материала (лески) в количестве 2 (две) штуки, отнесенные к жаберной разновидности сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, по конструктивным особенностям (устройству) отнесены к одностенным, по способу лова являются ставными.
Единый классификатор-справочник орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ФЕБНУ «ВНИРО», 2018), разработанному Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии» (ФЕБНУ «ВНИРО») в соответствии с Международной стандартной статистической классификацией рыболовных орудий (ISSCFG), принятой на 25 Сессии Координационной рабочей группы по рыболовной статистике ФАО (23-ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>), определяет, что жаберные сети относятся к объячеивающим и запутывающим орудиям добычи (вылова). Принцип действия жаберных сетей основан на запутывании или застревании (объячеивании) рыбы в сетном полотне, выставленном на пути её движения или обметываемом вокруг её скопления. В зависимости от способа лова и установки подразделяются на ставные сети на якорях (грузах), ставные сети на кольях, плавные (дрифтерные) сети и обкидные сети. По конструктивным особенностям (устройству) делятся на одностенные (принцип действия: объячеивание), многостенные (двухстенные и трехстенные) (принцип действия: объячеивание и запутывание), рамовые (принцип действия: запутывание и объячеивание) и комбинированные сети (принцип действия: запутывание, объячеивание, лов рыб различного размерного ряда, находящихся на разных горизонтах).
Пунктом 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен запрет на осуществление любительского рыболовства с применением сетных орудий добычи (вылова) водных биоресурсов, за исключением случая, установленного статьей 9 настоящего Федерального закона. Согласно подпункту 15.2 пункта 15 Правил рыболовства для Волжско-Каспийского рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила рыболовства) юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам при осуществлении рыболовства запрещается осуществлять добычу (вылов) водных биоресурсов с применением запрещенных законодательством Российской Федерации орудий и способов добычи (вылова). В силу подпункта «а» пункта 29 Правил рыболовства, рыболовная сеть является запретным орудием добычи (вылова) водных биологических ресурсов, применение которого при осуществлении любительского рыболовства запрещено.
Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 9 Федерального закона от и ДД.ММ.ГГГГ № 475-ФЗ «О любительском рыболовстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» оборот жаберных сетей на территории Российской Федерации запрещается, за исключением районов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Особенности оборота и применения жаберных сетей в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 4 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» в целях сохранения водных биоресурсов и среды их обитания введен запрет на ввоз на территорию Российской Федерации синтетических сетей.
Таким образом, рыболовные сети из синтетического материала (лески), изъятые у гражданина Старикова Д.В., считаются изъятыми из оборота и в силу ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ при невозможности конфискации подлежат уничтожению, в связи с чем постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> – Румяцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Старикова Д.В. подлежит изменению в части решения об изъятых орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов - трех рыболовных сетей из синтетического материала (лески).
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушений, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> Румянцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Старикова Д. В. - изменить в части решения об изъятых орудиях добычи (вылова) водных биологических ресурсов - рыболовных сетей из синтетического материала (лески).
Считать верным, что орудия добычи (вылова) водных биологических ресурсов - две рыболовных сети из синтетического материала (лески) подлежат конфискации с последующим уничтожением.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № Ногинского судебного района <адрес> Румянцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Старикова Д.В. - оставить без изменения.
Жалобу должностного лица, направившего дело на рассмотрение судье, заместителя начальника отдела государственного контроля, надзора, охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания по <адрес> Московско-Окского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, Кондаурова Д.В., на постановление мирового судьи судебного участка № Румянцевой Д.Г. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ, в отношении Старикова Д.В. - удовлетворить.
Судья