Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1969/2019 ~ М-1590/2019 от 03.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 декабря 2019 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Панковой М.А.,

при секретаре Зайцеве С.В.,

с участием прокурора Скоровой Ю.С.,

административного истца Черникова О.О. и его представителя Силантьева Р.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1969/2019 по административному исковому заявлению Черникова О.О. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907,

У С Т А Н О В И Л:

Черников О.О. обратился в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующим Перечня объектов недвижимого имущества, находящегося на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 с учетом последующего уточнения в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия, указывая, что административный истец является собственником указанного объекта недвижимости. Данное нежилое помещение не подпадает под критерии, установленные ст.378.2 НК РФ, поскольку не является административно-деловым либо торговым центром, и в нем не размещаются офисы, объекты бытового обслуживания или общественного питания. Включение нежилого помещения в Перечень противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права административного истца, поскольку незаконно обязывает уплачивать налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости объекта капитального строительства, что увеличивает налоговую базу по налогу.

Административный истец Черников О.О. и его представитель Силантьев Р.В. в судебном заседании поддержали заявленные требования по основаниям, указанным в административном исковом заявлении.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Письменный отзыв на административный иск не представил.

Представители Администрации г.о.Самара, ООО «Проф Сервис», Аксютина М.Ю., привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

ООО «Проф Сервис», Аксютина М.Ю. представили отзывы, в которых просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Прокурор полагает, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку нормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права административного истца.

Суд, выслушав административного истца, его представителя, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела, приходит к выводу, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с ч. 6 указанной статьи, административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.

Оспариваемым в части нормативным правовым актом урегулированы общественные отношения в сфере налогообложения.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Абзацами первым, третьим пункта 1 и пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Законом Самарской области от 10.11.2014 г. № 107-ГД в соответствии с Федеральным законом РФ от 4 октября 2014 года N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке.

Пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, подлежат включению объекты капитального строительства, принадлежащие как юридическим лицам, так и физическим лицам.

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области                          от 25.11.2014 года № 719, министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru 24.11.2016 года, в газете "Волжская коммуна" N 313(29859) 24.11.2016, в газете "Волжская коммуна" N 316(29862) 29.11.2016 (продолжение), в газете "Волжская коммуна" N 318(29864) 30.11.2016 (продолжение).

Оспариваемый нормативный правовой акт принят в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

Нормативный правовой акт не оспаривается по мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на его принятие, а также по порядку его опубликования.

В вышеуказанный перечень под номером под номером включен объект недвижимости – нежилое помещение, общей площадью 259,1 кв.м., кадастровый номер , расположенное по адресу: <адрес>.

Указанное нежилое помещение принадлежит на праве собственности    Черникову О.О. на основании соглашения о разделе имущества супругов от 18.12.2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах от 25.09.2019 года.

Оценивая обоснованность включения нежилого помещения, принадлежащего истцу на праве собственности, в оспариваемый Перечень, суд полагает, что доводы административного иска нашли свое подтверждение.

Так, согласно пункту п.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).

Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере имущественных отношений, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости с кадастровым номером , помещение имеет наименование: нежилое помещение, назначение: нежилое помещение.

Указанное нежилое помещение расположено в здании с кадастровым номером , наименование: жилой дом, назначение: жилой дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 28.10.2019 года.

Жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , вид разрешенного использования: под строительство жилого дома со встроено-пристроенными нежилыми помещениями.

В соответствии с техническим паспортом, спорное нежилое помещение, общей площадью 259,1 кв.м., расположено на цокольном этаже, включает в себя: склады, коридор, лестница, умывальная, санузлы, комната отдыха кабинеты

01.03.2016 года между ИП Черниковым О.О. (арендодатель) и ООО «Проф Сервис» (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду нежилое помещение, общей площадью 174,3 кв.м., для использования в соответствии со сведениями о видах экономической деятельности.

10.03.2016 года между ИП Черников О.О. и ООО «Проф Сервис» заключено дополнительное соглашение к договору б/н аренды нежилого помещения от 01.03.2016 года, в соответствии с которым помещения площадью 15,7 кв.м. и 15,5 кв.м. переданы в качестве офиса, помещения общей площадью 143,1 кв.м. представлены в качестве подсобных и складских помещений.

01.02.2017 года между ИП Черниковым О.О. (арендодатель) и ООО «Проф Сервис» (арендатором) заключен договор аренды нежилого помещения, согласно которому арендодатель предоставил арендатору в аренду нежилое помещение, общей площадью 174,3 кв.м., для использования в соответствии со сведениями о видах экономической деятельности.

01.02.2017 года между ИП Черников О.О. и ООО «Проф Сервис» заключено дополнительное соглашение к договору б/н аренды нежилого помещения от 01.02.2017 года, в соответствии с которым помещения площадью 15,7 кв.м. и 15,5 кв.м. переданы в качестве офиса, помещения общей площадью 143,1 кв.м. представлены в качестве подсобных и складских помещений.

01.05.2016 года, 01.04.2017 года между ИП Черников О.О. и ИП Аксютиной М.Ю. заключены договоры аренды нежилого помещения № , , согласно которым арендодатель предоставил арендатору в аренду нежилое помещение, общей площадью 19,2 кв.м., из которой 5,0 кв.м. отводится под торговое место, а остальные в качестве складских помещений.

Согласно акту осмотра объекта недвижимости в целях определения вида фактического использования от 30.10.2019 года, составленному ООО «Поволжское Региональное БТИ», фактически нежилое помещение используется в качестве складского-офисного с основными и вспомогательными помещениями. По результатам осмотра основные помещения (кабинет, торгово-складское) составляют 44,7 кв.м. или 17,25% от общей площади, вспомогательные помещения (коридор, подсобное, сан.узел, склад) составляют 214,4 кв.м. или 82,75% от общей площади.

В соответствии с актом обследования объекта недвижимого имущества от 10.12.2019 года, выполненным ГБУ СО «ЦРР», нежилое помещение с кадастровым номером фактически используется: помещения общей площадью 45,5 кв.м. – офисы, помещение площадью 13 кв.м. – комната приема пищи, помещения общей площадью 141,3 кв.м. – склады, помещение площадью 14,8 кв.м. – помещение для размещения мебели, помещение площадью 7,3 кв.м. – сан.узел, помещение площадью 5,5 кв.м. – пустое помещение, помещения общей площадью 37,4 кв.м. – коридоры. На прилегающую к объекту территорию имеется беспрепятственный доступ. Возможность получения услуг в объекте неограниченному кругу лиц установить не удалось.

Таким образом, сведения об объекте – нежилое помещение, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и документах технического учета, а также наименование и назначение здания, в котором находится помещение, однозначно не предусматривают размещение в спорном нежилом помещении административных либо торговых центров, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не содержат сведений о наличии централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, офисного оборудования, парковки.

    Вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен спорный объект, не предполагает размещение на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, как и предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

    Из договоров аренды следует, что в аренду арендаторам сдана часть нежилого помещения площадью 5 кв.м. – под торговое место, часть нежилого помещения площадью 31,2 кв.м. – под офисы, что составляет менее 20% от общей площади нежилого помещения.

Как следует из материалов дела и пояснений административного ответчика, мероприятий по определению фактического использования спорного нежилого помещения на момент формирования и утверждения Перечня не проводилось.

    Доказательств фактического использования нежилого помещения в целях размещения административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), объектов, предусматривающих размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, также не представлено.

    Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, учитывая назначение и технические характеристики нежилого помещения и здания, в котором расположено нежилое помещение, нахождение в аренде части нежилого помещения, используемых арендаторами под торговое место площадью 5 кв.м. и под офисы площадью 31,2 кв.м., что составляет менее 20% от общей площади спорного нежилого помещения, а также вид разрешенного использования земельного участка, отсутствие осмотра фактического использования помещения на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, суд полагает, что со стороны административного ответчика не доказан факт соответствия объекта недвижимости, находящегося на праве собственности у Черникова О.О. критериям, поименованным в ст.378.2 НК РФ.

    При таких обстоятельствах требования истца в части необоснованности включения в Перечень спорного объекта недвижимости, подлежат удовлетворению.

    Суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативного правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.

     Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

    Частью 11 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что утрата нормативным правовым актом силы или его отмена в период рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта не может служить основанием для прекращения производства по этому административному делу в случае, если при его рассмотрении установлены применение оспариваемого нормативного правого акта в отношении административного истца и нарушение его прав, свобод и законных интересов.

    Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

    Поскольку оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 г.), признание отдельных его положений не действующими с момента принятия нормативного акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

    Таким образом, требования административного иска подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 208-215 КАС РФ, суд

        Р Е Ш И Л :

Административный иск Черникова О.О. к министерству имущественных отношений Самарской области о признании недействующим в части «Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденного приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907 удовлетворить.

Признать недействующим «Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год», утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14.11.2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, со дня его принятия.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 декабря 2019 года.

    Председательствующий:                    М.А.Панкова

3а-1969/2019 ~ М-1590/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Черников О.О.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Аксютина Марина Юрьевна
ООО "Проф Сервис"
Администрация городского округа Самара
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.10.2019Регистрация административного искового заявления
03.10.2019Передача материалов судье
04.10.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.10.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2019Подготовка дела (собеседование)
24.10.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.11.2019Судебное заседание
20.12.2019Судебное заседание
31.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее