№2-154/2022
22RS0026-01-2022-000168-91
Мотивированное решение изготовлено 15.06.2022г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Красногорское 14 июня 2022 года
Красногорский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Коноваленко Л.В.,
при секретаре Савиной Е.Н.,
с участием помощника прокурора Красногорского района Алтайского края – Бизяевой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногорского района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Новозыковская Средняя общеобразовательная школа им. В.Нагайцева» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л
Прокурор Красногорского района Алтайского края обратился в суд с указанным иском, в обоснование которого указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Новозыковская Средняя общеобразовательная школа им. В.Нагайцева (далее МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева») на предмет соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой выявлены нарушения допущенные ответчиком.
Так в ходе проверки установлено, что в здании МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева», расположенном по <адрес>, имеется основной вход, который не приспособлен для возможности прохода маломобильных групп населения (далее МГН), в частности перед входом расположено крыльцо не оборудованное пандусом или иными устройством для беспрепятственного доступа МГН, что противоречит требованиям СНиП 35-01-2001, СП 31-102-99, пп. «а» п. 3 Порядка обеспечение условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2015г. № 1309, так как не обеспечена возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них. Не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. При входе в здание в образовательное учреждение отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Ранее в МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева» вносилось представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, каких либо мер для устранения нарушений не принято, представление отклонено в связи с отсутствием денежных средств в объеме, необходимом для устранения нарушений.
Выявленные нарушения могут повлечь за собой нарушение прав инвалидов на доступную среду в сфере образования.
На основании изложенного прокурор просит признать незаконным бездействие МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева», выразившееся в не обеспечении размещения в учебных и коридорных помещениях МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева» по адресу: <адрес>, носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности – дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здание образовательной организации вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, не обустройстве пандуса или иного подъемного устройства в здании образовательного учреждения. Возложить на МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева», обязанность по устранению указанных недостатков. Установить срок исполнения решения суда 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора Красногорского района Алтайского края Бизяева М.С. исковые требования поддержала, ссылаясь на доводы, изложенные в иске, просила установить срок для исполнения судебного решения – 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева» и представитель третьего лица администрации Красногорского района Алтайского края о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайства отсутствуют.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, в соответствии с ч. 1 ст. 9 которой для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к объектам и услугам, открытым и (или) предоставляемым для населения.
Статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм возложены обязанность по обеспечению инвалидам условий и возможностей доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18.07.2019 № 1943-О указал, что с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» предусмотренная в части первой статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по созданию условия для беспрепятственного доступа инвалидов была распространена не только на объекты социальной инфраструктуры, но и на объекты связи, инженерной и транспортной инфраструктуры, транспортные средства, с установлением условия о применении указанного положения с 01.07.2016 ко всем вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
При этом законодатель также предусмотрел необходимость принятия собственниками существующих объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, которые невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, до их реконструкции или капитального ремонта меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме (часть четвертая статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ).
Неисполнение обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к вышеуказанным объектам нарушает права и законные интересы лиц с ограниченными физическими возможностями, требует принятия мер к их устранению вне зависимости от даты введения действующего объекта в эксплуатацию (определение Верховного Суда РФ от 24.12.2018 N 304-КГ18-21013 № А46-19124/2017, определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 03.12.2020 № 88-17818/2020, определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 02.06.2020 № 88-9843/2020).
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов Министерства образования и науки Российской Федерации определяется Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 № 1309 (далее – Порядок).
Согласно п. 3,4 Порядка руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам определенных условий доступности объектов в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Ст. 2 Градостроительного кодекса РФ, установлено, что законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе: обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Ст. 24 указанного кодекса предусмотрено, что региональные и местные нормативы градостроительного проектирования содержат минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека (в том числе объектами социального и коммунально-бытового назначения, доступности таких объектов для населения (включая инвалидов), объектами инженерной, транспортной инфраструктур, благоустройства территории). Ст. 48 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (в случае подготовки соответствующей проектной документации).
Ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», предусмотрено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, объекты транспортной инфраструктуры должны быть оборудованы специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам и другим группам населения с ограниченными возможностями передвижения беспрепятственно пользоваться услугами, предоставляемыми на объектах транспортной инфраструктуры.
Во взаимосвязи с перечисленными нормами принят СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденный Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.12.2020 № 904/пр (далее по тексту - СНиП 35-01-2001), которыми определены параметры застройки зданий (помещений) с целью обеспечения их доступности для маломобильных групп населения (далее по тексту - МГН), а также Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принят и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 29 ноября 1999 г. № 73 (далее по тексту - СП 31-102-99).
В судебном заседании установлено, что в нарушение пп. «а» п. 3 Порядка в образовательной организации, не обеспечена возможность беспрепятственного входа в объекты и выхода из них для МГН. В нарушение пп. «е» п. 3 Порядка в образовательной организации, расположенной по адресу: <адрес> не обеспечено размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности - дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Вопреки требованиям пп. «а» п. 4 Порядка при входе в здание в образовательное учреждение отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В результате проведенной прокурором проверки установлено нарушение действующего законодательства в части социальной защиты инвалидов, что следует из акта проверки от 22.04.2022г.
На представление прокурора Красногорского района Алтайского края об устранении имеющихся нарушений, директором МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева» Хабаровой Г.А. дан ответ об отсутствии финансовой возможности для устранения допущенных нарушений.
Из Устава МКОУ « Новозыковская СОШ» им. В. Нагайцева следует, что учреждение является юридическим лицом, учредителем и собственником имущества юридического лица является муниципальное образование Красногорский район Алтайского края ( п.1.3).
Таким образом, действия по размещению носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также установить приспособление для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения ответчик обязан совершить при финансовом обеспечении Учредителя- Администрации Красногорского района Алтайского края.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о признании незаконным бездействия МКОУ «Новозыковская СОШ им. В. Нагайцева», поскольку бездействие указанного ответчика может повлечь за собой нарушение прав инвалидов на доступную среду в сфере образования. При этом подлежат удовлетворению требования прокурора Красногорского района о возложении обязанности на МКОУ «Новозыковская СОШ им. В.Нагайцева» в установленном действующим законодательством порядке обеспечить размещение по адресу: <адрес> носителей информации, необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, а также при входе в здание образовательной организации вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, обустройстве пандуса или иного подъемного устройства в здании образовательного учреждения.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Решая вопрос об установлении срока исполнения настоящего решения суда, суд соглашается с прокурором. Суд считает возможным установить срок для совершения указанных действий в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
На основании п.п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░. ░.░░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░. ░.░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░. ░.░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░. ░.░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░; ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░
.
.
.
.
.
.