В суде первой инстанции дело рассмотрено
судьей Ткаченко Е.С.
Дело № 21-600/2022
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
гор. Хабаровск 25 мая 2022 года
Судья Хабаровского краевого суда Яготинский С.И., рассмотрев жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Балдоржиевой И.Р. на решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В.,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области Балдоржиевой И.Р. от 23 декабря 2021г. министр жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрин Д.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Решением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2022г. постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Должностное лицо Балдоржиева И.Р. обратилась в Хабаровский краевой суд с жалобой на решение судьи районного суда, в которой просит решение отменить, дело направить на новое рассмотрение.
Жалоба рассмотрена в отсутствие Тюрина Д.В., защитника Нарожного Е.П., извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайств об отложении не заявлявших.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Из материалов дела следует, что министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края является должником в рамках исполнительного производства, возбужденного 14 декабря 2020 г. на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г. Хабаровска 17 ноября 2020 г. Предметом исполнения является обязанность юридического лица предоставить Цуй И.Д. благоустроенное жилое помещение специализированного государственного жилищного фонда Хабаровского края по договору найма специализированного жилого помещения в виде отдельной квартиры общей площадью не менее 18 кв.м. в пределах г. Хабаровска.
Должником требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, выполнены не были, в результате чего судебным приставом-исполнителем 16 января 2021 г. вынесено постановление о взыскании с юридического лица исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
07 октября 2021г. министру жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрину Д.В. вручено требование от 06 октября 2021г. об исполнении решения суда, в срок до 15 октября 2021г.
Однако в установленный срок требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе, не исполнены, в связи с чем в отношении должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В. 20 декабря 2021 г. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, а 23 декабря 2021г. вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
При рассмотрении жалобы на указанное постановление должностного лица судья районного суда пришел к выводу о том, что должностным лицом при рассмотрении дела нарушены процессуальные требования о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, совокупность представленных по делу доказательств в полной и достаточной мере не подтверждает вину и виновное бездействие должностного лица, в связи с чем постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении – прекращению.
Выводы судьи первой инстанции являются верными, доводы жалобы основанием к отмене вынесенного судебного решения являться не могут.
В силу ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из имеющейся в материалах дела информации по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, в крае (по состоянию на 10 декабря 2021г.) жилыми помещениями с 2006 года министерством обеспечено 2637 чел., в том числе 2207 чел. по решению судов; на отчетную дату министерством не исполнено 1347 решений судов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам; при этом на 2021 год предусмотрено всего средств на приобретение и строительство жилых помещений, исполнение мировых соглашений 789,55 млн.руб. (из них - 455,65 млн. руб. - из краевого бюджета, 339,90 млн.руб. - из федерального бюджета). Средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилого помещения, установленная на I квартал 2021 г. приказом Минстроя РФ от 24 декабря 2020г. №852/пр, составляет 86 801 руб.
В соответствии с постановлением Губернатора Хабаровского края от 25 апреля 2006г. №96 «О мерах по совершенствованию управления государственных жилищным фондом Хабаровского края», Положением о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006г. № 69-пр, Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 01 сентября 2006г. № 136-пр, министерство жилищно-коммунального хозяйства края является социально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом, наделено полномочиями по организации ведения учета государственного жилищного фонда края, учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма, принятию решений о предоставлении по социального найма жилых помещений, находящихся в казне края.
При этом министерство предоставляет гражданам поступившие в оперативное управление жилые помещения по результатам строительства, осуществляемого министерством строительства края и (или) по результатам приобретения жилых помещений министерством имущественных отношений края. Самостоятельного строительства либо покупки жилых помещений министерство не осуществляет.
Согласно постановлению Губернатора Хабаровского края от 25 апреля 2006г. №96 «О мерах по совершенствованию управления государственных жилищным фондом Хабаровского края», Положению о министерстве жилищно-коммунального хозяйства края, утвержденному постановлением Правительства Хабаровского края от 06 мая 2006г. № 69-пр, министерство является социально уполномоченным органом по управлению и распоряжению государственным жилищным фондом, наделено полномочиями по организации ведения учета государственного жилищного фонда края, учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из государственного жилищного фонда края по договорам социального найма, принятию решений о предоставлении по социального найма жилых помещений, находящихся в казне края.
Согласно п. 4.1 Регламента взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти Хабаровского края по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 01 сентября 2006г. № 136-пр, министерство жилищно-коммунального хозяйства края ежегодно не позднее 01 июня текущего года направляет в министерство строительства края заявки на строительство (приобретение) в очередном финансовом году жилых помещений (квартир) для предусмотренных федеральным и краевым законодательством категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела следует, что вышеназванная обязанность исполняется министерством жилищно-коммунального хозяйства путем направления в министерство строительство края ежегодно соответствующих заявок на строительство (приобретение) жилых помещений в Хабаровском крае для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того в рамках исполнения вступившего в законную силу 17 ноября 2020 г. решения Центрального районного суда г. Хабаровска, которым на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить Цуй И.Д. жилое помещение, 24 ноября 2020 г. министерство направило в министерство строительства края дополнительную заявку на строительство (приобретение) квартиры для Цуй И.Д.
Факт незаконного бездействия министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края по исполнению возложенных на него полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не подтвержден, что установлено решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 16 ноября 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 24 марта 2021г.
В настоящем деле отсутствуют бесспорные доказательства, подтверждающие виновное противоправное бездействие должностного лица – министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В., наличие реальной возможности для исполнения решения суда при рассмотрении жалобы не установлено.
Правильным является также вывод судьи районного суда о том, что постановление должностного лица от 23 декабря 2021г. не отвечает требованиям ст.29.10 КоАП РФ, в его описательно-мотивировочной части не указано, в чем выразилась вина Тюрина Д.В., какие именно служебные обязанности он не исполнил либо исполнил ненадлежащим образом, кроме того распоряжение о назначении Тюрина Д.В. на должность и его должностные обязанности в материалы дела не представлены.
Указание в решении судьи первой инстанции на тот факт, что поскольку должником по исполнительному производству является юридическое лицо - министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, его руководитель не может быть привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, является ошибочным. Вместе с тем вышеизложенное указание не влечет отмену законного и обоснованного, правильного по своему существу, судебного решения.
Согласно ч.2. ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются, в том числе, место, время совершения и событие административного правонарушения.
В соответствии с п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч.2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении от 20 декабря 2021 г. и постановление от 23 декабря 2021г., в нарушение требований ч.2 ст.28.2 и п.4 ст.29.10 КоАП РФ, все обстоятельства по делу не отражают, поскольку время (дату) и место совершения правонарушения не содержат, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в п.4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. № 5, является существенным нарушением процессуальных требований.
Указание в протоколе и постановлении на не исполнение Тюриным Д.В. требования судебного пристава-исполнителя в срок до 15 октября 2021г. не может восполнить отсутствие в вышеупомянутых процессуальных документах указания на конкретную дату совершения правонарушения, что в силу ч.2 ст.28.2 КоАП РФ возложено на административный орган и является обязательным.
При таких обстоятельствах выводы судьи районного суда о том, что в ходе рассмотрения дела должностным лицом не выполнены требования КоАП РФ о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, что является существенным нарушением процессуальных требований, а также что совокупность представленных по делу доказательств в полной и достаточной мере не подтверждает вину и виновное бездействие должностного лица - министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В., является законным и обоснованным.
Доводы жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами судьи районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения судьи.
Существенных нарушений процессуальных норм судьей районного суда не допущено, в связи с чем в удовлетворении жалобы следует отказать.
С учетом изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ,
р е ш и л:
Решение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 15 марта 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, в отношении министра жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Тюрина Д.В. оставить без изменения, а жалобу начальника отдела – старшего судебного пристава МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Балдоржиевой И.Р. – без удовлетворения.
Судья Хабаровского краевого суда