Дело № 2-48/2023
УИД 32RS0028-01-2022-001360-39
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2023 г. г. Стародуб
Стародубский районный суд Брянской области в составе
председательствующего – судьи Будниковой Р.М.,
при секретаре Булей И.Ю.,
с участием истца Куриленко М.М.,
представителя ответчика Трушко Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Куриленко М.М. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области о признании права на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск,
УСТАНОВИЛ:
Куриленко М.М. (истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала и была зарегистрирована в <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, территория которого относится к зоне проживания с правом на отселение. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время она вновь проживает в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области с заявлением о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении отпуска ей было отказано со ссылкой на то, что ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется при условии проживания (работы) до ДД.ММ.ГГГГ, тогда как у нее отсутствует необходимый период постоянного проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения.
С указанным решением истец не согласен и с учетом уточнения требований просила суд признать за нею право на ежегодный оплачиваемый дополнительный отпуск продолжительностью 7 календарных дней в соответствии со ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и обязать Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области произвести ей оплату дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 7 календарных дней за 2022 год.
В ходе рассмотрения дела судом была произведена замена ответчика - Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области правопреемником - Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Брянской области.
В судебном заседании истец Куриленко М.М. поддержала заявленные требования. Пояснила, что ранее ей работодателем предоставлялся дополнительный оплачиваемый отпуск за проживание в зоне с льготным социально-экономическим статусом, при этом она получала оплату за данный отпуск от учреждения социальной защиты населения.
Представитель ответчика Трушко Е.А., действующая на основании доверенности, иск не признала. Пояснила, что истцу отказано в предоставлении меры социальной поддержки как лицу, проживающему на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку в соответствии с требованиями закона Куриленко М.М. на данной территории в период на ДД.ММ.ГГГГ не проживала.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует и установлено судом, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Куриленко М.М. проживала и была зарегистрирована в <адрес>, что подтверждается справкой сектора по работе с Воронокской сельской территории администрации Стародубского муниципального округа Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец была зарегистрирована и проживала по адресу: <адрес>, что подтверждается удостоверением серии АЗ №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области, и справкой Глиновской сельской администрации Гордеевского муниципального района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время истец проживает по адресу: <адрес>, что следует из сведений паспорта и справки сектора по работе с Воронокской сельской территории администрации Стародубского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно распоряжению Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р территория с. <адрес> в период проживания истца была отнесена к зоне с правом на отселение.
Кроме того, как усматривается из трудовой книжки Куриленко М.М., с 2010 г. по настоящее время трудоустроена в школе-интернате <адрес>.
В соответствии с распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. №237-р, постановлением Правительства РФ от 18 декабря 1997 г. №1582, постановлением Правительства РФ от 8 октября 2015 г. №1074 территория <адрес> отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГКУ ОСЗН Стародубского района Брянской области, что истцу в период с июля 2015 г. по июль 2021 г. предоставлялся и оплачивался дополнительный отпуск за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Брянской области с заявлением о предоставлении ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска как лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением от 25 августа 2022 г. №0001.001549/2022-0819967 в предоставлении отпуска ей было отказано, поскольку ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется при условии проживания (работы) до 2 декабря 1995 г., тогда как у нее отсутствует необходимый период постоянного проживания (работы) на территориях зон радиоактивного загрязнения.
С данным решением суд не может согласиться по следующим основаниям.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение мер социальной поддержки в определенных законом случаях и размерах.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 гражданам, работающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, гарантируется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
Согласно ч. 3 ст. 19 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 данные меры социальной поддержки распространяются также на граждан, которые постоянно проживали (работали) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1 января 1991 г., затем покинули ее в период до 2 декабря 1995 г. и впоследствии (после 2 декабря 1995 г.) вернулись на территорию указанной зоны на постоянное место жительства.
При этом действующим законодательством не установлена продолжительность такого проживания, в связи с чем суд считает, что, по смыслу закона, для получения права на получение меры социальной защиты в виде предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска необходимо, чтобы гражданин на момент предоставления отпуска работал в зоне с льготным социально экономическим статусом, а также постоянно проживал (работал) в данной зоне в любой период до времени 22 декабря 1995 г.
Иное трактование данной нормы не соответствует закрепленному в ст. 42 Конституции Российской Федерации праву на возмещение ущерба, причиненного здоровью и, тем самым, в соответствии со статьей 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации, означало бы неправомерное ограничение и приводило бы к нарушению принципа равенства и правовой справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, как правовом и социальном государстве, в том числе, право на социальное обеспечение.
Признание права на получение данной меры социальной поддержки в виде дополнительного оплачиваемого отпуска за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом только за гражданами, которые непосредственно проживали в данной зоне на момент 1 января 1991 г. или 2 декабря 1995 г., необоснованно ограничивает конституционные права лиц, проживавших на момент катастрофы на ЧАЭС в данной зоне на протяжении длительного периода времени, а, следовательно, подвергавшихся воздействию радиации непосредственно сразу после катастрофы, когда уровень радиационного загрязнения был выше, чем в последующие годы.
Таким образом, поскольку законом не предусмотрена длительность периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом до 2 декабря 1995 г., суд приходит к выводу, что, проживая в данной зоне на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС (ДД.ММ.ГГГГ) и по ДД.ММ.ГГГГ, затем в зоне проживания с правом на отселение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, истец Куриленко М.М. подвергалась длительному воздействию радиации, в связи с чем приобрела право на получение дополнительного оплачиваемого отпуска в количестве 7 календарных дней в соответствии с п. 19 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку по настоящее время продолжает проживать и работать на территории зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что непрерывное проживание в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом до 1991 г. не является обязательным условием назначения соответствующей выплаты, на что указано в постановлении Конституционного суда РФ от 24 октября 2012 г. №23-П.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 19 ░░░░░░ ░░ ░░ 15 ░░░ 1991 ░. №1244-1 «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ 7 ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2022 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2023 ░.