Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 мая 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Емельяновой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1307/2024 по административному исковому заявлению Сулейманова Умяра Алиевича об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной стоимости,
у с т а н о в и л:
Сулейманов У.А. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:22:0703006:596 равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 года в размере 439 863 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является арендатором названного земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка превышает размер его рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика арендной платы.
В судебном заседании представитель административного истца Канунников И.С. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ СО ЦКО, заинтересованные лица: ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, Администрация сельского поседения Георгиевка, Администрация муниципального района Кинельский Самарской области не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемый земельный участок, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, Сулейманову У.А. на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером 63:22:0703006:596 площадью 11384 кв. м., расположенный по адресу: Самарская область, Кинельский р-н, с. Георгиевка. (основание: договор аренды № 01/46 земельного участка, на территории муниципального района Кинельский Самарской области, заключенный 08.06.2023 года)
Расчет арендной платы за указанный земельный участок производится исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Кадастровая стоимость земельного участка в размере 987 220,48 руб. утверждена актом ГБУ СО ЦКО -63/2024/000092 от 27.02.2024 года состоянию на 1 января 2022 года.
Административный истец считает размер кадастровой стоимости завышенным, в обоснование заявленных требований предоставил отчет об оценке № 50-1/2024 от 2 апреля 2024 года, выполненный частнопрактикующим оценщиком Тугушевым Р.А., которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:22:0703006:596 определена по состоянию на 1 января 2022 года в размере 439 863 руб.
Давая оценку отчету об оценке, суд отмечает, что оценка выполнена по состоянию на 1 января 2022 года, то есть на дату определения кадастровой стоимости земельного участка. Приведённые в отчете выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Оценщик руководствовался федеральными стандартами оценки, его выводы базируются на достоверных правоустанавливающих документах, отчет содержит определение рыночной стоимости земельного участка на основе качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализа рынка недвижимости и выявления ценообразующих факторов, влияющих на стоимость объекта оценки, расчетов величины рыночной стоимости, приведенной в рамках выбранного оценщиком сравнительного подхода. Суждение о величине рыночной стоимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Доказательств иной величины рыночной стоимости земельного участка, а также замечаний к отчету об оценке сторонами не представлено.
Стороны не заявили ходатайств о назначении судебной экспертизы, и суд оснований для назначения судебной экспертизы не усматривает.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 10 апреля 2024 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования Сулейманова Умяра Алиевича удовлетворить
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:22:0703006:596 площадью 11384 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, Кинельский р-н, с. Георгиевка, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2022 года в размере 439 863 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 10 апреля 2024 года.
Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 27 мая 2024 года.