Дело № 12-9/2023 копия
Р Е Ш Е Н И Е
г. Александровск 15 февраля 2023 года
Судья Александровского городского суда Пермского края Горланова Н.Н.,
при секретаре Ендальцевой О.В.,
с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, администрации Александровского муниципального округа Пермского края – Шишаковой Т.А.,
рассмотрев жалобу администрации Александровского муниципального округа Пермского края на постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Александровского муниципального округа Пермского края,
установил:
Постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Александровского муниципального округа Пермского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, администрация Александровского муниципального округа обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, вернуть дело должностному лицу на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения административного дела администрацией Александровского муниципального округа ДД.ММ.ГГГГ в адрес должностного лица было направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела на более позднюю дату, в связи с указанными в ходатайстве обстоятельствами, которое должностным лицом оставлено без удовлетворения. Администрация АМО планировала представить документы, подтверждающие добросовестность должника при исполнении решения суда, которые могли быть расценены в том числе, как смягчающие вину обстоятельства. При этом документы, предполагаемые к передаче, не могли быть представлены должником в материалы дела в дату, назначенную для рассмотрения дела, т.е. к ДД.ММ.ГГГГ, о чем также было указано в ходатайстве. Таким образом, должник был лишен права на предоставление доказательств, что является существенным нарушением норм процессуального права. Также указано, что в нарушение п. 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в мотивировочной части постановления должностным лицом приведены доводы виновности должника, не касающиеся существа требования, а регулирующие внеочередное предоставление жилых помещений гражданам в порядке, предусмотренном п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Также в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №-АП указано, что судебным приставом-исполнителем был установлен срок для исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, а в мотивировочной части Постановления - до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации Александровского муниципального округа Пермского края Шишакова Т.А. жалобу поддержала по изложенным в ней доводам. Просила постановление отменить, дело направить должностному лицу на новое рассмотрение.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав лицо, участвующее в деле, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, изучив доводы жалобы, приходит к следующим выводам.
Статьей 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон № 229-ФЗ) предусмотрено, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов.
В своей деятельности судебный пристав-исполнитель исходит из целей и задач исполнительного производства, которыми являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (ст. 2).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 105 Федерального закона № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом.
Частью 2 ст. 17.15 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа.
Как следует из материалов дела, в отношении администрации Александровского муниципального округа Пермского края ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ. В протоколе указано на то, что администрация Александровского муниципального округа Пермского края, являясь должником по исполнительному производству №-ИП, возбужденному ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа серии ФС №, выданного органом: Александровский городской суд Пермского края по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, не выполнила требования не имущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе в срок до ДД.ММ.ГГГГ, установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа ОСП по г. Кизелу и г. Александровску от ДД.ММ.ГГГГ, а именно не исполнила требования о возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального округа Пермского края устранить допущенные нарушения закона путем создания на территории Александровского муниципального округа Пермского края аварийно-спасательной и (или) аварийно-спасательного формирования, установлен срок для исполнения обязанности в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Документы, подтверждающие исполнение решения суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № не представлены. Постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> рублей, не обжаловано в установленный законом срок.
При рассмотрении дела врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Борисова Ю.Б., исследовав представленные в материалы дела доказательства, пришла к выводам о доказанности вины администрации Александровского муниципального округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 КоАП РФ, указав на то, что ДД.ММ.ГГГГ СПИ вынесено и вручено постановление о назначении нового срока исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Судебным приставом ДД.ММ.ГГГГ установлено, должник не исполнил требования исполнительного документа в установленный срок, что подтверждается актом совершения исполнительных действий от ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должностному лицу направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления доказательств исполнения решения суда, которые невозможно было представить в дату назначения рассмотрения дела об административном праволнарушении.
Как следует из постановления о наложении административного штрафа от ДД.ММ.ГГГГ, данное ходатайство администрации Александровского муниципального округа оставлено без удовлетворения.
Между тем, обеспечение прав участников процесса на стадиях досудебного производства возлагается на должностное лицо и орган, осуществляющий производство по делу.
В силу положений части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Статьей 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.
Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
В соответствии со статьей 29.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения ходатайств и заявлений выносится определение.
Указанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии участников производства по делам об административных правонарушениях. Лишая их возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, должностное лицо нарушает предусмотренные Кодексом требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела, установленные статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья городского суда при пересмотре дела по жалобе администрации установил, что административным органом лицу, в отношении которого ведется производство по делу, не была предоставлена возможность реализации его процессуальных прав, что повлекло нарушение его права на защиту, а именно было нарушено право администрации Александровского муниципального округа на представление доказательств.
При таких обстоятельствах следует признать, что при рассмотрении дела об административном правонарушении должностным лицом ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю не были созданы необходимые условия для обеспечения процессуальных гарантий прав лица, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренных частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что повлекло нарушение его прав. Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные должностным лицом нарушения процессуальных норм являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, следовательно, постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение на основании пункта 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю Борисовой Ю.Б. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Александровского муниципального округа Пермского края отменить.
Дело направить на новое рассмотрение должностному лицу начальнику отделения – старшему судебному приставу ОСП по г. Кизелу и г. Александровску ГУФССП России по Пермскому краю.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Н.Н. Горланова