59RS0004-01-2022-001226-68 судья Полевщиков А.В.
дело № 7-881/2022
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 26 мая 2022 года
Судья Пермского краевого суда Спиридонов Е.В., рассмотрев в судебном заседании при ведении протокола судебного заседания секретарем Кирьяковой С.В. жалобу начальника ОИАЗ ОП № 6 (дислокация Ленинский район) УМВД России по г. Перми Ч. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 30.03.2022, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шабанова Георгия Борисовича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 30.03.2022 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Шабанова Г.Б. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поступившей в Пермский краевой суд, должностное лицо - начальник ОИАЗ ОП № 6 (дислокация Ленинский район) УМВД России по г. Перми Ч. просит об отмене вышеуказанного постановления как незаконного.
При рассмотрении жалобы в краевом суде Шабанов Г.Б., извещенный о времени и месте судебного заседания, участие не принимал.
Защитник Першакова Е.Ю. просила оставить постановление без изменения.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.
Из протокола об административном правонарушении в отношении Шабанова Г.Б. следует, что он принял активное участие в несогласованном публичном мероприятии общественно-политического характера в форме митинга 24.02.2022 в период с 19:10 до 19:17 по адресу: г. Пермь ул. Ленина, 51, неоднократные требования сотрудника полиции о прекращении участия в незаконном мероприятии мероприятия проигнорировал.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из отсутствия в материалах дела доказательств того, что Шабанов Г.Б. принял активное участие в несанкционированном публичном мероприятии, использовал средства наглядной агитации и не выполнил требования сотрудника полиции о прекращении участия в нем.
С указанными выводами судьи районного суда согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, относятся: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (статья 26.11 КоАП РФ).
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», в силу пункта 1 статьи 2 которого публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Митингом в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона признается массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Согласно статье 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.
Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) (пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Часть 4 статьи 17 названного Федерального закона указывает на то, что неисполнение законных требований сотрудников полиции (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации) или неповиновение (сопротивление) им отдельных участников публичного мероприятия влечет за собой ответственность этих участников, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (статья 4). К таким процедурам относится, в частности, уведомление о проведении публичного мероприятия.
В силу пункта 1 части 4 статьи 5 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
Обеспечение в пределах ведения Пермского края условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в данном субъекте собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований урегулировано законом Пермской области от 10.2005 № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края», в соответствии с частью 1 статьи 4 которого уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган местного самоуправления, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
Прекращая производство по делу, судья районного суда в нарушение статей 24.1, 26.1 КоАП РФ не принял мер к полному и всестороннему исследованию обстоятельств дела, не учел, что для квалификации действий лица по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ не требуется установления факта его активного участия в публичном мероприятии, которое должно выражаться в использовании средств наглядной агитации.
Из анализа вышеприведенных норм Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ, а также диспозиции части 5 статьи 20.2 КоАП РФ следует, что для привлечения к административной ответственности по указанной норме юридически значимым обстоятельством является незаконность публичного мероприятия и участие лица в таком мероприятии, несогласованном в установленном порядке, вопреки предупреждению сотрудника полиции.
Судья районного суда, делая вывод о неучастии Шабанова Г.Б. в публичном мероприятии, и указывая на то, что он подошел к участникам несогласованного публичного мероприятия после предупреждения сотрудником полиции о незаконности его проведения, в нарушение статьи 26.11 КоАП РФ не дал какой-либо оценки видеозаписи публичного мероприятия в части того, находился ли Шабанов Г.Б. в момент предупреждения на площади возле Законодательного Собрания Пермского края, где проводилось мероприятие, или в непосредственной близости от нее; мог ли он слышать предупреждения сотрудника полиции посредством звукоусиливающего устройства (мегафона) исходя из прошедшего промежутка времени между предупреждением и появлением Шабанова Г.Б. в кадре видеозаписи. Выполнив положения статьи 26.11 КоАП РФ, судья имел возможность сделать вывод об осознании Шабановым Г.Б. того обстоятельства, что публичное мероприятие является несогласованным.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела судьей районного суда не были выполнены требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела, то есть были допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного, с учетом того, что на момент рассмотрения жалобы в Пермском краевом суде срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел не истек, настоящее дело об административном правонарушении в соответствии с требованиями пункта 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ подлежит направлению на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех обстоятельств дела, дать оценку всем имеющимся в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, вынести по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Перми от 30.03.2022, вынесенное в отношении Шабанова Георгия Борисовича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Перми.
Судья - (подпись)